Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Mузыка Норвегии/Фестивали в Норвегии/by:Larm 2012/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские исполнителиМузыкальные группы НорвегииСтатьи о музыке Норвегии
Архив музыкальных событий Фестивали в Норвегии Дискография
Композиторы НорвегииОбщество П.И. Чайковского в Осло 

BY:LARM 2012

Корреспондент «Афиши» провел три дня в Осло на фестивале by:Larm, посмотрел на Gus Gus, Мугисона, Husky Rescue и Mayhem, съездил на экскурсию по памятным местам Норвегии, видел Саймона Рейнолдса и Тодда Рандгрена — и убедился в том, что опыт норвежцев было бы хорошо и правильно применить к Москве.

Дорого. Промозгло. Грязно. Повсюду серый свалявшийся снег, посреди тротуара лежит брошенный кем-то полиэтиленовый плакат, на стенах домов то и дело попадаются граффити, к которым при всем желании не применишь глагола «красуется». Типическая до зевоты аристократическая архитектура иногда без предупреждения прерывается не менее типическими бизнес-центрами из стекла и бетона. Статные скандинавские блондинки на улицах встречаются примерно с той же частотой, что малорослые небритые турки, матерящиеся на своем языке. Свежие новости заставляют подозревать местных жителей в худшем. Гуляя в темноте, чувствуешь себя не слишком уютно. Осмотр основных достопримечательностей местного художественного музея занимает от силы полчаса. Есть, правда, Вигеланд-парк — выдающийся, гениальный скульптурный парк, но и он способен мощно расстроить чувства даже человеку с сильной психикой, ибо весь примерно о чудовищном и неизбывном экзистенциальном ужасе, в котором заключается суть человеческого бытия. И еще раз: дорого — и даже шаурма среди ночи обходится в 350 рублей; и даже путеводитель, остроумно названный «Гид по Осло для бедняков», в первых же строках сообщает: да, здесь адские цены и не особо есть чего делать, но раз уж приехали — вот вам. В общем, норвежская столица Осло в середине февраля может по-настоящему порадовать разве что россиянина, прибывшего из города, где тоже дорого, грязно и еще холоднее. Но особо не радует.

Между тем уже 15 лет в середине февраля в Норвегию съезжаются несколько сотен ключевых людей музыкальной индустрии Скандинавии — да и всего мира. Организаторы фестиваля by:Larm проводят его как будто вопреки — вот, мол, как можно жить с удовольствием и делать культуру в не самых радужных условиях; и подход этот работает. В течение трех дней по всему центру города (то есть в пределах примерно трех кварталов) играют, поют, пьют и танцуют норвежцы, исландцы, финны, шведы и датчане. Вручают премии — просто так и с денежным эквивалентом. Проводят презентации, лекции и творческие встречи. Устраивают маленькие пирушки для своих и чужих. Стандартный день на by:Larm выглядит примерно так: с утра желающие могут поехать покататься на санках (имеется в виду пятнадцатиминутный спуск на большой скорости с изрядным количеством крутых поворотов; начинаешь от одной станции метро, приезжаешь к другой, потом обратно на поезде — и так столько раундов, сколько захочет душа и позволит водоустойчивость штанов). Потом, например, сходить на семинар с Саймоном Рейнолдсом или Тоддом Рандгреном — или просто на дискуссию про то, что делать музыкальной индустрии в интернет-эпоху. Потом, ближе к вечеру, зайти в маленький бар, где люди, которые отвечают за финский музыкальный экспорт, ставят музыку, разливают алкоголь и бобовый суп, вручают колонки в подарок одному из счастливчиков, заблаговременно положивших визитку в специальный тазик. Ну а потом уж — в дорогу: из бара на 11-м этаже большого здания, в котором располагается штаб правящей партии, в построенный на прилегающей площади тент Nokia; из пропахшего потом и пивом клуба-гиганта с тремя залами — в переоборудованную под концертный зал церковь (музыканты играют прямо на фоне деликатно подсвеченного алтаря; в крипте располагается гардероб); из народного театра с бархатными креслами — в обшарпанный подвал на 50 человек. От разливанного балеарика Korallreven — к интимным шепотам Ханне Хюккельберг; от мнимого хипстерского хардкора Iceage — к подлинной мужицкой удали Kvelertak; от женственных исповедей Ане Брюн — к танцам под Four Tet, который вообще непонятно откуда здесь взялся (не скандинав же), но явно рад и себе, и публике. Плюс ко всему норвежцы — люди флегматичные и предусмотрительные: танцуют деликатно, на металлистов смотрят руки в боки, а самые поздние концерты тут заканчиваются в худшем случае в полтретьего, так что можно спокойно выспаться — и опять сначала.

Про by:Larm важно понимать, что он не вполне фестиваль в традиционном смысле этого слова. Он не столько для зрителей, сколько для участников — для делегатов, собранных отовсюду: журналистов, промоутеров, издателей, кураторов со всех концов света. Их централизованно заселяют в отель, для них проходят все семинары и дискуссии, им открыт бесплатный доступ в каждый из двадцати клубов, и группы, в конечном счете, играют именно для них. На by:Larm почти нет больших скандинавских звезд — ни Бьорк, ни Peter Bjorn and John, ни Робин, даже Линдстром играл в последний вечер за отдельную плату; вообще, почти все имена из безразмерного лайн-апа, которые до поездки мне были известны, перечислены в предыдущем абзаце. by:Larm — это шоукейс, выставка-продажа, смотр новых музыкальных сил одного отдельно взятого континента, сил, которые предлагается учесть или приобрести. Он берет не частностями, но совокупностью всего этого бесконечного количества людей, которые играют, звенят, шумят и орут. Что, конечно, не означает, что после всего не остается конкретных сильных впечатлений. Вот общеизвестные Gus Gus, с которыми я почему-то столкнулся живьем в первый раз, — два викинга за столом с приборами продуцируют мощный и мелодичный хаус, три человека на разные голоса поют в микрофон; триумф. Вот патриархи блэк-метала Mayhem — выдающееся хоррор-шоу с перевернутыми крестами и громкими воплями «сатана». Вот исландский бородач Мугисон, театрализованный блюз-рок которого скучно звучит в записи и совершенно феерически выглядит на сцене. Вот обновленные Husky Rescue, играющие так хрупко, красиво и тихо, что боязно даже переступить с ноги на ногу. Вот сильное впечатление в негативном смысле — шумевшая пару лет назад девица Ида Мария со своим шутейским девичьим брит-роком, превратившаяся в ужасную самопародию. Вот финский электронный дуэт Renassaince Man, играющий перед 20 людьми в 9 вечера и умудряющийся заставить их танцевать. Ну и так далее. Можно было бы прожить без всех этих концертов? В общем да — и эффект от того же Вигеланд-парка перекрывает их все без труда. Но важнее — другое.

Один из главных аттракционов by:Larm — утренняя автобусная экскурсия по блэк-металлическому Осло. Примечательны в ней даже не сами памятные места (церковь, которую некогда сжег Варг Викернес, и кафе, в здании которого прежде располагался музыкальный магазин, бывший центром притяжения соответствующей публики, а в подвале до сих пор сохранилась зловещая черная надпись «Black metal»), а экскурсовод. Его зовут Андерс Одден, он основал группу Cadaver, играл с Celtic Frost и Satyricon, а главное — дружил с покойным Иеронимусом, которого зарубил Варг Викернес из Burzum, и своими глазами наблюдал, как рождалась главная музыкальная страшилка Скандинавии. Он на протяжении двух с половиной часов без умолку, с шутками, прибаутками и иронией, казалось бы, противопоказанной жанру, рассказывает, как все было на самом деле. Про вокалиста Mayhem по прозвищу Мертвый, который закопал в землю собственную одежду, чтобы она пропахла смертью, и выступал в ней, а потом застрелился. Про подростков, которых собрал вокруг себя Иеронимус и которые в количестве нескольких десятков человек и составляли всю тусовку. Про то, что и Варг, и Иеронимус происходили из семей среднего класса, что и позволяло им штудировать книжки про сатанизм и древние культы; что Иеронимус выработал себе диету, позволявшую жить на 150 крон в неделю, а однажды с дикой помпой повел друга в «Макдоналдс» и купил там бигмак; что когда начались церковные пожары, все блэк-металлисты порядком испугались; что Иеронимус практиковал пранкерство — звонил какому-нибудь коллеге в Швецию и страшным голосом сообщал, что он скоро умрет; и что убил его Варг, тоже, в общем, испугавшись подобной угрозы, имевшей целью исключительно самоутверждение все того же Иеронимуса. Способствует ли Одден таким образом укреплению локального музыкального бренда? Безусловно — современные мифы вообще живут лучше, когда противоречат сами себе.

Собственно, и весь by:Larm — ровно про это. Про то, как создать национальный музыкальный бренд. Вы вообще когда-нибудь задумывались, откуда берутся все эти «сказочные скандинавы» (абсолютно правдивый, кстати, ярлык, каждая третья группа тут звенит колокольчиками, каждая вторая поет инфантильным хором)? Представление о том, что в Швеции, Финляндии и Исландии какое-то невероятное количество симпатичных групп, — как оно появилось? То есть да, понятно, что по факту их там немало, — но меньше ли, чем, допустим, в Италии или Испании? by:Larm отвечает на этот вопрос просто: это сознательная культурная политика. Эти группы не «берутся», их выдают — в том числе с помощью такого вот фестиваля. Выставляют в лучшем виде, предъявляют на блюдечке тем, кто может разнести слух по всей планете: вот они, наши ребята, — хорошие, правда? И скандинавская музыка как термин, определение, которое само по себе может служить способом привлечь публику, — это результат целенаправленного программирования. Очень ловкая и выгодная сделка в символическом поле.

Так вот. Дорогой, недружелюбный, не слишком уютный, холодный город, который умеет репрезентировать себя так, что туда хочется вернуться, а оттуда хочется кого-нибудь доставить к широкой аудитории, — ничего не напоминает? Напоминает, по-моему. Москву. Только без придаточного, начинающегося с «который».

Я о чем: by:Larm на самом деле — готовая модель того, как можно было бы упаковать и продать новую русскую музыку. Наши чиновники ведь пекутся о том, как осуществить экспорт современной российской культуры (на словах, во всяком случае), — так вот вам, осуществляйте. Наши англоязычные музыканты (да и не только англоязычные) ведь страшно хотят показать себя миру — ну так дайте им шанс, и посмотрим, кто чего стоит. by:Larm происходит при активной господдержке всех скандинавских стран, а также при финансовой помощи государственной нефтяной корпорации и мобильного провайдера, — так что и примерная схема, откуда взять деньги, есть (и деньги есть, не отпирайтесь). А дальше рецепт понятен. Позовите промоутеров, лейбл-менеджеров, журналистов из Америки, Англии, Европы, купите им билеты, поселите в гостиницу — разумеется, они приедут, всем наверняка страшно интересно, что здесь творится (особенно в свете последних событий). Возьмите, скажем, район Китай-города — с десяток площадок там наберется. Выпишите музыкантов из Москвы, Петербурга, Ростова, Екатеринбурга, Омска, Калининграда; а еще лучше — раз уж там речь идет о целом регионе — и из Украины, из Белоруссии, из Грузии. Не хочется низкопоклонства перед западом, беспокоит вопрос национальной идентичности? Ну так «ДахаБраха», Kira Lao или «Троица» раскрывают его куда лучше и современнее, чем фольклорные ансамбли с восьмидесятилетним стажем и репертуаром. Пусть играют все — постпанк, построк, постдабстеп, этно-фолк, дарквейв, антигруша; гости сами разберутся. Играли же все те же самые люди прошлой осенью в парке Горького каждые выходные на каком-нибудь очередном мелком фестивале — так почему не собрать это все воедино, не сложить наконец единый образ новой русской музыки? Это же не только для экспорта нужно, это и на внутреннем рынке будет способствовать: ему отчаянно не хватает связности. Если Motorama ездит по центральной Европе, если Муджуса зовут на Sonar, если Tesla Boy выпускают в Англии (все считаные прецеденты такого рода — плод неистового труда либо самих ансамблей, либо сочувствующих культуртрегеров), — почему Жене Бродскому не поехать с несколькими концертами в ту же Скандинавию, почему «Краснознаменной дивизии имени моей бабушки» не смотаться с гастролями в Восточную Европу, почему Moremoney не подписаться с англичанами? Страшно, что нет больших звезд? Ну так их, наверное, и в Скандинавии двадцать лет назад не особо было — надо же когда-то начинать.

«by:Larm на самом деле — готовая модель того, как можно было бы упаковать и продать новую русскую музыку»

И потом — надо признать, что by:Larm изрядно способствует украшению промозглой рутинной жизни самого Осло. Вот представьте, если бы в «Солянке», «Летчике», China Town, «Кризисе», «Проекте ОГИ», «Билингве», 35ММ, «Пропаганде», «Мастерской» три дня подряд играли бы друг за другом и одновременно Narkotiki, Муджус, Sonic Death, «Дивизия», Stoned Boys, Stone Cold Boys, Pompeya, «Кассиопея», Motorama, The Retuses, Tip Top Tellix, «Лейтенант Коломбо», «СБПЧ», Scofferlane, Chaos In Heathrow, Manicure, Volosy Ptitz, «Серебряная свадьба», Никита Прокопьев, Ifwe, Ggle Highs, Vtgnike, «4 позиции Бруно», Xuman и все-все-все, а еще — в качестве, допустим, специальных гостей — «Аукцыон», «Ленинград» и «Мумий Тролль», — ну что вы, остались бы сидеть дома?

Ну и дураки бы были, если бы остались.

 

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Афиша Автор: Александр Горбачев



Важно знать о Норвегии Александр Горбачев - by:Larm 2012 - Как обустроить русский музыкальный экспорт по примеру Норвегии

Александр Горбачев - by:Larm 2012 - Как обустроить русский музыкальный экспорт по примеру Норвегии


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


BY:LARM 2012 Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru