Norway
/Культура/Праздники/Иванова ночь Ваша кодировка или язык:
Сегодня:Русский|English|Norsk
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
на правах рекламы:
return_links(); ?>
 
   
Jonsok - самая короткая ночь лета
Алексей Сельницин
Библиотека и Норвежский Информационный Центр
17 июня 2003

Первая половина двадцатых чисел июня - время особенное. Это пора самых длинных дней и самых коротких ночей. Кажется, вот-вот надвигающийся день прогонит ночную тьму навсегда. Деревья и травы цветут как никогда пышно. Птицы озаряют лес бодрыми голосами. Кое-где уже появляются первые лесные ягоды. Лето разгорается, но ещё далеко до сбора урожая. И в этот миг происходит удивительная мистерия, невидимая внешнему взгляду, - таинство летнего солнцеворота (Sommersolhverv). Дойдя до высшей точки, солнце начинает катиться вниз, к зиме.

К этому таинству приурочен главный праздник, дошедший до нас из далёких языческих времён, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. В дохристианской Руси к летнему солнцевороту был приурочен праздник Купалы, когда умирал бог весны Ярила и рождался мудрый Дажьбог, которого чтили как прародителя русичей и славян. Впоследствии церковь приурочила к языческим торжествам праздник в честь Иоанна Крестителя. Древние традиции, однако, остались живы, разве что праздник назывался теперь по-другому - Иван Купала. В Норвегии праздник также назван в честь Иоанна Крестителя, и потому зовётся "Иванова ночь" - Jonsok. Другое название праздника - Jonsvaka (Jonsvoko) - образовано от имени Johan и глагола vake - "бодрствовать". Это не случайно: считалось, что в Иванову ночь нельзя спать до самого рассвета - не только потому, что можно услышать пение эльфов, но прежде всего с целью оберега на весь грядущий год. Ещё одно название праздника, более "официальное" - Sankthansaften или Sankthansnatt.

Торжества в честь праздника начинались вечером (он назывался Jonsokaften) и продолжались всю ночь, завершаясь встречей рассвета - восходящего солнца. До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Его упразднение, однако, не стало поводом для того, чтобы народ охладел к нему, - напротив, Иванова ночь осталась любимым народным праздником. По сравнению с Рождеством и Пасхой этот праздник имеет гораздо меньше отношения к церковным торжествам. Больше всего древних языческих обычаев связано именно с Ивановой ночью.

Пожалуй, главная традиция, приуроченная к Ивановой ночи, - возжигание костров. С давних времён люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Огонь - самая сильная и действенная очистительная стихия: в нём может сгореть всё грязное и отжившее, но сам огонь всегда остаётся чистым. Костры в Иванову ночь разжигали несколькими способами. Как в доисторические времена, тёрли две деревяшки друг о друга или же вставляли лучину в отверстие. Этот обычай имел явное отношение к древним обрядам, связанным с оплодотворением. Если солнце ещё стояло на небе, огонь зажигали при помощи увеличительного стекла - такой костёр назывался nodild или vrideld. Зажжённый от солнца, он тем самым как будто обретал силу небесного светила. Как правило, костры жгли на высоких местах - ближе к солнцу.

Сам по себе костёр призван был "помочь" солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костёр и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костёр как можно больше - это считалось делом чести. По этому поводу часто устраивались состязания - у кого выше и ярче пламя. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра.

Во многих странах до сих пор распространён обычай прыгать через костёр, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. В Вестланне её называют kall или kjerring. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего, - один из самых торжественных моментов праздника. В некоторых районах вместе с шестом (или без него) сжигали большую куклу, сделанную из тряпок (filledokke) или из соломы (halmdokke), тем самым избавляясь от ведьм и злых наваждений. Также принято было поджигать колёса и катить их с гор, а затем топить в реках или в озёрах. Это не случайно: ведь колесо - древний символ солнца, а вращение колеса означает вечный круговорот всего живого в природе. Другой символ солнца, один из самых древних, встречающийся во многих культурах - свастика - к сожалению, многими воспринимается крайне одиозно после Второй мировой войны. Однако исконно этот знак никакого отношения к нацизму не имел, знаменуя собой вечное круговращение Вселенной. В этой связи интересно отметить, что в 1945 году в Одде и в Осло были сожжены тряпичные чучела, обозначавшие вождя норвежских фашистов Видкуна Квислинга…

На протяжении столетий в Скандинавии на Иванову ночь принято было сжигать на костре старые лодки. Этот обряд также очень древний и посвящён богу весны Бальдру, убитому рукой коварного Локи и сожжённому в своём корабле Рингхорне. В эпоху викингов такой погребальный костёр был частым явлением, тем более, если дружинники и родня провожали в Вальхаллу знатного воина или вождя.

Впрочем, не везде в Норвегии принято было жечь костры на Иванову ночь. В тех районах, где наблюдается "полночное солнце" (Midnattssol), такой костёр в принципе не нужен: сам по себе солнечный свет отпугивает нечистую силу. На сетерах - высокогорных пастбищах - доярки жгут факела или небольшие костры у хлева, чтобы обезопасить скот от диких зверей.

В Иванову ночь, когда силы природы находятся в наивысшем расцвете, принято было собирать травы и коренья - как для магических, так и для лечебных целей. Лучше всего, если их срезать серебряным ножом. Девушка, собравшая 7 или 9 кореньев или трав, могла положить их под подушку - в таком случае ей являлся во сне её суженый. Некоторые с той же целью спали на земле, под которой пробегал dulebekk - подземный источник. Девушки плели венки - один для себя, другой - для возлюбленного, и бросали в воду. Если венки плыли вместе - то было добрым предзнаменованием к свадьбе.

Во многих районах праздновали детские свадьбы. Праздничное шествие во главе с женихом и невестой расхаживало от дома к дому, получая угощения и благословения. Дети старались при этом как можно точнее изобразить "взрослую" свадьбу. Если не хватало жениха, его роль исполняла переодетая в мальчишечью одежду сверстница. Хотя представление выглядело шуточным, оно имело серьёзный смысл: такие "свадьбы" служили одним из вариантов обряда инициации, посвящения детей во взрослую жизнь, а также олицетворяли собой смену поколений и сулили крепкое и надёжное потомство. Примечательно, что "молодые" во время "бракосочетания" клялись друг другу в вечной дружбе.

Существовал также обычай наряжать "невесту", которую называли jonsokbrud. Для этого выбирали самую симпатичную из маленьких девочек и украшали её цветами с головы до ног. На голову водружался венок, на шею, пояс и на ноги привязывались гирлянды из лютиков и других цветов.

Как и во многих странах, ночь летнего солнцеворота в Норвегии - ночь любви и страсти. Молодые парочки, рассыпавшись по укромным местам, предавались любовным утехам. Если с точки зрения церкви это могло восприниматься как "грех", то, согласно дохристианским традициям, такое "прелюбодеяние" было священнодействием, своего рода жертвой богам. Дети, зачатые в Иванову ночь, наделялись особой божественной силой.

Роса, выпавшая в эту ночь, обладала целебными свойствами. Особенно полезна она от глазных болезней. Эту росу собирали, расстилая скатерти на траве. Отголоски этого обычая сохранились в некоторых старых церквях. Так, в церкви в Рёльдале (Roldal kirke, XII век) больные и увечные собирались на ночную мессу под распятие - считалось, что в эту ночь оно начинало слезоточить, и капля, попавшая на человека, могла его исцелить. Несмотря на официальный запрет в 1840 году, этот обычай сохранялся довольно долго. Целебной считалась вода из подземных и святых источников, большинство из которых было посвящено крестителю Норвегии Олаву Святому. Больным рекомендовалось лежать у источника всю ночь и пить освящённую воду, разговаривать при этом строго запрещалось. Людвиг Мюнте, бергенский епископ, издал в 1644 году официальный запрет, однако обычай был распространён вплоть до конца 19 столетия.

К летнему солнцевороту был приурочен обряд "пробуждения поля". Он совершался женщинами, иногда в одиночку, а иногда с детьми. Расхаживая по полю, крестьянки махали венками, сплетёнными из цветов и стебельков, и пели:

Vekk opp, vekk opp, både åker og eng!
A no har du sove so lengje i seng.
A no har det vori både snjov og regn.
A no e Jonsoknotto kommo!

Проснитесь, проснитесь, поля и луга!
Так долго вы спали в кроватке,
Под дождём и под снегом,
А теперь пришла Иванова ночь!

Такой обряд, как правило, совершался вечером перед праздником, а его проведение вменялось в обязанность хозяйке дома. В эпоху христианства обряд совпал с крёстным ходом, когда священник в сопровождении крестьян обходил поля, благословляя грядущий урожай. Существовал также обычай, согласно которому крестьяне с целью обезопасить свои посевы "ограждали" поле зелёными ветками, устанавливая их по углам поля. Украшение дома ветками и цветами - также непременная деталь праздника. Для украшения использовались цветки клевера, колокольчиков, маргариток, фиалок, водосбора и многие другие. Часто праздник сопровождался катанием на лодках, которые также украшались цветами или молодой берёзовой листвой. Букеты, которыми украшали дом, не выбрасывали, а хранили в засушенном виде: считалось, что они помогают при болезнях.

Безусловно, Иванова ночь - самый весёлый народный праздник. Это миг наивысшей радости и веселья, когда человек ощущает себя единым с природой, с окружающим миром. А если всё цветёт вокруг - то как же не петь и не веселиться? Крики, выстрелы ружей и громкие песни отмечают начало праздника. Шумные торжества не стихают до самого рассвета. Главным угощением служит сладкая молочная каша rømmegrøt. Не обходится в Иванову ночь и без возлияний, которые в древности также имели сакральный смысл, совершаясь во славу богов.

Разумеется, в наши дни многие из названных обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив, и до сих пор воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.

О тех, кто в наши дни празднует ночь летнего солнцеворота и другие праздники по обычаям предков, см. на норвежском языке: www.bifrost.no.


Остальные статьи L&NIC
 
Статьи
День святого Мартина.
Иванова ночь.
Троица в Норвегии.
17 мая в Коломенском.
17 мая - Национальный праздник Норвегии.
Пасха в Норвегии.
Масленица по-норвежски.
Юлениссен - есть ли он?
Капризный ниссен.
Акевит льётся рекой.
На севере это тоже делают.
 
Праздники
Новый год — 1 января
Первое мая — 1 мая
День Конституции — 17 мая
Духов день — 31 мая
Рождество — 25 и 26 декабря
 
А также различные религиозные праздники, число которых меняется от года к году.
 
[an error occurred while processing this directive]
Ссылки

 
Партнеры



 
      Иванова ночь Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru