Вратарь "Ливерпуля" (KEEPER'N TIL LIVERPOOL, 2010)
оригинальное название: Keeper'ntilLiverpool
год: 2010
страна: Норвегия
режиссер: Арилд Андресен
сценарий: Ларс Гудместад
продюсер: Håkon Øverås, ThereseBøhn, KarinJulsrud
оператор: Гауте Гуннари
композитор: Аслак Хартберг
монтаж: Йон Эндре Морк
жанр: комедия, семейный фильм
бюджет NOK 16 350
премьера (мир) 22 октября 2010
время 90 мин.
"Вратарь «Ливерпуля»" - добрая и забавная комедия для семейного просмотра и первый полнометражный фильм Арильда Андерсена. До этого он в течение нескольких лет работал над рекламными фильмами и роликами, которые были отмечены рядом норвежских и международных премий. Также он снял два короткометражных фильма: «Мария» (Mary, 2000) и «Сиди спокойно» (Sitt stille, 2003). Первой крупной работой режиссёра был детский сериал «Парни» (GuttaBoys), семь эпизодов которого были впервые показаны по NRKв 2006 году. Сериал с успехом был показан в ряде других стран и получил ряд наград.
Сценарий «Вратаря…» был написан Ларсом Хоконом Гюдместадом, ранее написавшего сценарии к фильмам «Ограбление» (Ran, 2005), «Кровные узы» (Blodsbånd, 2007) и «Толстяк» (Fatso, 2008) и другим.
Главный герой фильма – тринадцатилетний Ю (в роли сыграл Аск ван дер Хаген) – живёт вдвоём с матерью (Андрине Сэтер). Он вполне типичный подросток, неплохо учится в школе и, как и многие сверстники, интересуется футболом. Вместе с тем, жизнь его полна опасностей. Прежде всего это задиристые сверстники, которым он вынужден подчиняться и которые готовы подтрунить над ним при каждом удобном случае. Больше всех он боится верзилу Тома Эрика (Юстейн Брокс), за которого он даже вынужден делать домашние задания. Что касается футбола, то интерес Ю к этой игре ограничивается коллекционированием карточек со знаменитыми игроками. Мысль о том, чтобы выйти на поле и встать в ворота, его пугает. Также пугают его и симпатичные сверстницы. Но в общем и целом, жизнь идёт своим чередом. От отца в наследство ему достались эспандеры, с которыми он занимается каждый вечер, вспоминая слова отца: «Тот, у кого сильная хватка, может больше ни о чём не беспокоиться». – Ю мечтает найти карточку с изображением вратаря «Ливерпуля». Она считается особенно ценной, и за ней гоняются все его сверстники. Ю считает, что эта карточка принесёт ему удачу и круто изменит его жизнь. А фантазия у Ю весьма богатая. Он то и дело «проигрывает» ситуации, думая, как бы он мог поступить и что бы случилось, если бы он поступил так, а не иначе. Всё это проходит перед зрителем на экране и придаёт реальности изображаемого другое измерение.
Переломным событием в жизни Ю становится появление в классе новой девушки – красавицы Мари. Происходит непоправимое: герой влюбляется по уши. Разумеется, о каких-то серьёзных отношениях в таком возрасте говорить трудно, но страсти в душе Ю кипят нешуточные. При этом он оказывается небезынтересным для Мари, которая, как и он, отлично разбирается в математике. Однако, пытаясь завязать дружеские отношения с Мари, Ю раз за разом попадает в ситуации, когда он вынужден сделать выбор, и этот выбор оказывается жизненно важным. Внешне ситуации могут выглядеть банальными – например, когда он опаздывает на встречу с Мари, потому что вынужден, запуганный угрозами Тома Эрика, остаться в классе и решить за него задачи. Однако речь идёт об экзистенциальном выборе: либо оставить всё как есть и продолжать жить в страхе, подчиняясь другим, либо стать самим собой и жить полноценной жизнью. Угождать «и нашим, и вашим» никак не получается. И как быть в ситуации, когда, казалось бы, всё рушится и уходит из-под ног? Желанная карточка с вратарём внезапно исчезает, самого Ю берут с поличным, когда он пытается найти её в доме у Тома Эрика, мать Ю выставляет из дома соседа, питающего к ней и к Ю самые светлые чувства, а брат Эйнара, выдающий себя за игрока «Ливерпуля», оказывается всего лишь психически нездоровым фантазёром. А самое страшное – Мари страшно разочарована в Ю, потому что он боится футбольного мяча, Тома Эрика и боится быть самим собой… - «Тот, у кого сильная хватка, может больше ни о чём не беспокоиться», - вспоминает Ю слова погибшего отца, и одна такая хватка резко меняет и его жизнь, и отношение к нему окружающих.
"Вратарь «Ливерпуля»" снят в довольно традиционной манере, где неспешное, но при этом отнюдь не скучное повествование разбавляется фантазиями Ю – не менее реалистичными, чем то, что происходит с ним на самом деле. Фильм лишён навязчивости и поучительности, но при этом ставит перед зрителем вполне серьёзные вопросы, главные из которых – как человеку стать взрослым, преодолеть страхи и быть самим собой. При всём комедийном настроении жизнь подростков показана драматичной, но без «чернухи». Поэтому «Вратаря…» трудно назвать комедией в полном смысле этого слова, так как некоторые эпизоды фильма могут заставить зрителя всерьез задуматься. Сыгравшие в фильме молодые актёры справились со своей задачей блестяще. Особенно это касается Аска ван дер Хагена, для которого роль Ю стала дебютом в кино.
"Вратарь «Ливерпуля»" уже покорил сердца зрителей не только в Норвегии. Он участвовал в ряде престижных кинофестивалей, в том числе в Берлине, где получил «Хрустального медведя» за лучший фильм для детей.
(c) А.А. Сельницин (БНИЦ)
Вратарь "Ливерпуля" (Keeper'n til Liverpool, 2010)
Вратарь "Ливерпуля" (KEEPER'N TIL LIVERPOOL, 2010)