Кто же такая хульдра? | Путешествие | NORGE.RU /Первая страница/Путешествие/Кто же такая хульдра?
     
ОБРАЗ ХУЛЬДРЫ В НОРВЕЖСКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ

Алексей Сельницын
12 сентября 2002

Эрнульф Ходне пишет и о хульдрах-соблазнителях, принимавших мужское обличье. Они завлекали девушек золотом и драгоценностями, а если те не покупались, - насылали на них порчу.

Таким образом, контакты людей с хульдрами представляли большую опасность. Впрочем, народные поверья предлагают широкий выбор средств защиты от "нечисти". Можно сделать так, чтоб хульдра вообще не смела показываться тебе, - для этого нужно окурить себя волчьим лыком и/или паслёном. Далее, хульдры, поскольку они - "нечистая сила", боялись всего, что было связано с христианским культом. Согласно поверьям, они опасались даже называть священника по имени, именуя его "чёрным человеком" (Svartemannen). Надёжным средством было выжечь на двери избушки крест, или же осыпать её по кругу землёй с кладбища или из-за церковной ограды. Но самым действенным средством против хульдр была сталь. Удар стальным ножом мог превратить её в камень, как и выстрел из ружья. Смертельным для хульдры, как и для прочих "подземных жителей", был удар молнии [vi].

Если же попасть в неё стальным предметом - хульдра становится навеки твоей рабыней. Но подобное жестокое обращение встречалось редко. Гораздо чаще люди предпочитали жить с хульдрами мирно, избегая прямых контактов. Даже в горы рекомендовалось приходить в строго отведённое время, дабы не беспокоить хозяек.

Хульдра имела самое прямое отношение к скотоводству. Её часто могли видеть в роли пастушки, пасущей огромные стада, причём скот у неё никогда не болел, отличался высокими удоями и плодовитостью, и всегда был ухожен и откормлен. Често хульдра являлась к пастухам и предлагала обменяться скотиной. При этом люди никогда не проигрывали - скорее наоборот.

Бывало так, что скотина у хульдр и у людей хранилась в одном хлеву, или же хульдры попросту селились рядом с хлевом. Тогда их необходимо было подкармливать, иначе они могли причинить несчастья. Самое малое - выдоить скотину до прихода хозяев. Или же эксплуатировать её по ночам, после чего у коров выпадала шерсть, а на шкуре оставались раны и ожоги, они доились кровью и погибали. Но если крестьянин ладил с хульдрами, не забывал оставить им на ночь миску с молочной кашей, - они помогали ему ухаживать за живностью, в результате чего коровы хорошо доились и плодились, а телята быстро подрастали. Часто, если доярки просыпали утреннюю дойку, хульдра будила их.

Теснее всего хульдра была связана с горными пастбищами - сэтерами. Осенью, когда начинало рано темнеть и холодало, люди уходили с пастбищ, и обитателями их избушек становились хульдры. С этим приходилось мириться, - иначе не миновать беды. Некоторые незадачливые пастухи оставляли в избушках распятие или выжженный на стене крест. Тогда хульдра становилась бездомной. Она плакала и выла по ночам, а следующей весной вредила обидчику и его скотине. Потому крестьянин, уводя весной скотину в горы, перебрасывал через спины коров тлеющие головёшки или подожжённые куски торфа, - чтобы хульдра не подоила или не украла.

Любили хульдры и их родственники вмешиваться в строительные работы. Часто человек, закладывая фундамент избушки, обнаруживал наутро, что он перенесён на другое место. Спорить здесь с хульдрой было бесполезно: она всё равно передвинет фундамент или сам домик туда, куда ей нужно. Как это ни странно, но хульдры вместе с другими горными жителями иногда принимали участие даже в постройке церквей! Однажды "нечисть" двух соседних хуторов устроила соревнование, кто быстрей выстроит церковь. Когда один из карликов увидел, что у соперников уже всё готово, то швырнул в постройку бедренную кость, которая разбила купол, а в земле оставила огромную яму (Heide, S.43).

Следует отметить и то, что хульдры были мастерицами по части врачевания. Здесь они могли выступать как во вредоносной функции, так и во врачебной. Могла она навредить человеку так, что ни врач, ни даже священник не могли ему помочь. Но могла и подсказать, как излечиться, - правда, в ответ на обещание держать рецепт в секрете. Как-то раз одна женщина повстречала хульдр - мать и дочь - и пожаловалась им на боли в спине. Те посоветовали связать подушку из шёлковых рукавиц, да наказали никому не говорить об этом. Женщина поступила так и избавилась от болей, но разболтала всем односельчанам о чудесном излечении. За это и поплатилась: сын её вскоре потерял ногу и не смог ходить (Heide, S.36-37).

Мы уже говорили о том, что хульдры часто стремились породниться с человеком, и нередко совершались - гласные или негласные - браки между хульдрой и простым крестьянином. От таких браков даже рождались дети. Чаще всего в сказаниях упоминается о брачных связях хульдры с кузнецом. При этом случалось так, что если муж начинал вдруг плохо обращаться с супругой или попрекать её происхождением, та могла отомстить ему - например, сделавшись безобразной. Или присмирить мужа, голыми руками распрямив раскалённую железную подкову. Один парень женился на хульдре, долго жил с ней, но со временем разлюбил и начал плохо обращаться. Как-то раз решил он сходить к кузнецу, чтобы выковать новые подковы - прежние были слишком узки, на что жена язвительно отреагировала: "А сам разве не можешь?" Потом схватила подковы и разогнула их, но теперь они оказались широки. Наконец хульдра подогнала их по размеру копыт, после чего заявила мужу: "Я и тебя согну в бараний рог, если будешь со мной неласков!" Парень присмирел, и они жили после того счастливо (Heide, S.17).

Пожалуй, самой замечательной чертой хульдр и прочих "подземных жителей" была их музыкальность. Едва заслышав мелодию, они тотчас пускались в пляс, и могли дать фору даже самым опытным танцорам. Именно в танце чаще всего и обнаруживался коровий хвост. Как ни прятала его хульдра, но устоять перед волшебными звуками музыки не могла, и забывалась в танце. Сами хульдры были великолепными музыкантами и композиторами - звуки их рожков эхом разносились по горам, настораживая и околдовывая незадачливых слушателей. Видимо, именно благодаря этому поэты-романтики считали хульдру своей музой и вдохновительницей.

БИБЛИОГРАФИЯ:
 
Берков, В.П., Бёдварссон, А. Исландско-русский словарь. – М.: 1962.
Bø, Olav. Trollmakter og godvetter. Overnaturlege vesen i norsk folketru. – Oslo: Det Norske Samlaget, 1987.
Heide, Eivind. Huldra og annen trollskap. Folketro før i tida. – Oslo: Aschehoug, 1971.
Hodne, Ørnulf. Norsk folketro. – Oslo: J.W.Cappelens Forlag, 1999.
Segner – Gåter – Folketru. Frå Nordmør. Samla ved Edvard Langstet. – Oslo: Norsk Folkeminnelag, 1948.
 
Примечания:
 
[vi] Лангстет, говоря об этом поверьи, прибавляет также то свидетельство, что раньше хульдр и "нечисти" было гораздо больше, - нынче их род поизмельчал, ибо с каждым ударом молнии один из "подземных жителей" погибал (Langstet, s.52)
 


Остальные статьи Алексея Сельницына Обсудить на форуме  Читать
         
Кто же такая хульдра?