Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Литература Норвегии: краткая история/Норвежские авторы литературы/Юхан Вельхавен/ВЕЛЬХАВЕН И НОРВЕЖСКИЙ РОМАНТИЗМ/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт ГардермуэнНорвежские исполнители
Архитектурные памятники НорвегииПраздники в НорвегииПартнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреатыСтатьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьиЮбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайте Литература Норвегии: краткая история Король Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись НорвегииИстория Норвегии - обзорДекабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня НорвегииНорвегия в годы Второй мировой войныПрессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

ВЕЛЬХАВЕН И НОРВЕЖСКИЙ РОМАНТИЗМ

Сельницин Алексей стажёр-исследователь
кафедры русской и зарубежной литературы КГУ

Ю.С.ВЕЛЬХАВЕН И НОРВЕЖСКИЙ РОМАНТИЗМ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
 

 Развитие романтизма как литературного направления в Норвегии имело особый характер. Оно проходило в условиях национально-освободительного движения, становления национальной культуры и языка. После освобождения от датского владычества в 1814 г. остро встал вопрос о путях развития искусства. Возникли две основных тенденции: следование традициям датской и европейских литератур и обращение к провинциальной, народной стихии.
 

&nbdsp;Юхан Себастиан Вельхавен (1807-1873), выбравший первый путь, в оценке соотечественников явился фигурой достаточно одиозной. В силу того, что в литературе возобладала "норвежская" традиция, клеймо "даномана", "ретрограда" надолго закрепилось за поэтом. Однако Вельхавен занял своё место в истории норвежской литературы, и его творчество принципиально важно для понимания литературного процесса 1830-1860 г.г.
 

&nbdsp;Проблема здесь касается не только противоборства "норвежской" и "датской" тенденций. Даже с этой точки зрения фигура Вельхавена представляется далеко не однозначной. Наблюдения над языком его произведений позволяют сделать вывод о том, что "даноман" в ряде случаев не чуждался чисто "норвежских", диалектных по происхождению слов и выражений.
 

&nbdsp;Дискуссия между Вельхавеном и Хенриком Вергеланном касалась во многом вопросов сугубо эстетических. Вельхавен полагал, что высшая цель искусства - красота. Громкие фразы и трибунные выражения - не для поэзии. Свобода творчества достигается не только по наитию, но путём учения, духовного развития художника. На одном вдохновении и плоских амбициях не создать подлинного шедевра, - здесь Вельхавен предпринимал достаточно резкий выпад против Вергеланна, который, по его мнению, "не понял собственной незрелости" и "сразу устремился к высшему".
 

&nbdsp;Романтик по своей сути, Вельхавен отвергает многие установки романтического искусства. Он критически относится к таким понятиям, как "поэтическая свобода", "гениальность", "вдохновение", считая их ничего не значащими красивыми словами. Поэт делает ставку на рациональное, логическое начало и успешно реализует этот принцип в своих стихотворениях. Чёткая композиция, ориентация на строгие размеры, точность передачи поэтического настроения стали основными достоинствами его ли-рики. Даже К.Гамсун, в целом негативно относившийся к Вельхавену, признавал здесь, что тот "был точен, как ювелир".

&nbdsp; Вместе с тем миросозерцание Вельхавена было типично романтиче-ским со всеми характерными атрибутами. Тяга к "запредельному", трагическому, минорные настроения закрепили за поэтом репутацию певца "унылых картин" (по выражению С.Хёля). Главный упрёк, который бросал ему Б.Бьёрнсон, - "похоронные настроения" Вельхавена не вписывались в мироощущение эпохи, вдохновлявшейся "бодрыми песнями" Вергеланна. Ставка на "рассудок и волю" приводит к тому, что стихи Вельхавена оказываются, по мнению Бьёрнсона, лишь "красивой безделушкой".
 

&nbdsp; Можно согласиться с тем, что лирика Вельхавена - "рассудочная", интеллектуальная, ориентированная на философские рассуждения; умственное начало в ней преобладает над чувственным. В чём-то поэт нарочито традиционен, в чём-то, наоборот, опережает своё время. Так, художественные образы Вельхавена, ёмкие и многозначные, намечают путь к художественным открытиям символизма. Так, в стихотворении "Дикая утка" (1836) образ горделивой морской птицы, "в шутку" (for loier) застреленной охотником, выступает как символ хрупкой и мимолётной жизни, всецело зависящей от капризов судьбы. Позже, уже в духе символизма, этот образ разрабатывает Ибсен в одноимённой пьесе.
 

&nbdsp;Так или иначе, творческое своеобразие Вельхавена необходимо рассматривать в контексте развития норвежской поэзии XIX в. Романтическое движение, во главе которого стоял Вергеланн, пыталось решать иные задачи, нежели Вельхавен. Эпоха требовала создания норвежской национальной литературы, и настроения Вергеланна и его сторонников оказались более ей созвучны. Несмотря на "провинциализм" и "грубость" их ранних романтических опытов, "народная" тенденция возобладала в ходе дальнейшего развития норвежской литературы. Вместе с тем ориентация на датские и европейские образцы в эпоху "незрелости" норвежской культуры была посвоему оправдана. Как бы то ни было, понять сложный и противоречивый процесс становления национальной культуры и эстетики без Вельхавена невозможно.
 

Основная литература:
1. Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970). - М.: 1980.
2. Писатели Скандинавии о литературе. - М.: 1982.
3. Стихи норвежских поэтов XIX века / Предисловие и примечания Б.Ерхова. - М.: 1985.



Важно знать о Норвегии ВЕЛЬХАВЕН И НОРВЕЖСКИЙ РОМАНТИЗМ - Поэзия Норвегии


 
 

Web www.norge.ru

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


ВЕЛЬХАВЕН И НОРВЕЖСКИЙ РОМАНТИЗМ Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru