Е. Битерякова
Концерты скандинавской органной музыки
в Лютеранской церкви Св.
Екатерины в Санкт-Петербурге и в Государственном центральном музее музыкальной
культуры
им. М.И. Глинки в Москве
16 февраля 2006 года в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки состоялся первый в Москве концерт цикла MUSICA NORDICA.
Цикл концертов, представляющих музыку для органа скандинавских композиторов XIX–XX веков, проводится при поддержке Музыкального совета Северных стран (Nordiska Musikkommitten, NOMUS). Инициатор проекта – органист и музыковед, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории Михаил Мищенко.
М. Мищенко — автор ряда исследований, посвященных скандинавской музыке, в частности, творчеству Вильхельма Стенхаммара, Йухана Свенсена, Яна Сибелиуса, Карла Нильсена и др. Интерес к скандинавской культуре во многом определяет и его концертный репертуар. В цикле MUSICA NORDICA музыкант исполнит произведения скандинавских композиторов для органа соло и в дуэте со скрипкой (Теймур Усубов). Любителям органной музыки и всем интересующимся скандинавской культурой предоставляется редкая возможность услышать сочинения, практически не звучащие на отечественной концертной эстраде.
В двух первых концертах, прошедших в Санкт-Петербурге 15 января и в Москве 16 февраля прозвучали сочинения датчан Н. Гаде и К. Нильсена, финна Я. Сибелиуса, норвежца А. Саннволда и шведа Э. фон Коха.
Из аннотаций к концерту:
Датчанин Нильс
Вильгельм Гаде (Gade, 1817–1890) был одним из первых выдающихся
композиторов Скандинавии, которых воспитала лейпцигская школа. Гаде заявил о себе в 1840 году, когда его увертюра «Отзвуки
Оссиана» получила первую премию на конкурсе по композиции в Лейпциге. С самого
начала в его музыке слышали новый колорит — северный, скандинавский.
Будучи одно время церковным органистом, Гаде сочинил несколько пьес для органа. Три пьесы ор. 22 (1851) относятся к лучшим образцам его камерной
музыки.
Карл Нильсен (Nielsen,
1865–1931) — классик датской музыки, выдающийся симфонист ХХ века. Commotio
(1931) — самое последнее сочинение НИльсена и единственное его масштабное
произведение для органа. Одночастная композиция протяженностью около получаса
близка жанру симфонии и вмещает в себя различные образы музыки — барочную
фантазию и фугу, романтические adagio и скерцо
и др. Название — Commotio —
многозначно: латинское слово указывает не только на движение вообще, но и на
движение, волнение души.
Две пьесы ор. 111, Интрада
и Траурная музыка — единственные
композиции классика финской музыки Яна
Сибелиуса (1865–1957) для органа. Сочинены в 1925 году как церемониальная
музыка по случаю визита в ельсинки короля и королевы Швеции.
Арильд
Саннволд (Sandvold, 1895–1984) — крупнейший норвежский органист,
композитор и педагог. Саннволд испытывал значительное влияние немецкой органной
школы Регера — Штраубе. Служил органистом Домского собора в Осло (1933–1966),
воспитал многих норвежских органистов нескольких поколений. Две пьесы для органа на тему Йозефа Гайдна
(1947) написаны на безыскусный хорал в простой тональной гармонии.
Эрланд фон
Кох (von Koch, р. 1910) —
композитор, дирижер, органист. «Патриарх» современной шведской музыки, один из
самых разносторонних композиторов Швеции. Ему в заслугу ставят обновление
популярной ветви так называемой академической музыки.
Творчество Коха можно отнести к неоклассицизму, впрочем, весьма умеренному, в
рамках тональной гармонии. «Моя цель — простой, ясный мелодический стиль… Мне
нравится, чтобы гармония была бы не слишком сложной. Чем старше становишься,
тем яснее понимаешь важность мелодии» (Э. фон Кох).
Следующий концерт в Москве состоится
26 марта, в четверг, в 19.00
в Большом (Органном) зале
Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки
ул. Фадеева, 4 (ст. метро «Маяковская»,
«Новослободская»).
Билеты (70 руб.) можно приобрести в музее перед
началом концерта.
Справки по тел.: (495) 739
6226
Прозвучат сочинения
Рюда Ланггора, Эгиля Ховланна, Эйлерта Хегеланна,
Лудольфа Нильсена
для скрипки и органа