Е. Битерякова

Концерты скандинавской органной музыки

в Лютеранской церкви Св. Екатерины в Санкт-Петербурге и в Государственном центральном музее музыкальной культуры

им. М.И. Глинки в Москве

 

16 февраля 2006 года в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки состоялся первый в Москве концерт цикла MUSICA NORDICA.

Цикл концертов, представляющих музыку для органа скандинавских композиторов XIXXX веков, проводится при поддержке Музыкального совета Северных стран (Nordiska Musikkommitten, NOMUS). Инициатор проекта – органист и музыковед, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории Михаил Мищенко.

М. Мищенко — автор ряда исследований, посвященных скандинавской музыке, в частности, творчеству Вильхельма Стенхаммара, Йухана Свенсена, Яна Сибелиуса, Карла Нильсена и др. Интерес к скандинавской культуре во многом определяет и его концертный репертуар. В цикле MUSICA NORDICA музыкант исполнит произведения скандинавских композиторов для органа соло и в дуэте со скрипкой (Теймур Усубов). Любителям органной музыки и всем интересующимся скандинавской культурой предоставляется редкая возможность услышать сочинения, практически не звучащие на отечественной концертной эстраде.

В двух первых концертах, прошедших в Санкт-Петербурге 15 января и в Москве 16 февраля прозвучали сочинения датчан Н. Гаде и К. Нильсена, финна Я. Сибелиуса, норвежца А. Саннволда и шведа Э. фон Коха.

 

Из аннотаций к концерту:

Датчанин Нильс Вильгельм Гаде (Gade, 1817–1890) был одним из первых выдающихся композиторов Скандинавии, которых воспитала лейпцигская школа. Гаде заявил о себе в 1840 году, когда его увертюра «Отзвуки Оссиана» получила первую премию на конкурсе по композиции в Лейпциге. С самого начала в его музыке слышали новый колорит — северный, скандинавский.

Будучи одно время церковным органистом, Гаде сочинил несколько пьес для органа. Три пьесы ор. 22 (1851) относятся к лучшим образцам его камерной музыки.

Карл Нильсен (Nielsen, 1865–1931) — классик датской музыки, выдающийся симфонист ХХ века. Commotio (1931) — самое последнее сочинение НИльсена и единственное его масштабное произведение для органа. Одночастная композиция протяженностью около получаса близка жанру симфонии и вмещает в себя различные образы музыки — барочную фантазию и фугу, романтические adagio и скерцо и др. Название — Commotio — многозначно: латинское слово указывает не только на движение вообще, но и на движение, волнение души.

Две пьесы ор. 111, Интрада и Траурная музыка — единственные композиции классика финской музыки Яна Сибелиуса (1865–1957) для органа. Сочинены в 1925 году как церемониальная музыка по случаю визита в ельсинки короля и королевы Швеции.

Арильд Саннволд (Sandvold, 1895–1984) — крупнейший норвежский органист, композитор и педагог. Саннволд испытывал значительное влияние немецкой органной школы Регера — Штраубе. Служил органистом Домского собора в Осло (1933–1966), воспитал многих норвежских органистов нескольких поколений. Две пьесы для органа на тему Йозефа Гайдна (1947) написаны на безыскусный хорал в простой тональной гармонии.

Эрланд фон Кох (von Koch, р. 1910) — композитор, дирижер, органист. «Патриарх» современной шведской музыки, один из самых разносторонних композиторов Швеции. Ему в заслугу ставят обновление популярной ветви так называемой академической музыки. Творчество Коха можно отнести к неоклассицизму, впрочем, весьма умеренному, в рамках тональной гармонии. «Моя цель — простой, ясный мелодический стиль… Мне нравится, чтобы гармония была бы не слишком сложной. Чем старше становишься, тем яснее понимаешь важность мелодии» (Э. фон Кох).

 

Следующий концерт в Москве состоится

 

26 марта, в четверг, в 19.00

в Большом (Органном) зале

Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки

ул. Фадеева, 4 (ст. метро «Маяковская», «Новослободская»).

Билеты (70 руб.) можно приобрести в музее перед началом концерта.

Справки по тел.: (495) 739 6226

 

Прозвучат сочинения

Рюда Ланггора, Эгиля Ховланна, Эйлерта Хегеланна, Лудольфа Нильсена

для скрипки и органа