Добровейн | Музыка | NORGE.RU /Первая страница/Музыка/Исай Добровейн
     
Исай Добровейн
- Из мрака забвения

Орлов Ярослав
[12 июня 2001]

   Достижения Исая Александровича Добровейна - дирижера, пианиста, композитора и оперного режиссера постановщика поизводит не только глубокое впечатление, но и является частью мировой музыкальной истории.
 

 Исай Добровейн родился в 1891 году в России в Нижнем Новгороде. Новгороде в бедной еврейской семье. Скончался Добровейн в 1953 г. в Осло, где и похоронен. Исай Добровейн был современником Сергея Прокофьева. Его игрой на рояле восхищался Ленин. Максим Горький и легендарный главный дирижер берлинского Филармонического оркестра Вильгельм Фурвенглер были его друзьями.
 

Исай Добровейн был одним из основателем Лондонского филармонического оркестра. С 1927 года по 1931 год Исай Добровейн был главным дирижером филармонического оркестра г. Осло. В 1929 году он получил Норвежское подданство и в 1934 году вместе с семьёй поселился в Норвегии.
 

 Исай Добровейн внес значительный вклад в дело распространения норвежской музыки за границей. Его усилия в этой области в настоящее время почти забыты, но наконец настало время обратить внимание на деятельность Исая Добровейна - композитора, пианиста, дирижера. Добровейн с ранних лет испытывал сильное влечение к норвежскому искусству.

 Неоспоримым героем Добровейна был норвежский исследователь Арктики и всемирно известный гуманист Фритьоф Нансен. Добровейн зачитывался его рассказами о ледяных пустынях Арктики и о приключениях на борту полярного судна "Фрам".
 

   Близкий друг Добровейна Максим Горький установил контакт с Нансеном еще в 1917 году в связи с проектов писателя по изданию детской литературы. Возникшей в то время переписка между Нансеном и Горьким продолжалась. В 1920 году Нансен, узнав об ухудшении здоровья Горького пригласил его в Норвегию для восстановления здоровья. Не исключено, что дружба Горького с Нансеном оказала влияние на выбор Норвегии в качестве его новой родины.

 Начиная с 1922 года когда Добровейн покинул Россию он в своих поездках по Европе пользовался так называемым "нансоновским" паспортом. В 1929 году, когда Добровейн жил в Германии Нансен помог ему стать гражданином Норвегии. Между ними возникла настоящая дружба. Их первая встреча произошла в 1928 году в Осло после доклада Нансена в "географическом обществе". Нансен стал часто посещать концерты филарманического оркестра Осло и через некоторое время ввел Добровейна в группу выдающихся представителей Норвежской культуры и искусства. Эта группа известна под названием "Кружок Люсакерского". В нем Добровейн познакомился с известным норвежском художником Эриком Вереншнльдом, который в последствии написал его портрет, который к несчастью, пока не удалось обнаружить. О своём общении с Нансеном Добровейн говорил: В последние дни Нансена я часто был у него. В 1929 году в одном из его писем к Горькому Добровейн пишет, что навещает иногда Нансена и упоминает о том, с какой теплотой он неизменно он отзывается о Горьком. У Добровейна была сравнивать своих ближайших друзей с Максимом Горьким. Добровейн находит в характере Нансена и Горького общие черты, о чем он и сообщает своему другу и великому русскому писателю.
 

  В 1927 году, когда Добровейн прибыл в Норвегию, он был уже широко известный, признанный дирижер, сделавший блестящую карьеру. Своё музыкальное образование он получил в стенах Московского консерватории, поступив в неё в девятилетнем возрасте. В 26 лет он уже стал профессором. Двумя годами позже, он уже выступал в Большом театре. В 1920 году от там же дирижировал оперой Мусорского "Борис Годунов", главную роль в котором играл Федор Шаляпин.
 

 В детстве Добровейну пришлось испытать на себе унижения и нужду. Эти обстоятельстве не могли не вызвать у впечатлительного молодого человека сочувственного отношения к идеям Ленина о создании такого общественного устройства, которое навсегда установило социальные и иные различия между людьми, покончило с нищетой. Вполне возможно, что Ленин и Добровейн познакомились еще в 1912 году в Париже на одном из концертов Добровейна. Позднее Горький в своих воспоминаниях "В.И Ленин" пишет: - Как-то вечером в Москве, на квартире Е.П. Пешкова (Горького), Ленин, слушая сонаты Бетховена в исполнении Добровейна, сказал: - Ничего не знаю "Аппассианата", готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. В 1963 году, используя описанный эпизод, на киностудии "Мосфильм" был сделан фильм, темой которой стала встреча между Лениным, Горьким и Добровейном.
 

  Добровейн покинул Россию в 1922 году, разочарованный в Советской власти и ущемленный интригами коллег в Большом театре. Позже, был приглашен директором Дрезденской Государственной Оперы Фрицем Бушем в качестве второго дирижера для постановки первой немецкой оперы Мусорского "Борис Годунов". В 1924 году по приглашению Фуртвенглара Добровейн руководил Берлинским Филармоническим оркестром, а позднее был назначен музыкальным руководителем Венской Народной оперы и Софийского оперного театра. Во время сезона 1927-1928гг. Добровейн был также музыкальным руководителем Будапештской Оперы.
 

 Первое выступление Добровейна в Скандинавии состоялось в 1925 году в Стокгольме, где но дирижировал 2-ым Фортепьянным концертом Прокофьева. В роли солиста выступал сам автор. Назначение Добровейна главным дирижером Филармонического оркестра в Осло в 1927 году было встречено с большим энтузиазмом, который можно сравнить с энтузиазмом, выпавший на долю Марисса Янсона много лет спустя. В обязанности Добровейна так же входило приглашение в Норвегию выдающихся мастеров искусств.
   В связи с этим в Осло прибыли Рахманинов в 1928 году, Стравинский в 1934 и 1935 гг., Горовиц в 1934 и 1935 гг., Мельштейн в 1934 году.
 

 Во время театральных сезонов 1930 -1931 и 1931 - 1932 гг., Добровейн был музыкальным руководителем Симфонического оркестра города Сан-Франциско. Он был постоянным дирижером Филармонического оркестра в 1932- 1935 гг. И кроме того, ездил на гастроли, дирижируя Филармоническим оркестром Нью-Йорка и Сан-Франциско.
 
 Одним кульминационных моментов в деятельности Добровейна было дирижирование 3-им Фортепьянным концертом Рахманинова в Нью-Йорке в феврале 1932 года. За роялем сидел сам композитор. Когда Бронислав Губерман основал Палестинский Симфонический оркестр (позднее Израильский оркестр) в 1936 году, дирижерами были избраны Добровейн и Тосканини.
 

 Германия оккупировала Норвегию в 1940 году и Добровейну пришлось снова переселяться, на сей раз в Швецию, где он стал главным дирижером Гетеборгского Симфонического оркестра, а так же дирижером и музыкальным руководителем Стокгольмской Оперы.
 

  После окончания войны он принял участие в основании Лондонского Филармонического оркестра, с которым впоследствии сделал много грамзаписей.
 

 Добровейн дирижировал свой последний концерт с Филармоническим оркестром Осло в декабре 1952 года за год до кончины. Его последний концерт состоялся 19 января 1953 года, когда он дирижировал Штутгартским оркестром.
 
 


 Норвежский пианист Ёрн Фоссхейм недавно восстановил оркестровые партии. В апреле 2001 года Фоссхейм исполнил концерт по радио с Норвежским оркестром радиовещания под управлением Петера Фаренека. В сентябре 2001 года фортепьянный концерт будет впервые исполнен в России Академическим оркестром петербургской филармонии под управлением Александра Дмитриева. На рояле будет солировать Ёрн Фоссхейм.


Остальные статьи Орлова Ярослава  
 
   
Интересные места

a-ha.ru


     
Добровейн