Нашествие-2 | Музыка | NORGE.RU /Первая страница/Музыка/Нашествие-2
     
Нашествие-2
Светлана Фунтусова
18 ноября 2003

Как любит говаривать один из моих сумасшедших знакомых, жизнь смешна и полна парадоксов. Это к тому, что в "Дни Швеции в Москве" в столице нашей родины самые шумные и запоминающиеся события проходили исключительно в связи с… норвежцами! Первый русско-норвежский джаз-фестиваль с участниками на загляденье (Rob Waring Trio, The Real Thing, Terje Rypdal, Ketil Bjornstad, Bodil Niska Quartet, Alexey Kolosov project), официальный визит в Россию наследника Королевского трона - кронпринца Хокона V с супругой, концерты самой известной норвежской группы - A-ha - в Кремле и в качестве "тяжелой артиллерии" - Кари Рушлеттен со своей группой и Dimmu Borgir. Все выглядело нон-стопом и привело к мысли, что этой осенью в Норвегии модно ездить в Россию.

Предыдущее "нашествие" культурных деятелей пришлось на конец мая - июнь 2002-го. Тогда в самый короткий промежуток времени в Москве побывали блюзмен Видар Бюск & His True Believers, саксофонист Ян Гарбарек, бард Йорн-Симен Оверли с аккордеонистом Фруде Халтли, опять-таки A-ha, а на XXIV-ом Московском Международном кинофестивале в рамках программы "Норвежское кино сегодня" были показаны нашумевший "Эллинг" и эстетская "Стрекоза", которую лично представил режиссер Мариус Хольст. О каждом также можно написать отдельную книгу.

Прошлогоднюю "революцию" Чрезвычайный и Уполномоченный Посол Норвегии в Москве Ойвинд Нордслеттен прокомментировал так: "Это означает, что Россия и Норвегия по-настоящему сближаются. Растет интерес. Люди хотят знать больше о культуре друг друга…" Подтвердил он эти слова и сейчас.

И действительно две наши страны - Норвегия и Россия - продолжают развивать культурное сотрудничество и открывают как двери, так и сердца, чтобы лучше узнать друг друга и избавиться от стереотипов. Между прочим, Норвегия - загадочная страна: здесь концентрация талантливых людей намного выше, чем в каких иных местах.

Часть I. Джаз. Люди. Зарисовки с натуры.

Да, они приехали. Легендарные имена и скромные люди. Удивительное сочетание… Была проведена колоссальная работа, чтобы собрать всех музыкантов в одном месте и в одно время. Хотя произошло буквально накануне непредвиденное обстоятельство: один из участников анонсированной Farmers Market сломал руку, в результате чего группа отказалась от поездки. Вместо них приехало не менее интересное Rob Waring Trio. С него и начну свой "зарисовочный" рассказ.

Rob Waring Trio - это два норвежца Карл-Мортен Иверсен и Франк Якобсен, возглавляемые американцем Робертом Варингом, который проживает в Норвегии с 1981 года и в совершенстве изучил тонкости "норвежского бытия". Роб Варинг променял родной Нью-Йорк на Осло по весьма романтическим причинам и ни разу не пожалел об этом. В Москве ему уже случалось бывать пару раз еще в начале 90-х. Тогда он играл на небольших закрытых вечеринках. "Изменилась ли Москва с тех пор? Да. Она стала ярче, веселее, если можно так сказать. Люди стали более открытыми. Мне очень нравится это!" - сказал он в интервью. За время нынешнего пребывания в столице Роб проявил себя настоящим бойскаутом: вооружившись планом Московского метрополитена и картой Москвы, он совершал в одиночестве самостоятельные "вылазки" по городу. Думается, что в спортивном ориентировании он взял бы приз за первое место! Кроме того, окружающие были приятно поражены неподдельным интересом Варинга к реальностям жизни среднестатистического россиянина.

Карл-Мортен Иверсен - личность настолько легендарная, что можно сказать так: когда Мортен Харкет, Пол Воктор и Магне Фурухолмен из A-ha еще ходили в школу, Карл-Мортен уже играл свой любимый джаз в группе A-ha! Невероятно, но факт. В конце 70-х - начале 80-х в Норвегии существовала группа A-ha!, которая была весьма популярна в Скандинавии. Карл-Мортен был ее вдохновителем. Говорят, в музыкальных магазинах Осло иногда еще можно найти диск джазовой A-ha!

"Ты спрашиваешь меня, как получилось так, что название перешло к другой группе? Моя группа активно играла некоторое время и записывала альбомы. Мы много ездили с концертами. Потом решили взять небольшой тайм-аут, поделать какие-то иные проекты и просто отдохнуть… Однажды - это было в 1985 году - мне позвонил друг и очень серьезно спросил знаю ли я, что сейчас три норвежских парня записывают поп-альбом в Лондоне и называют себя не иначе, как A-ha! - смеется в интервью Иверсен. - Наверное, тогда они не могли придумать ничего нового, если взяли наше название!… Друг спросил меня о том, что мы будем делать с этим "поп-продуктом", но я сказал: "A-ha! Оставим их в покое!" Прошло время, и парни стали дико популярны, но они сами до сих пор не знают, что такое "a-ha", потому что в интервью всегда рассказывают какие-то небылицы".

Что же касается нынешней музыки Карла-Мортена, это замечательные мелодии для души и ума. Его последние альбомы - Jazz for men и Standards - слушаешь на одном дыхании. Сложно говорить обо всех заслугах и проектах Иверсена: он на сцене более 30 лет! Но вкратце ситуация такая: моя подруга, увидев его фото в первый раз, с уверенностью изрекла: "Это же Лев Толстой!" Наверное, сколько значителен этот русский писатель в России, настолько "велик" Иверсен в Норвегии.

Терье Рипдал приехал в Москву немного приболевшим, но стойко держался до последнего как настоящий викинг. В большинстве случаев он был молчалив, но с большим вниманием впитывал в себя все происходящее вокруг и даже не отказался прогуляться по Красной площади под мокрым снегом с ветром…

Совершенно потрясающим было выступление Рипдала в паре с Кетилом Бьорнстадом на фестивальном концерте. Чарующая непрекращающаяся музыка в продолжение 45 минут (!) настолько заворожила слушателей, что из зала не было слышно ни единого звука, настолько все внимали. А когда мелодия все-таки закончилась, одновременный выдох вкупе с возгласом восхищения вырвался у каждого. Волшебные минуты… Не секрет, что по московской "Горбушке" "ходит" много альбомов этого гитарного виртуоза-экспериментатора. Услышав один раз, его игру невозможно забыть.

"Я никогда не был прежде в России. Это мой первый опыт. Очень жаль, что визит так краток, но я хотел бы однажды вернуться сюда еще". В конце концов, Рипдал окончательно взбодрился, заявив в интервью, что "самое грандиозное впечатление в Москве я получил от русских девушек!"

Кетил Бьорнстад уже бывал прежде в России, но настоящее удовольствие видеть его здесь вновь и вновь. Сейчас он выступил безусловным лидером среди всех приехавших на фестиваль музыкантов. Удивительно тонкий и остроумный, интеллигентный и дипломатичный человек. Композитор и писатель в одном лице. Он поделился своими знаниями о Москве с коллегами во время прогулки по Александровскому саду. Ему опять-таки внимали… Это случилось всего за неделю до концертов A-ha, поэтому в витрине касс Кремлевского дворца висела огромная афиша группы. Бьорнстад остановился перед ней на мгновение. Шел легкий снежок. Кетил обернулся: "Знаете, это необходимо сфотографировать, потому что получается нонсенс: Кремль, A-ha и я. И все в одном кадре!"

Спустя время мы сидели и пили кофе. Говорили о Норвегии, о России и многом другом. Вдруг проходивший мимо человек, внезапно остановился и, схватив Бьорнстада за рукав пальто, на ломаном русском языке истошно закричал: "Боже мой! Это Вы!!!! Действительно Вы! Какое счастье! Я знаю Вас! Я сразу узнал Вас! Я не мог не узнать! Я и думать не смел, что могу встретить Вас в Москве! Я видел программу о Вас по телевизору! О, Боже мой, какое счастье!" Увидев наши удивленные лица, человек немного успокоился и добавил уже более спокойным тоном: "Не волнуйтесь, я из Болгарии!" Все рассмеялись и разговорились. Странный, но милый человек действительно приехал в Москву по туристической путевке и совершенно случайно наткнулся на нашу компанию. Он признался, что очень любит музыку Кетила Бьорнстада и никогда даже не мечтал лично говорить с ним. В заключение он попросил автограф и, весь светясь от счастья, гордо удалился, наполнившись уверенностью, что "Москва - волшебный город".

После этой истории Бьорнстад, смеясь, вспомнил другую, случившуюся с ним и Рипдалом в 2000-м году, когда они ездили с концертами по Юго-Восточной Азии: "Это было как раз после прошедшего конкурса Евровидение, на котором победил датский дуэт Olsen Brothers. Мы прилетели на Тайвань и в аэропорту, как оказалось, нас встречала огромная сумасшедшая толпа. Невероятно и необъяснимо. Нас никто не мог знать здесь. Произошел диалог: " - Но вы же из Скандинавии? - Да, конечно. - Но вы же - музыканты? - Да, конечно. - И вы же известные? - Да, конечно. - Но вы же братья? - Ооооо, нет!" Тут выяснилось, что местные средства массовой информации перепутали меня и Терье с братьями Олсен и возвестили общественность о том, что "к нам едут победили конкурса Евровидение", вызвав тем самым безумный ажиотаж!"

Bodil Niska Quartet - еще одна из жемчужин норвежского джаза. Сама Бодил - женщина-саксофонист - прежде не бывала в Москве, очень хотела посетить Красную площадь и вернуться когда-нибудь вновь в Россию. Она оказалась очень милой интересной женщиной, излучавшей удивительную доброту и душевное равновесие. Бодил была единственной представительницей прекрасного пола в "Нашествии-2" и своими улыбками и действительно игрой высокого уровня завоевала сердца многих поклонников на фестивале. Ожидая своего выступления, она с рюкзачком на спине осторожно и запросто проскользнула среди зрителей. "Смотри, это тоже артистка!" - заворожённо произнес один из них, глядя ей вслед.

По признанию пианиста Пера Хюсби из квартета Бодил, он уже бывал на территории СССР. "Но много времени уже прошло с тех пор! Я был с музыкантами в Ташкенте и Бухаре. Ты спрашиваешь меня о полученных впечатлениях? Знаешь, Восток - дело тонкое…."

Вместе с Франком Якобсеном из Rob Waring Trio он поехал воплощать в реальность свою мечту - увидеть московское метро своими глазами и, естественно, покататься по самым красивым станциям. Они вернулись радостно-восхищенные и довольные, безгранично благодарные барышне по имени Татьяна, которая провела им небольшую импровизированную экскурсию по подземной Москве на норвежском языке. "Это так удивительно и приятно: свободно говорить по-норвежски с русскими людьми! Я никогда не думал, что это возможно здесь", - сказал потом Пер.

Мои фавориты - The Real Thing - к великому сожалению, имели самый короткий из всех групп визит в Москву. Всего два дня в общей сложности. Конечно же, этого времени мало, чтобы у музыкантов сложилось более или менее объемное впечатление о столице… "Настоящее. Норвежское." - шуткой перевели знакомые название группы. Но я бы сказала так: "Настоящее. Джазовое.", ибо все четверо - настоящие виртуозы в джазе. Их музыка впечатляет не только публику, но и строгих музыкальных критиков.

Стаффан Вильям-Ульсон и Пол Вагнберг - шведы, но уже много лет живут и работают в Норвегии. Пока пунктуальный Стаффан осторожно прислушивался к русской речи на улицах, пытаясь прикоснуться к русской культуре, Пол во время прогулки по Старому Арбату поведал, что уже как-то бывал в России, но давно. Вагнберг - достаточно смешной человек маленького роста в длинном пальто, очень заводной и общительный, большой импровизатор и противник всяческих клише. На своем органе Пол играет божественно, не переставая при этом задорно улыбаться и демонстрировать, как это легко для него. И кроме того, он поет. Неподражаемо поет. Так, что проникаешься ненавязчивым и легким джазом, который окутывает тебя с головы до ног.

Вторая половина группа - норвежцы Сигурд Кён и Борре Далхауг. Борре - самый молодой, но уже весьма профессиональный музыкант. Он очень вежливо молчал, внимательно слушал разговоры и мечтал. Мечтал о метро и знаменитой "Горбушке"… Что касается Сигурда, то имя этого человека-"легенды" еще десять лет назад было на губах не только поклонников джаза. В 1991 году на фестивале в Рио-де-Жанейро (Бразилия) его соло на саксофоне одновременно слушало 195 000 человек! Фантастика? Небылица? Нет. Факт из биографии. Просто в начале 90-х гг. Сигурд Кён был саксофонистом все у тех же A-ha и совершил с ними мировое турне. Вспомните, легендарную "I call your name"! Да, это играет он. Талантливый и скромный человек. Казалось, что он даже стесняется своей популярности. Когда разговор зашел о фестивале "Белые ночи в Санкт-Петербурге" в 1994 году, куда были приглашены A-ha (первый раз в Россию!), остальные музыканты, смеясь, хором запели "Taaaaaaake ooooon meeeee!". Сигурд смущенно улыбнулся и сказал, что он открыт всем музыкальным стилям, где можно поэкспериментировать с саксофоном.

Фотография

Кён прав на все сто! Возьмите альбом "Atomic Swing" норвежского же гениального блюзового "хулигана" Видара Бюска. Так, там все саксофонные соло принадлежат исключительно Сигурду. Кроме того, его учителем был Ян Гарбарек… Впрочем, об этом человеке можно рассказывать бесконечно.

Мы посетили Собор Василия Блаженного, побродив в его лабиринте, и прогулялись по Красной площади. Сигурд тихо и грустно произнес, не обращая внимания на падающий снег: "А тогда, в 1994-м, мы ведь не были в Москве. И сейчас так мало. Может быть, судьба подарит шанс еще раз приехать в Москву…"

...Уж простите, что постоянно "сползала" в сторону A-ha. Все-таки "А" - первая буква в алфавите. Плюс старый стереотип, живущий до сих пор во многих отечественных разумениях, что в Норвегии из музыки существует только эта группа да black metal.

(продолжение следует…)

Остальные статьи Светланы Фунтусовой
 
       
               Нашествие-2