От Мемфиса до Осло, через Москву - в Антарктиду | Музыка | NORGE.RU /Первая страница/Музыка/За океан и обратно
     
От Мемфиса до Осло, через Москву - в Антарктиду
Светлана Фунтусова
4 августа 2003

В памяти американского кинематографа есть фильм "The Thing Called Love". Есть несколько причин помнить о нем, но хотелось бы сосредоточиться на двух из них. Одной - как исторический факт, а второй - как фактическая история. Итак, первая - в этом фильме сыграл свою последнюю роль Ривер Феникс, один из самых талантливых актеров современности. Всего в его арсенале больше 10 престижнейших наград киномира (в том числе от жюри Венецианского кинофестиваля, "Золотой глобус" и "Оскар"), о которых многие актеры мечтают всю жизнь. Он умер 31 октября 1993 г. Ему было всего 23 года.

Что касается фактической истории, в фильме жирной линией прослеживается фестиваль кантри-музыки на родине Элвиса Пресли. Один из героев убежден, что если забраться ночью на крышу и прокричать: "Я не боюсь тебя!", то сцена покорится. Сложно сказать, насколько правдиво сие убеждение, но блюз здесь процветает, несмотря на отсутствие людей на ночных крышах.

С конца января по середину февраля на просторах от Мемфиса до Остина проводится международный фестиваль International Blues Challenge. Его цели - открытие новых интересных имен, поощрить существующие группы, организовать турне для еще непризнанных талантов и материально помочь нуждающимся музыкантам из мира блюза.

В этом году наиболее интересным событием в рамках фестиваля стало выступление Amund Maarud Band. Последнюю пару лет группа является хоум-бэндом самого крупного норвежского блюзового клуба Muddy Waters в Осло и дает до 20 концертов в месяц, а фестивали и клубы выстраиваются в очередь с тем, чтобы вписать это название в свое расписание. Норвегия впервые участвовала в International Blues Challenge, но поистине представила достойнейших. Братья Амунд (leader guitar, vocal) и Хенрик (drums) Морюд играют блюз столько лет, сколько помнят себя. Это не просто слова: Амунду было 6 лет, а Хенрику - 4, когда они прикоснулись к музыке. Спустя 10 лет у них уже была группа, которая называлась MaarudKara и состояла из "братьев-блюз" и их папы с бас-гитарой. Сейчас на его месте 50-летний американец Билл Трояни, игравший на родине с известными блюзменами, и перебравшийся в Норвегию несколько лет назад.

Большую часть музыки и текстов в классических блюзовых по форме композициях пишет сам Амунд. Свое творчество он комментирует так: "Я вырос на хуторе, играя блюз по субботним вечерам и работая на тракторе по воскресеньям. И эта жизнь на природе чем-то сближала меня с американцами 30-х годов. Поэтому было немного глупо подражать классическим блюзовым музыкантам, ибо я сам жил такой жизнью. Мне кажется, блюз может быть во всем, даже когда просыпаешься утром и не находишь молока в холодильнике. Хотя, конечно, в моих блюзовых текстах женщины всегда играют главную роль".

На обратном пути Amund Maarud Band заглянули в Россию, где отыграли четыре концерта в Москве и Владимире на радость местным любителям блюза, а заодно и поучаствовали в праздновании Дня Независимости Норвегии.

А кто-нибудь задавался мыслью, где проводится самый южный в мире рок-фестиваль? Правильно, в Антарктиде. И название ему дано такое, в котором объединены Вудсток - площадка "мечты всех меломанов" и наиболее характерная часть местного пейзажа - лед. Все вместе получается - Айсток.

В том, что не розыгрыш, легко убедиться: записи, сделанные на этом фестивале, можно послушать по Интернету в формате МР3. Отец антарктического рока, а по совместительству репортер и вебмастер самой южной в мире газеты "Солнце Антарктики" Марк Саббатини предоставил всем желающим возможность приобщиться к ледяному року, блюзу, фолку и техно-джазу без посещения Антарктики. Он отобрал записи самых выдающихся ледовых музыкантов с их наиболее интересной музыкой, звучавшей на фестивале, и свел их в альбом, который так и называется: "Icestock: The Album". Все гениальное просто.

"Качество звука на нем лучше, чем на среднем бутлеге, но похуже того, что продается в магазинах, - рассказывает Саббатини. - С другой стороны, альбом бесплатный".

Американская антарктическая станция Макмурдо, где все это происходит, живет насыщенной музыкальной жизнью. Фестиваль проводится уже с 1990 года в дни новогодних праздников, когда на Южном полюсе самый разгар лета. "Идея фестиваля родилась у одного строительного рабочего, который приехал на станцию из штата Айова, - говорит ветеран-антарктик Дейн Терри. - Он сказал, что такое мероприятие на ледяном материке усилит чувство общности и позволит всем немного выпустить пар".

Каждый год специально для фестиваля строится временная сцена. Обычно это пара плоских прицепов от тракторов. На них водружается часть старого здания, где когда-то размещались военные, и она защищает музыкантов от ветра. Хотя концерт и проводится полярным летом, погодные условия не слишком приятны. Все-таки Южный полюс!

У музыкантов часто зябнут пальцы, так что гитары не всегда звучат в лад. Впрочем, и исполнители, и аудитория все равно чувствуют себя почти что героями.


Остальные статьи Светланы Фунтусовой
   
Интересные места

a-ha.ru


     
      От Мемфиса до Осло, через Москву - в Антарктиду