Распечатать
www.norge.ru » Новости из Норвегии

10.10.2016

155 лет со дня рождения Фритьофа Нансена

10 октября 2016 г. исполнилось 155 лет со дня рождения выдающегося путешественника, полярного исследователя, ученого и гуманиста Фритьофа Нансена. В первую очередь он известен своей попыткой покорения Северного полюса, дрейфом в паковых льдах на судне «Фрам», переходами через Гренландию и Сибирь. Однако путешествия привели Нансена и на Шпицберген. Архипелаг стал не только транзитным пунктом на пути к ледяной шапке планеты, но и целью отдельной экспедиции, предпринятой знаменитым норвежцем в 1912 г.


ПРЕДПОСЫЛКА ЭКСПЕДИЦИИ

После возвращения из полярной экспедиции на «Фраме» Нансен занимался обработкой результатов гидрологических наблюдений и пришел к выводу, что методы наблюдения оказались недостаточно точны. Оставалось много нерешенных вопросов. Это побудило Нансена активизировать работу в этом направлении. Нансен разрабатывал методы исследований и оборудование. Самым известным примером его изобретения по сей день остается батометр Нансена. При его участии был создан Международный совет по изучению моря. Ученый учредил и возглавил Центральную океанографическую лабораторию.

Для испытания новых методов на практике и их усовершенствования Нансен совершил ряд экспедиций в Норвежском море и Атлантическом океане. Из-за отделения Норвегии от Швеции в 1905 г. запланированную экспедицию на Шпицберген пришлось отложить. Только в 1912 г. Нансен смог вернуться к своему замыслу и отправился на собственной небольшой яхте «Веслемёй» на север Шпицбергена, чтобы продолжить исследование вод, не до конца изученных во время дрейфа «Фрама». 


ЯХТА И КОМАНДА

«Веслемёй» представляла собой английскую яхту «прочной постройки, с дубовыми шпангоутами и двойной обшивкою: внутреннею из тикового дерева и наружною – ледовой – из дубовых досок двухдюймовой толщиной; носовая часть была защищена от льдов еще бронею из толстого листового железа. Длина «Веслемёй» 17,7 метра, ширина 5,2 метра, осадка 2,8 метра».
Членами экипажа «Веслемёй» стали кандидат магистр Иллит Грёндаль, боцман Улавес, машинист Якобсен, палубный юнга Рольф Мо и стюард Карл Ольсен, а также 15-летний сын Нансена Коре. От Бергена и до Хаммерфеста экспедицию отца сопровождала 19-летняя Лив Нансен.
НА 160 ЛЕТ ВПЕРЕД
Старт экспедиции был дан 27 июня 1912 г., и через две недели она достигла Медвежьего острова, учитывая время на пополнение запасов в Тромсё и Хаммерфесте. Уже 11 июля Нансен закончил первые наблюдения и отправился дальше к северу, на Южный мыс Шпицбергена.

12 июля на пути яхты возникли первые льды, и в результате изменения курса, туманной погоды и ненастья путешественники сместились на запад, к Земле Принца Карла. Затем они вышли к устью Грен-фьорда, где пополнили запасы керосина, встретились с начальником самой северной радиостанции в мире Улафом Хенриксеном, а также вместе со шведским инженером Дальквистом спустились в американскую угольную шахту. 

«Мне было чрезвычайно интересно своими глазами увидеть, – вспоминал Нансен, – какие имеются здесь возможности для угледобычи». Увидев все воочию, он сделал следующий вывод: «Итак, один лишь слой, мощностью в один метр, может дать 500 миллионов кубометров угля. Предположим, что за всяческими потерями 1 кубометр даст для вывоза не больше 1 тонны угля. Принимая во внимание, что нормальное потребление угля Норвегией составляет 3 миллиона тонн ежегодно, получим, что один этот слой способен покрыть всю потребность Норвегии в угле, по крайней мере, на 160 лет вперед». 

ШТОРМ ЗА ШТОРМОМ
Дальше экспедиция следовала вдоль западного берега Шпицбергена. Исследовательской работе периодически мешали то нестабильная ледовая обстановка, то туманы. Приходилось бороться со штормовым ветром.

Следует отметить, что лето 1912 г. выдалось суровым, и порой экипаж «Веслемёй» был вынужден подолгу в буквальном смысле ждать у моря погоды, и тогда Нансен садился за книгу, его сын Коре играл на скрипке, члены экипажа промышляли гусей, гагарок и оленей или добывали пресную воду с льдин. Об одном из таких моментов великий исследователь вспоминал: «Какое невыразимое наслаждение – забраться на теплую койку с книгой, когда буря рвет и завывает в такелаже, а корабль укрыт в надежной гавани».

Удивительно, но после суровых полярных путешествий через Гренландию и к Северному полюсу Нансен сетовал на капризную, переменчивую погоду Шпицбергена и впадал в отчаяние: «Что за холодная страна! И что за существование здесь! Что будет с нашей работой, если так пойдет и дальше – шторм за штормом!».

Шпицберген действительно не баловал экспедицию. «Настроение подавленное, грустное. Мне наскучила эта однообразная страна, над которой беспрерывно воют бури. Если бы попасть хоть в какой-нибудь фьорд, мы могли бы выполнить кое-какие работы. Здесь же я не могу делать ничего другого, как исследовать морскую воду и содержащиеся в ней газы и определять концентрацию водородных ионов; но и это в конце концов надоедает», – писал Нансен.
Обратный путь «Веслемёй» лежал тем же маршрутом, с заходом в Грен-фьорд. Здесь экспедиция Нансена всего на один день разошлась с экспедицией Русанова. Если бы этой исторической встрече суждено было произойти, кто знает, как бы она повлияла на решимость Русанова идти Северным морским путем?

Дорога домой для Нансена не обошлась без неприятностей, вылившихся в два пожара в машинном отсеке судна и том факте, что до материка команда Нансена дотянула на одном парусе из трех. Тем не менее план экспедиции был успешно выполнен: достигнута северная точка архипелага в районе пролива Хинлопен и проведены исследования у основания Полярного бассейна на севере и северо-западе архипелага.

Вопреки всем трудностям и неудачам Нансен отдает должное Шпицбергену: «Удивительно. Так и здесь природа может быть прекрасной… Неожиданно богатая красками картина в этой холодной раме».

НАУЧНАЯ РАБОТА
Основной задачей экспедиции было исследование водных масс и течений в морях, омывающих полярный архипелаг, тепловой мощности атлантических вод, ледовых прогнозов и динамики вод при помощи гидрологических разрезов и суточных станций. Для этого ученые брали пробы воды с разных глубин, измеряли их температуру и соленость, а также замеряли скорость и направление течений в разные периоды суток и в ходе беспрерывных наблюдений. Однако Нансена, как разностороннего ученого, интересовало все: от геоморфологии и геологии, до вопросов промысла китов и моржей.

Результаты гидрологических исследований Фритьоф Нансен опубликовал в работе «Воды Шпицбергена» (1915 г.), а плаванию на «Веслемёй» посвятил украшенную его же рисунками и картами книгу в жанре научно-путевых заметок под названием «Путешествие на Шпицберген» (1920 г.). В предисловии к этой книге советский океанолог В.Ю.Визе, считавший, что Нансен заложил фундамент научного исследования арктических морей, писал: «Те вопросы, над которыми Нансен работал на своей маленькой «Веслемёй», еще и в настоящее время не потеряли своей актуальности, и именно эти задачи являются стержневыми в работах больших советских экспедиций, ежегодно посещающих Арктику».


Автор: Кирилл ШЕПЕЛЕВ


распечатать

rss новости на norge.ru Обсудить на форуме Все новости за 10.10.2016 Архив новостей Все новости »

Закрыть окно
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru»

на правах рекламы:


рекомендуем посетить: