Право | О Норвегии | NORGE.RU /Первая страница/О Норвегии/Право
     
Право
 
Разделы
Налог
Закон и право
 
Правовая система

Общая характеристика. Первые записи норвежских правовых обычаев относятся к XII в. К этому времени вся территория страны, хотя и считавшейся уже единым королевством, была поделена на четыре тинга - объединения кланов со своими собраниями представителей кланов, устойчивыми правовыми и иными обычаями и др. Сборники правовых обычаев двух из этих объединений - "Законы гулатинга" [1150 г.] и "Законы фростатинга" [1190 г.] сохранились до наших дней почти полностью и являются ценнейшими документами по истории средневекового права.

На основе этих сборников в период правления короля Магнуса, прозванного "улучшателем законов", был издан первый общенациональный свод "Закон земли" [1274 - 1276 гг.], в котором регулировались вопросы, относящиеся к правовому положению церкви, излагались нормы уголовного, земельного и торгового права. Действие этого свода законов было распространено на территории, принадлежавшие в то время Норвегии , - Гренландию, Фарерские, Оркнейские и Шетландские острова. В дополнение к "Закону земли" был издан и "Закон городов" [1276 г.], заменивший местные городские сборники обычаев общенациональными правилами торговли и мореплавания. Оба эти кодифицированные собрания законов в целом сохраняли свое действие на территории Норвегии на протяжении нескольких столетий, хотя отдельные их положения нередко со временем заменялись новыми законами.

После завоевания Норвегии I8Данией [1380 г.] развитие норвежского права оказалось под сильным влиянием датских правовых традиций, поскольку большинство судейских должностей в Норвегии обычно занимали датчане и поскольку решения, вынесенные местными судами, подлежали обжалованию в Верховный суд Дании. И все же, хотя в начале XVI в. Норвегия превратилась почти в рядовую датскую провинцию, ее правовая система всегда оставалась в достаточной степени самостоятельном, и датские короли, считавшиеся одновременно и королями Норвегии , издавали для нее отдельные законы, иногда, правда, совпадавшие с законами, изданными для Дании. В 1602 - 1604 гг. для Норвегии был подготовлен и издан "Свод законов короля Кристиана IV", представлявший собой, по существу, новую редакцию законодательных сборников Магнуса - "улучшателя законов" - в переводе с древненорвежского на язык того времени и с включением всех позднее изданных для Норвегии законодательных актов.

Действительно радикальная реформа всего законодательства была осуществлена в 1687 г. с изданием "Норвежского свода законов короля Кристиана V" в шести книгах. Он охватил все отрасли права и поныне считается основой современной правовой системы страны, хотя до настоящего времени формальную силу сохраняют лишь весьма немногочисленные его положения, При подготовке этого свода законов было широко использовано тогдашнее датское законодательство, однако известное влияние на него оказали концепции римского права, а также, по-видимому, некоторые традиции собственно норвежского права.

Дальнейшее развитие норвежского законодательства, в том числе в период, когда страна, освободившаяся от датского господства, была насильственно присоединена к Швеции [1814 -1905 гг.], шло по пути издания отдельных законов, а не единовременной сплошной кодификации [осуществляемые каждые два года юридическим факультетом университета в Осло издания действующих норвежских законов с 1682 г. содержат их собрания в хронологической последовательности].

Наряду с законодательством важным источником норвежского права признаются обычаи, особенно в сфере торговли, где им нередко принадлежит определяющая роль в правовом регулировании. Обычаи часто служат существенными дополнениями к действующим законам, в том числе в сфере конституционного права, а при отсутствии соответствующих законов могут самостоятельно регулировать правовые отношения.

В качестве одного из основных источников норвежского права выступают и судебные прецеденты. Решения Верховного суда, а иногда и других судебных инстанций, вынесенные ими по конкретному делу, имеют, по существу, силу "убеждающего прецедента" и тщательно изучаются судами, принимающими решения по таким делам, где возникают правовые вопросы аналогичного содержания. При этом должно быть отмечено, что Верховный суд Норвегии в своих решениях стремится формулировать не обобщающие правовые нормы, а положения, относящиеся к конкретным обстоятельствам рассматриваемого им дела.

В норвежской системе права важное значение придается также работам ученых-юристов, трактующим положения закона либо судебные решения, а также материалам обсуждения законопроектов, позволяющим выявить "истинные намерения" законодателя [нередко именно этот вопрос становится предметом дискуссии в ходе судебных прений по конкретному делу].

Среди источников норвежского права с конца XIX в. возрастает роль законодательных актов, которые все чаще издаются по вопросам, ранее регулировавшимся исключительно обычаями или судебными прецедентами.

Норвежское право с точки зрения его источников занимает самостоятельное положение среди различных правовых семей и не входит в систему ни англосаксонского права, ни континентального права. Вместе с тем с 1880 г. обнаруживается тенденция к сближению законодательства Норвегии и других скандинавских стран, прежде всего по вопросам торговли, мореплавания, а также семейного и наследственного права и др. Важную роль в этом процессе играют комитеты из представителей всех скандинавских стран, разрабатывающие проекты законов, которые затем вносятся на рассмотрение парламентов соответствующих государств.

Гражданское право и смежные с ним отрасли права. Сфера гражданского права, которая, согласно принятой в Норвегии концепции, включает в себя и вопросы, относимые во многих других странах к области торгового права, остается в целом некодифицированной, хотя в 1953 г. и была создана комиссия, имеющая соответствующее поручение. Важнейшее значение имеют отдельные крупные законодательные акты, принятые уже в XX в.: законы о торговом мореплавании [1907 г.], купле-продаже [1907 г.],договорах [1918 г.], недвижимости [1935 г.], страховании [1930 г.], ценах, конкуренции и монополиях [953 г.], корпорациях [1957 г.], деньгах и кредитовании [1961 г.], обязательствах, вытекающих из правонарушений [1969 г.], и др., проекты которых, как правило, были подготовлены совместно с юристами из других скандинавских государств.

Положения названных законов нередко дополняются принципами, выработанными судебными прецедентами. Так, в сфере обязательств из правонарушений в ряде случаев применяется принцип (согласно правилам, выработанным судьями в конце XIX в.) строгой ответственности, при котором не требуется доказывания вины лица, причинившего ущерб, или, скажем, нанимателя, обязанного отвечать за действия своих служащих. В сфере законодательства о компаниях отсутствуют нормы, которыми регулировались бы отношения участников компаний с неограниченной ответственностью. Они подчиняются правилам, выработанным в судебных прецедентах.

В сфере семейного права Норвегия первой из скандинавских стран ввела ряд прогрессивных принципов: закреплено полное равенство имущественных прав супругов [Закон о семейной собственности 1927 г.], гражданский брак приравнивается по своим последствиям к церковному, установлены весьма либеральные правила развода [Закон о браке и разводе 1918 г. с поправками 1969 г.], внебрачные дети во многом приравнены по своим правам к законнорожденным [законы о детях 1956 г.], подробно регулируется усыновление [Закон 1927 г.]. В области наследственного права норвежское законодательство характеризуется стремлением закрепить прежде всего права пережившего супруга и потомков по прямой линии независимо от того, идет ли речь о наследовании по закону или по завещанию [Закон о наследовании 1972 г.].

Трудовые отношения в Норвегии регулируются законодательством и коллективными договорами между представителями работников и предпринимателями либо их объединениями. Согласно Закону о производственной демократии 1976 г., на предприятиях с количеством работников более 200 должны создаваться объединенные советы предприятия, включающие представителей администрации и профсоюза, если в него входит более 2/3 работников, Закон о защите рабочих и производственной среды 1977 г. требует, в частности, производить увольнение работников лишь "по справедливой причине". Действующее законодательство предписывает выплату "семейных надбавок" к заработной плате в зависимости от количества детей.
 

С конца 1880-х - начала 1900-х гг. в стране стала создаваться, а после второй мировой войны существенно расширилась система социального обеспечения: выплата пенсий по старости и инвалидности, пособий безработным, а также вдовам и сиротам. Эти мероприятия оплачиваются из страховых взносов работников и предпринимателей, а также за счет средств органов местного самоуправления и центральной власти.

Мероприятия в области охраны окружающей среды основываются на законах об охране природы 1970 г., об отдыхе на открытом воздухе 1957 г., о "дикой природе" 1981 г., а также на законах, регулирующих охоту и рыболовство, и инструкциях министерства окружающей среды.

Уголовное право. Уголовное законодательство в Норвегии в отличие от других отраслей права давно уже кодифицировано. Первый Уголовный кодекс был принят в 1842 г. Действующий Уголовный кодекс Норвегии 1902 г. занимает особое место в истории буржуазного уголовного законодательства. Составленный по проекту видного норвежского криминалиста Гетца [профессор университета, с 1887 г. - генеральный прокурор] УК 1902 г. был первым из кодексов, в котором нашли отражение идеи социологической школы уголовного права, хотя в целом он следовал традиционной трактовке большинства институтов Общей и Особенной частей. Все преступные деяния разделены в кодексе на преступления, наказуемые более чем тремя месяцами лишения свободы, и проступки.

Это различение существенно для определения подсудности и в ряде других вопросов. Традиционная система наказаний в УК 1902 г. дополнена положениями о мерах безопасности, применяемых к рецидивистам и психически неполноценным лицам. Такие лица подлежали превентивному заключению на неопределенный срок или содержанию в специальных медицинских учреждениях закрытого типа. Вместе с тем в УК 1902 г. предусматривались некоторые меры либерального характера [отсрочка вынесения и исполнения приговора, условное осуждение и др.]. Существенным дополнением к кодексу служил принятый в 1900 г. Закон об ответственности за бродяжничество, нищенство и пьянство. Впоследствии УК 1902 г. неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, в том числе относительно названных мер безопасности. [При министерстве юстиции действует постоянная комиссия по обновлению уголовного кодекса.]

Смертная казнь отменена за общеуголовные преступления с 1902 г., а за все преступления - с 1979 г. Смертные приговоры не приводились в исполнение за общеуголовные преступления с 1876 г., а за преступления времен нацистской оккупации - с 1948 г.

Вопросы судоустройства и процессуального права по традиции регулируются в Норвегии крупными законодательными актами, каждый из которых охватывает широкий круг вопросов. Еще в 1887 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс, в 1915 г. - Гражданский процессуальный кодекс и одновременно с ним Закон о судах, касающийся организации и деятельности как гражданских, так и уголовных судов.

Правовые исследования в Норвегии ведутся, главным образом, на юридическом факультете университета в Осло.

Автор: Решетников Ф.М..

Налог

В Норвегии платится подоходный налог и поимущественный налоги (прямой налог). Помимо этого взимается сбор на большинство товаров и услуг (косвенный налог).
 

Налоги должны покрывать расходы общности. Налоговые средства в частности используются для оплаты медицинской помощи, образования, пособия для содержания детей, пенсии по старости, а также для финансирования общественно - государственных средств связи, строительства дорог и много другого. Услуги, которые оплачиваются во многих других странах, бесплатны в Норвегии, но налоги в числе самых высоких в Европе.

Все иностранцы, устроившиеся на работу в Норвегии, также должны платить налог. В течении 8 дней после приезда в Норвегию, Вы должны связаться с налоговой инспекцией по месту жительства, чтобы получить налоговую карточку.

 
Закон и право

Иностранцы, пребывающие в Норвегии, обязаны ознакомиться с норвежским законодательством и соблюдать его. Те, которые не владеют норвежским языком, имеют право на услуги переводчика в контакте с полицией и судебной системой.

Закон об иностранцах устанавливает положения о возможности их въезда в Норвегию, и условиях их пребывания в ней.

Закон контролирует въезд, выезд и пребывание иностранца в стране. Он также охраняет правовую безопасность иностранцев.

В законе имеются положения об исключении и высылке, о возможности свободного использования судебной помощи и о правилах судопроизводства.


Обсудить на форуме  Читать
       
              Право