Связи с Россией | О Норвегии | NORGE.RU /Первая страница/О Норвегии/Связи с Россией
     
 О Норвегии  Связи с Россией
Разделы
Промышленность
Экспорт

Норвегия во внешней торговле России со странами Европы входит лишь в третью десятку, а во внешней торговле Норвегии Россия находится на 15 месте (на долю России приходится 1% норвежского товарооборота с зарубежными странами, российский экспорт составляет 1,8%, иморт из Российской Федерации – 1%).

К одной из основных особенностей структуры российского экспорта, отличающей его от поставок в большинство других стран Европы, относится крайне незначительная доля в вывозе в Норвегию энергоносителей (нефти и нефтепродуктов, угля), а также полное отсутствие в нем природного газа. Вместе с тем удельный вес сырья и полуфабрикатов в российском экспорте в Норвегию находится практически на одном уровне с долей этих товаров в поставках в промышленно развитые страны Европы, составляя почти 90%. При этом по итогам последних лет на три основные позиции: рыба, морепродукты и цветные металлы приходится около двух третей экспорта. В числе других, значимых для российского экспорта товарных групп, следует отметить химические продукты, сырье для производства минеральных удобрений, лесотовары. Доля машинотехнической продукции в российском экспорте колеблется в пределах 1,5-2,5% (отклонения от этого уровня связаны, главным образом, с поставками в Норвегию судов, носящих в последнее время эпизодический характер), а готовых изделий – от 0,7 до 1%. С точки зрения торгового режима принципиальное значение для российского экспорта имеет тот факт, что ставки импортных таможенных пошлин в Норвегии на ряд товаров ниже, чем в ЕС. Вследствие этого на норвежском рынке сохраняется ситуация, благоприятная для российского экспорта.

Импорт из Норвегии существенно отличается от российского экспорта: в 1997г. его основными позициями были продовольственные товары, прежде всего, рыба и рыбопродукты – 52%, машины и оборудование – 15%, химические товары – 9%. Однако рост импорта из Норвегии, был обусловлен увеличением поставок рыбы. Закупки в Норвегии традиционно характеризуются меньшими по сравнению с экспортом стоимостными объемами (около 40% от оборота) при намного более широкой номенклатуре товаров (соотношение количества экспортных товарных позиций к импортным выражается пропорцией 1:3).

Проводя активную политику поддержки реформ, прежде всего в северных регионах России, Норвегия, способствует, с одной стороны, сохранению рабочих мест на предприятиях северо-норвежских провинций, а, с другой, – созданию столь важной для нее обстановки стабильности в близлежащих областях России.

Используя свое географическое положение, Норвегия все больше претендует на роль связующего звена или «моста» между Западной Европой и Россией. Подтверждением такого рода устремлений является инициированное Норвегией сотрудничество в Баренцевом/Евроарктическом регионе.

Между двумя странами сложились определенные традиционные товаропотоки и этот процесс в последнее время углубляется и расширяется, Так, в Норвегии имеется устойчивый спрос на российский алюминий, поставляемый через Лондонскую биржу металлов и используемый норвежскими фирмами для изготовления, в частности, комплектующих для автомобильной промышленности Западной Европы, Концерн «Ношк Гидро» считает, что технологическим процессам его предприятий в наилучшей степени соответствует апатитовый концентрат с Кольского полуострова. Северо-норвежские рыбоперерабатывающие предприятия нуждаются в поставках российской трески и пикши для загрузки своих производственных мощностей, а российский рынок испытывает потребность в таких видах рыб, как сельдь и макрель, хотя в России существенно растет спрос также на норвежские деликатесные продукты: лосось, филе, рыбные консервы.

Компания «Фалконбридж Никкельверк» заинтересована в увеличении закупок в России никелевых файнштейнов. Норвежские судовладельческие компании заинтересованы в приобретении судов у российских верфей. С другой стороны, судостроительные компании и фирмы-производители судового оборудования Норвегии, имеющие хорошую репутацию на рынке России, активно ищут возможности своего участия в обновлении российского торгового и рыболовного флота.

Взаимная торговля приобретает все большую «рыбную» направленность: доля рыбы в 1997г. составила одну треть товарооборота. За девять последних лет импорт Норвегией российской трески и пикши возрос в 15 раз, тогда как закупки Россией норвежской сельди и макрели увеличились в 10 раз. Соответственно, наши страны являются друг для друга важнейшими рынками сбыта по этим видам рыбы. Причина такого характера торговли достаточно проста: норвежцам нехватает собственных квот на треску, пользующуюся высоким спросом как в Норвегии, так и на мировом рынке, а России нехватает квот на более дешевые виды рыб, сельдь и макрель, которые в большей степени в нынешней ситуации по карману широким слоям нашего населения.

Переход в России к рыночной экономике оказал на российско-норвежскую торговлю самое благотворное влияние: увеличились не только ее объемы (по сравнению с 1987г. в 4,5 раза), но и значительно расширилась номенклатура, географиясотрудничества.
Подлинный переворот произошел в российско-норвежском сотрудничестве на Севере – по существу, можно констатировать полное возрождение старых традиций «поморской» торговли.

Всестороннее сотрудничество, между Северо-Западом России и Норвегией настолько активизировалось, что в приграничном с Мурманской областью г. Киркенес было открыто российское Генконсульство, а в Мурманске – норвежское; в Мурманске иСанкт-Петербурге были открыты представительства Экспортного совета Норвегии; ряд норвежских фирм открыл в этих городах свои конторы; в Мурманске, Архангельске и Петрозаводске при активном содействии Норвегии открылись конторы Фонда Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по экономическому и промышленному развитию Северо-Запада России; появились прямые регулярные авиарейсы из Тромсё и Киркенеса на Мурманск и Архангельск.

Норвегия в настоящее время является главным внешнеторговым партнером Мурманской области; норвежские фирмы имеют там наибольшее количество совместных предприятий по сравнению с компаниями других стран. Отдельные северо-норвежские рыбопере-рабатывающие предприятия на 60-70% зависят от поставок сырья российскими рыбаками. В районе Киркенеса насчитывается свыше 150 фирм, для которых основным рынком является российский, при этом в приграничной с Мурманской областью норвежской коммуне Сёр-Варангер удалось создать такое количество новых рабочих мест и добиться такого прироста населения, какое не удавалось обеспечить горнодобывающей компании «Сюдварангер», несмотря на значительные государственные субсидии. Оборот фирм Сёр-Варангера, связанных торговлей с Россией, составил в 1997г. около 1 млрд. норв. крон [свыше 150 млн. долл.].

Норвежские фирмы также работают в Архангельской области – здесь речь идет о конверсионных проектах в сфере судостроения и производства оборудования для освоения шельфа; перспективах добычи нефти в Тимано-Печорском бассейне; сотрудничестве в лесном комплексе; взаимодействии в области телекомму-никационного обслуживания.

Интересный проект обсуждается в Карелии – планируется при содействии норвежских фирм строительство гидроэлектростанции с последующим экспортом электроэнергии в Норвегию.

В последнее время также активно стали развиваться российско-норвежские торгово-экономические связи и с другими регионами России, прежде всего с Санкт-Петербургом, Москвой, Ленинградской, Вологодской, Новгородской, Псковской и Калининградской областями.

В России уже действует свыше 120 российско-норвежских совместных предприятий в жизненно важных отраслях экономики страны. Практически все крупнейшие концерны Норвегии активно работают на российском рынке.

Фирмы-партнеры.
Многие крупнейшие компании Норвегии являются активными торговыми партнерами российских предприятий и, что более важно, прорабатывают различные проекты сотрудничества с российскими организациями.

Крупнейший норвежский машиностроительный концерн «Квернер» приобрел 75% акций Выборгского судостроительного завода, одним из важных заказов которого является монтаж пусковой установки на платформе для проекта морского запуска спутников «Си Лонч» . Данный проект является примером многостороннего сотрудничества в сфере высоких технологий. В нем участвуют, помимо российской корпорации «Энергия», украинское НПО «Южное» и американский концерн «Боинг» . В дальнейшем «Квернер» планирует строить в Выборге суда специального назначения и конструкции для нефтегазодобычи на шельфе. Кроме того, «Квернером» в 1994 г. создано вместе с Северодвинским предприятием «Звездочка» СП, где размещаются различные заказы для судостроительных верфей концерна и планируется производить оборудование для освоения шельфа.

Промышленный концерн «Ношк Гидро» в 1995 г. в связи с приватизацией ПО «Апатит» приобрел 8% акций этого комбината и рассматривает возможности дальнейших вложений капитала в российские предприятия по производству минеральных удобрений. Концерн имеет постоянные контакты с РАО «Газпром» и проявляет интерес к разработке Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море, а также ведет переговоры о разработке месторождений нефти на суше в Ненецком автономном округе в рамках Тимано-Печерской компании. «Ношк Гидро» принадлежит лесопильное предприятие в Мурманской области.


Обсудить на форуме  Читать
       
         Связи с Россией