Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Культура Норвегии/Праздники в Норвегии/ПАСХАЛЬНЫЕ СУЕВЕРИЯ/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт ГардермуэнНорвежские исполнители
Архитектурные памятники Норвегии Праздники в Норвегии Партнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреатыСтатьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьиЮбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайтеЛитература Норвегии: краткая историяКороль Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись НорвегииИстория Норвегии - обзорДекабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня НорвегииНорвегия в годы Второй мировой войныПрессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

ПАСХАЛЬНЫЕ СУЕВЕРИЯ

Статья на норге.ру публикуется

по согласованию и с разрешения

Посольства Королевства Норвегия в Москве, а также автора


Пасха – древний языческий праздник весны и главный христианский праздник, который в сознании многих «отделяет» зиму от весны. В современном праздновании Пасхи тесно сплелись языческие и христианские традиции.

Особое значение на пасхальной неделе – как для верующих, так и для людей суеверных – имеют последние четыре дня: Чистый четверг (skjærtorsdag), Страстная пятница (langfredag), субботний вечер (påskeaften) и собственно Пасхальное воскресенье (påskesøndag).

В этом году в Норвегии это, соответственно, четверг 5 апреля, пятница 6 апреля, суббота 7 апреля и воскресенье 8 апреля.


«Чистый четверг»

В церковной традиции празднование «Чистого четверга» связано с евангельской легендой об омовении ног Иисуса Христа апостолами –  именно поэтому он и называется «чистым».

В четверг также был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа и сплели веревку, которой он был привязан к кресту. Именно поэтому в старые времена в пасхальные дни в Норвегии мужчинам запрещалось использовать нож или топор, а женщинам – прясть, поскольку считалось, что они лишь усиливают муки Спасителя.

Тем не менее, девушки могли в этот день (именно в четверг!) делать из ниток специальных куколок, которые назывались «пятничными» (langfredagstråd). Среди молодых парней в Норвегии существовал обычай ходить по домам и просить незамужних девушек прикрепить на лацкан пиджака или на рубашку такую нитяную куколку. Чем больше  куколок собрал юноша – тем лучше для него и тем успешнее он будет в любви.

Как ни странно, в этот день многие суеверия были связаны как раз с любовными переживаниями. Так, люди верили, что если положить в левый башмак монетку, то ночью непременно во сне приснится жених.

Первое живое существо, которое человек встретит утром в Страстной четверг, должно было повлиять на его жизнь. Так, при встрече с лошадью человек становится сильным, при встрече с кошкой – глухим, а вот маленькие птицы сулили увидевшему их радостный год.

Вечер «чистого четверга» называют «ведьминым», потому что ведьмы в этот день летят на шабаш на Лысую гору.

Ведьмы обязательно должны участвовать в шабаше,  куда они отправляются обыкновенно на метле или кочерге, через дымовую трубу, предварительно намазавшись волшебной мазью,  и летят высоко над землею. Иногда же ведьмы бегут туда по земле в образе собаки, кошки или зайца.

Считалось, что посещение шабаша было обязательно для ведьмы, потому что там происходило поклонение сатане и совершались акты преданности ему и отступления от Бога и Церкви.

Оргии продолжались до появления зари и пения петухов. Тогда всё исчезало – и все разлетались в разные стороны. По дороге ведьмы разбрасывали свои мази и яды на поля, скот и людей и сеяли повсюду порчу и пагубу. Чтобы вернуться домой незамеченной, ведьма часто принимала образ какого-либо домашнего животного – собаки или кошки.

Народ страшно боялся ведьм, а потому старался всячески предохраниться от них. В некоторых областях Норвегии хозяева ставили на лестницы у дома помело, чтобы, в случае поломки собственного «летательного средства», ведьма могла взять приготовленную для нее метлу вместо того, чтобы красть лошадь, корову или овцу, с тем чтобы продолжить свой неистовый полет. Люди верили: сила волшебной мази такова, что ведьма может лететь на шабаш на чем угодно – даже в ящике комода, как это случилось в истории, рассказанной Теодором Киттельсеном.

Кроме того, в эту ночь считалось нелишним положить в постель стальной нож – против нечисти. В Сёрланде на закате непременно звонили в колокола, чтобы помешать ведьмам отправиться в путь: если ведьма услышит такой перезвон, то немедленно свалится с метлы на землю.

Страстная пятница

День распятия Иисуса Христа – Страстная пятница – традиционно считался днем скорби и траура. Алтарь в церквях не украшен, а свечи – не зажжены. Возможно было также использование черного цвета как литургического.

Крестьяне старались в этот день не шуметь, не разговаривать громко, предаваясь не только молитвам и чтению Евангелия, но и тяжелой работе по хозяйству. Чем труднее работа, тем лучше: значит, ты страдаешь вместе со Спасителем.

В Страстную пятницу также было принято стегать друг друга розгами. Обычно так поступал первый вставший в доме – он стегал тех, кто еще не проснулся. Но надо сказать, что стегали друг друга очень осторожно, чисто символически.

Еще не так давно во многих областях Норвегии было принято в этот день поднимать флаг на флагштоке перед домом на середину высоты. На полную высоту флаг взвивался только воскресным праздничным утром.

На Страстную пятницу приходился самый строгий пост. Даже животным в этот день завязывали рты, чтобы они не могли съесть лишнего. Зато людям предписывалось есть соленую селедку: как Христос страдал от жажды, так и все должны страдать в этот день. Даже маленьким детям запрещалось давать молоко. А если уж кому-то было невмоготу и страшно хотелось есть, то он должен был тщательно скрывать от окружающих каждый проглоченный кусочек.

А вот хлеб и кексы, которые выпекали в пятницу, как считалось, никогда не зачерствеют, а яйца, снесенные курами, никогда не протухнут.

И взрослые, и дети должны были в день скорби ходить в старой и грязной одежде. Сколько платье и белье в пятницу ни стирай, все равно оно до конца не отстирается и так будет грязным.
Пасхальная суббота

В субботу все вздыхали с облегчением – близилось Светлое Воскресенье. Кроме того, этот день был последним постным.

Вечером зажигали печь – да так, чтобы в небо поднялся непременно высоко дымок. Так прощались с постом – и так защищались от нечисти, которая особенно бесновалась накануне Праздника Праздников, поскольку Христос еще не воскрес. Именно на субботний вечер приходится пик активности ведьм и колдунов. Во дворе перед домом принято было в этот вечер зажигать огни, чтобы отогнать злые силы. До наших дней сохранился обычай «пасхального салюта», когда крестьяне палили в воздух из ружей и пистолетов, взрывали хлопушки с порохом на страх ведьмам. Крестьяне надеялись застрелить «пасхальную ведьму» (påskekjerringa), которая второй раз за Страстную седмицу летела на шабаш.

Важное ритуальное значение в качестве защиты от злых сил и в России, и в Норвегии имела соль. И если на Руси ее «перепекали» в четверг, то в Норвегии делали это в субботний вечер. В обеих странах обычную крупную соль завертывали в тряпочку и перепекали в печи, иногда с квасной гущей (на Руси) или с солодом (в Норвегии). Крестьяне объясняли, что такая соль очищена от скверны, т. е. прикосновения руки Иуды-предателя, поэтому она обладает целебными свойствами и может храниться в течение года как лечебное средство для людей и для скота.

Вечером крестьяне примечали: если ночь будет морозной, то и весна наступит нескоро. А если ночью пойдет дождь, то и лето будет «мокрым».

В наши дни в современной Норвегии пасхальный сочельник – время развлечений для детей, который с азартом разыскивают спрятанные по дому шоколадные и марципановые яйца. Для норвежских малышей субботний вечер – это своего рода  весеннее рождество.

И именно в сочельник в норвежских семьях готовят пасхальный обед-ужин, главное блюдо в котором – пасхальный ягненок.
Светлое Христово Воскресение

На Пасху следовало встать пораньше, до восхода солнца, и отправиться на ближайшую гору, чтобы посмотреть, как светило приходит в мир, озаряя его яркими лучами. Солнце в Светлое Воскресение как бы разделяет с христианами радость великого праздника. Даже на Руси, где нет таких высоких гор, как в Норвегии, многие рано утром на праздник Пасхи взбирались на колокольни, крыши, пригорки, чтоб наблюдать за «игранием солнца». По верованиям всех христианских народов, появление солнца на чистом небе и его «играние» предвещало хорошее лето, благополучный урожай и счастливые свадьбы.

Многие полагают, что обычай норвежцев в наши дни уезжать в горы кататься на лыжах связан как раз с этой древней традицией смотреть на «играющее солнце».

А вот печь утром топили с оглядкой, потому что дым мог навредить скотине и навлечь на нее болезни, да и хозяйке легко можно было прослыть ведьмой. Считалось, что ведьма, успевшая первой затопить печь в Светлое Воскресенье, получает  особую силу. Вот крестьянки и боялись топить печь с утра пораньше.

Пасхальный дым предсказывал будущее семьи: в какую сторону он шёл – оттуда жди беды. Хуже всего, если он идёт сторону церкви, – тогда не миновать в доме покойника.

Интересно, что в прежние времена в Норвегии так же, как и на Руси, дарили друг друга пасхальные яйца, сваренные вместе с луковой шелухой и таким образом окрасившиеся в красно-коричневый цвет.

О том, почему на Пасху красили яйца, сохранилось предание, в котором «виновницей» этого обычая стала святая Мария Магдалина.

Предание это гласит, что после вознесения Спасителя на небо Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» — и таким образом начала свою проповедь. Первые христиане, узнав об этом подарке Магдалины, начали подражать ему и дарить друг друга яйца. Это обычай впоследствии стал всеобщим в христианском мире.

В Норвегии считалось, что тот, кто не будет есть яйца на Пасху, рискует остаться без косы, которая отныне не будет точиться.

Как в Норвегии, так и на Руси,  с яйцами играли и взрослые, и дети. Так, хорошо известен русский обычай катать яйца (скатывать их со специальных желобов и смотреть, чье дальше откатиться и какую игрушку «выбьет»). В Норвегии же яйца прятали под одеждой, и игроки несильно били друг друга, пытаясь разбить яйцо и тем самым выиграть его. Этот способ очень напоминает русский обычай бить пасхальные яйца друг о друга: чье яйцо будет разбито, тот проиграл.

Кроме того, в Норвегии существовала раньше и еще одна традиция. Незамужние девушки на выданье клали яйцо между грудей, а парни должны были попытаться его вытащить.

На Пасху наконец-то позволялось надеть чистую одежду. Именно этот день, в отличии от России (где все мыли и чистили в Чистый четверг), в Норвегии считался подходящим для уборки. Так, полагалось подмести пол в сарае, чтобы Пресвятая Дева Мария могла там пуститься в пляс, а солнце должно была отражаться в серебряном поносе, который Она держала в руках.

В этот день впервые выпускали на выпас скотину, а коровам вешали для защиты от нечистой силы на шею звонкие колокольчики.

В некоторых районах Норвегии выносили на опушку леса специально сваренную кашу для медведя, чтобы задобрить его и упросить не задирать коров и овец.

Вот такие обычаи и суеверия были в Норвегии!

Автор: Наталия Будур



Оригинал статьи см. на сайте портала «Норвегия - официальная страница в России» по адресу: http://www.norvegia.ru/News_and_events/culture/news/EASTER-WITCHES-AND-SUPERSTITION/

Фото/иллюстрация: Посольство Королевства Норвегия в Москве

Читать также: Наталия Будур - Норвежская пасха, Алексей Сельницин - Пасха в Норвегии

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. 05.04.2012



Важно знать о Норвегии Пасха – древний языческий праздник весны и главный христианский праздник, который в сознании многих «отделяет» зиму от весны. В современном праздновании Пасхи тесно сплелись языческие и христианские традиции.


 
Новости из Норвегии
  • Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио
  • 8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон
  • Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами
  • Вышла новая книга о Шпицбергене
  • Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция
  • Норвежцев становится больше
  • Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».
  • rss новости на norge.ru все новости »


    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига


    ПАСХАЛЬНЫЕ СУЕВЕРИЯ Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru