У истоков Норвежской национальной живописи: эпоха рамонтизма | Культура | NORGE.RU /Первая страница/Культура/У истоков Норвежской национальной живописи
     
У истоков Норвежской национальной живописи: эпоха рамонтизма
Алексей Сельницин
Библиотека и Норвежский информационный центр
20 ноября 2003

Становление норвежской национальной культурной традиции происходило на протяжении первой половины и середины XIX столетия. После отделения от Дании в 1814 году остро встаёт вопрос о норвежском искусстве и его развитии. Положение дел в культурной сфере бывшей датской провинции не могло радовать людей образованных. Многие современники, в частности, поэт-романтик Ю.С. Вельхавен, сетовали на культурную отсталость, невежество и дилетантство, отличавшие культурную ситуацию в стране. В немалой степени это касалось и живописи. Даже в столице - в Кристиании - в первой четверти столетия не было ни одного сколько-нибудь значимого собрания картин, а местные живописцы в основном зарабатывали на жизнь портретами и картинами "на случай". Получить художественное образование можно было только за границей, не случайно почти все норвежские художники XIX столетия проходят школу живописи в Германии, Италии, Франции и других культурно развитых странах. Так происходит усвоение лучших традиций европейской живописи.

Как в Норвегии, так и во многих других европейских странах господствующим направлением в искусстве эпохи становится романтизм. В страну фьордов он приходит позже, чем в Данию или в Германию, - лишь в 20-30-е гг. романтическое направление начинает складываться в литературе и в искусстве.

1840-50 гг. в истории норвежской культуры традиционно именуют эпохой "национального прорыва" (den nasjonale gjennombrudd). "Национальный прорыв", как и романтизм вообще, можно назвать универсальным явлением культуры, охватившим не только литературу, но и другие искусства. Для идеологии "прорыва" было характерно повышенное внимание к народной культуре, к мифам и преданиям, к природе Норвегии.

Пожалуй, наиболее выдающимся норвежским художником первой половины столетия был Юхан Кристиан Даль (Johan Christian Dahl, 1788-1857). Выдающийся пейзажист, учившийся и работавший в Италии, а затем в Германии, Даль стал, по сути, основателем норвежской школы живописи. По его инициативе в Кристиании была создана Национальная галерея (Nasjonalgalleriet, 1836) - самое крупное собрание шедевров норвежской живописи и монументального искусства. Лучшие полотна Даля ("Горный пейзаж с водопадом в Норвегии" - Norsk Fjeldlandskab med Foss, 1821; "Зима в Согнефьорде" - Vinter ved Sognefjorden, 1827; "Пороги близ Хаугесунна" - Hellefossen n?r Hokksund, 1838; "Пейзаж в Стальхейме" - Fra Stalheim, 1842) отразили суровую и первозданную красоту норвежской природы. Большую часть жизни Даль прожил в Дрездене, где с 1824 года был профессором Академии искусств. Отметим также, что Даль дружил с великим немецким живописцем Каспаром Давидом Фридрихом (1774-1840), творчество которого оказало значительное влияние на норвежского художника.

Другой видный пейзажист - Томас Фернли (Thomas Fearnley, 1802-1843) - получил образование в Дании и Германии, где учился у Даля и Каспара Д. Фридриха. В своих полотнах Фернли отобразил дикое и необузданное в норвежской природе (картина "Низвержение водопада" - Fossestryg, 1842).
 
 

Выдающимся пейзажистом был Август Каппелен (August Cappelen, 1827-1852). В самой известной своей картине "Пейзаж" (Landskab, 1852) он изобразил мрачный, заброшенный уголок природы - болото, поваленные деревья, вырванные с корнем. Уныние и одиночество царят в безлюдной глуши, и предгрозовое небо лишь подчёркивает пустоту и заброшенность дикого уголка. Сходными настроениями проникнуты такие полотна Каппелена, как "Вымирающая чащоба в непогоду" (Utdoende urskog i uv?r, 1851), "Водопад в Нижнем Телемарке" (Foss i Nedre Telemark, 1852). К сожалению, художнику не суждена была долгая жизнь: в возрасте 25 лет он умер от рака в Дюссельдорфе.

В картине "Поединок двух викингов" (To Vikinger i Holmgang, 1835) Юханнес Флинту (Johannes Flintoe, 1787-1870) запечатлел героическое прошлое Скандинавии. Эта тема становится одной из важнейших в искусстве эпохи "национального прорыва". Вспомним, что действие ранних драм Хенрика Ибсена ("Богатырский курган", "Пир в Сульхауге", "Борьба за престол" и другие") также отнесено к далёкому прошлому Норвегии. Деятели искусства середины столетия особенно подчёркивали связь настоящего и прошлого, видя в эпохе викингов источник вдохновения для развития национального самосознания.

Кисти Флинту принадлежат также выдающиеся пейзажные панорамы, самая известная из которых - "Обитель птиц" (Fuglev?relset, 1840-43) - была создана для Королевского Замка (Slottet) в Кристиании, где хранится и поныне. Художник успешно реализует принцип обрамления, и зритель словно бы из окна видит солнечный горный пейзаж, окутанный дымкой таинственного и невыразимого.

Жизнь норвежских крестьян, бытовые мотивы становятся ведущими в творчестве Адольфа Тидеманна (Adolph Tidemand, 1814-1876). Он был признанным мастером интерьера, изображая с этнографической точностью обстановку и уклад народной жизни ("Одинокие старики" - De eensomme Gamle, 1849; "Хаугианцы" - Haugianerne, 1852). Во многих отношениях Тидеманн стал предшественником реалистических тенденций в норвежской живописи, хотя в ранний период творчества оставался романтиком.

Совместно с Хансом Гюде (Hans Gude, 1825-1903) Тидеманн создал знаменитую картину "Свадебное шествие в Хардангере" (Brudefærd i Hardanger, 1848), где объединились лучшие достижения пейзажной и бытовой живописи. Праздничное зрелище свадебного пира на фоне залитых солнцем долин и фьорда воспринималось как своего рода


Остальные статьи L&NIC
Обсудить на форуме  Читать
       
     У истоков Норвежской национальной живописи: эпоха рамонтизма