www.norge.ru » Новости из Норвегии
10.04.2006
Жизнь души, о выставке Э. Мунка в Нью-Йорке, США
Ретроспектива Эдварда Мунка (1863-1944) (Edvard Munch: The `mod`ern Life of the Soul) открылась в МоМА (The Museum of `mod`ern Art (212) 708-9400 11 West 53 Street, between Fifth and Sixth avenues New York, NY 10019-5497) уже больше месяца назад, а эти странные, темные, бесконечно одинокие, безликие (лицо — белая маска) фигуры на фоне алых сполохов или коричневых туманов, эти певучие, волнистые линии, эти немые жесты, в которых столько отчаяния, никак не выходят из головы. Что-то провидческое было в ранней живописи Мунка, угадавшего, как его скандинавские современники Ибсен и Стриндберг, невысказанные муки человеческой психики и сумевшего в бессловесном жанре картины лежащую за этим эмоциональную правду высказать. Все это случилось с ним рано, быстро, словно накопившаяся с детства боль распирала его, искала выхода. Когда ему было семь, он кусочком угля нарисовал на полу длинную процессию слепых. Безликая городская толпа, пугающая, давящая, появится в работах художника 1890-х годов, но волновала, завораживала его уже в детстве... К тому времени он потерял мать — она умерла от туберкулеза, когда ему было пять. Когда ему будет тринадцать, от этой же болезни умрет его горячо любимая старшая сестра. Другая сестра (ее портрет есть на выставке) страдала тяжелым психозом. Отец — военный врач, религиозный фанатик и домашний деспот, наводивший на детей страх, перевозил семью с места на место, одна квартира бедней другой. Сын никогда не был с ним близок, но на смерть отца откликнулся одним из самых трагических своих полотен: «Ночь в Сент-Клод» (1890). Болезненный с детства Мунк чувствовал себя «как лодка, сделанная из гнилого дерева», как он будет вспоминать позже. Рисование и живопись фактически спасли его, страдавшего всю жизнь не только от физических недугов, но и от приступов тяжелой депрессии. Работа с холстом давала ощущение счастья. Когда ему было 17, он написал в своем дневнике: «Я решил стать живописцем». Годом раньше датировано одно из первых сохранившихся его полотен — автопортрет 1880 года. Автопортреты он будет писать всю жизнь, некоторые представлены на выставке. Вглядываться в них — словно читать повесть его жизни. Внутренней жизни — именно она станет главной темой его искусства, и то, как он ее воплотит, сделает его одним из самых великих мастеров в истории живописи модернизма, поставив рядом с Гогеном и Ван Гогом. В провинциальной и консервативной Христиании, будущем Осло, где он рос, Мунк учился живописи в строго реалистической манере (его учитель Христиан Крег был выдающимся представителем «норвежских натуралистов»). Но он видел мир иначе. Несколько явлений современной ему культуры оказали на его творчество решающее влияние: скандинавская драма, французская живопись и французский символизм, философия Ницше. Плюс его собственная жизнь, насыщенная эмоциональными бурями, которые требовали объяснения или, по крайней мере, воплощения.
Он отправляется в Париж, где жадно впитывает новые веяния в современной французской живописи. Потом переезжает в Берлин, где увлекается мистическими учениями и оккультизмом, зарабатывает на жизнь книжными иллюстрациями и оформлением театральных спектаклей и где его первая персональная выставка вызывает критику кайзера Вильгельма II, после чего оказывается немедленно закрытой. Именно в Париже и Берлине на протяжении 90-х годов 19-го века и первых лет века 20-го Мунк создает свои лучшие произведения, вошедшие в знаменитый цикл «Фриз жизни». Любовь, страдания, муки ревности, одиночество, утраты, смерть — все это, ставшее содержанием «Фриза жизни», для него не отвлеченные понятия, а глубоко пережитое и осмысленное, в том числе в многочисленных письмах и дневнике. Серия начинается поэтичным и сравнительно светлым, полным нежности «Сном в летнюю ночь» («Голос», 1893), продолжается такими шедеврами, как «Поцелуй» (1897), «Вампир» (1893-1894), «Мадонна» (1894-1895), «Смерть в больничной палате» (1893) и другие, а завершается «Пляской жизни» (1899-1900), где в трех символических женских фигурах предстает квинтэссенция человеческой судьбы — невинная юная девушка с золотыми волосами, обольстительно пляшущая рыжеволосая красавица и женщина в траурно-черном. Многие свои полотна Мунк переносил в литографию, гравюру, эстамп. Так он «размножал» созданное, но не в живописных копиях, а в новых интерпретациях, продиктованных иным медиумом. Такие его картины, как «Больное дитя», «Крик», «Поцелуй», «Мадонна», существуют каждое в нескольких графических вариантах. Часть его графики представлена на выставке в МоМА, часть — на параллельной экспозиции, которая проходит в Доме Скандинавии (Парк-авеню, около 37-й ул.) После нескольких лет, проведенных в путешествиях, болезнях и санаториях, Мунк возвращается в 1909 году в Норвегию — уже известным художником. Но пора «бури и натиска» для него миновала, «Фриз жизни» написан, и художник обращается к более традиционным темам и техникам, пишет портреты, пейзажи, выполняя многочисленные заказы. Нет, он не потерял интереса к человеческой психологии, к малейшим движениям души, но его искусство утратило остроту, интенсивность и свежесть. И это тоже фиксирует выставка, представляющая и поздние произведения художника. Выставка продлится до 8 мая, сопровождается каталогом и целым рядом программ, среди которых особое внимание стоит обратить на серию фильмов «Мунк и его время»: здесь демонстрируются фильмы о Мунке, а также снятые на основе произведений его великих современников — Гамсуна, Ибсена и Стриндберга.
Аудио-фото экскурсия по выставке Мунка на английском в Музее Современного искусства МоМА (Flash 7 or higher plug-in required)
Источник: Библиотека и Норвежский Информационный Центр по материалам: Майя ПРИЦКЕР NRS.com
|