www.norge.ru » Новости из Норвегии
24.01.2007
Юстейн Гордер: «Не разучиться удивляться»
–Кем вы себя больше считаете – детским или взрослым писателем? Хорошая детская или подростковая книга – это хорошая взрослая книга. Потому что в каждом человеке живет «внутренний подросток». К сожалению, тут нет обратной связи, и хороший взрослый роман не является хорошей книгой для детей. Мое писательство началось с переживания, случившегося со мной в 11 лет. Однажды проснувшись утром, я ощутил жизнь как загадочную мистерию, в которой я являюсь участником. В тот момент я осознал, что не смогу чувствовать саму жизнь, если не буду понимать и всегда помнить о кратковременности своей. Я стал мучить всех взрослых вопросом: «Вам не кажется, что все окружающее нас странно?» На что они мне отвечали: «Береги себя, не думай об этом». И тогда я решил, что никогда не буду до конца взрослым человеком, который воспринимает жизнь как привычку. –Примерно то же происходит с героиней «Мир Софии». –В тех книгах, что я читала, с главным героем-подростком происходит незаурядное событие, дающее толчок к такому решению. В «Апельсиновой девушке» это письмо от умершего десять лет назад отца, в «Мире Софии» это философские письма от незнакомца, которые приносит собака. Насколько взрослый человек может позволить себе так изменять жизнь подростка, который может испугаться, не понять, встать в позу отрицания? Вы задали вопрос, который еще нигде не задавали. Про ответственность и некую дилемму. Нужно ли просвещать детей, с какого возраста, в каком виде это должно быть, нужно ли писать о смерти в подростковой литературе? Я и сам часто размышляю над этими вопросами. Человек пугается всего нового, особенно новых знаний. Студент-медик, когда первый раз сталкивается с мертвым человеком. Студент-теолог, начиная изучать веру, на какой-то момент теряет ее. Мне кажется, что человека нужно выводить из состояния невинности. Сначала он испугается, но потом привыкает размышлять в этом направлении. Испуг неизбежен, а вот способность думать нужно развивать, пока это связанно с возможностью удивляться и желанием найти ответ. Если этого не сделать и подросток сам не дойдет до этого, то может оказаться поздно. Шаблоны и стереотипы «взрослой жизни» могут заменить саму жизнь. Я уверен, что только ощущая себя частичкой огромного мира можно что-то попытаться понять. «Апельсиновая девушка» и «Мир Софии» – это два разных проекта. Действительно, в «Апельсиновой девушке» вопрос ответственности со стороны взрослого в неясном виде присутствует. Давно умерший отец своим письмом вторгается в новую, налаженную жизнь семьи. Пятнадцатилетний Георг воспринимает все как провокацию, но постепенно понимает важность этого письма. Для себя, для матери и ее нового мужа. «Мир Софии» – это скорее образовательный материал. С помощью художественных средств до читателя доносится огромный пласт мировой истории и философии. Конечно, такие знания неизбежно меняют жизнь ребенка. Но мне кажется, что это не те знания, которые делают человека подлецом. Когда я садился писать «Мир Софии», мне было очевидно будущее книги. Минимальное количество читателей, маленький тираж. Я договорился с женой, что мне нужно написать книгу, которая никогда не станет коммерческой. На что она сказала: «Хорошо, тогда пиши быстро». Для меня было большим удивлением, когда «Мир Софии» стал самой продаваемой норвежской книгой в мире. Значит, она действительно нужна людям. Как детям, так и взрослым. –Я прочла о вас фразу, которая мне очень понравилась: «Гордер настолько добрый, что становится неловко». Вы согласны с этим? –Недобром, чтобы показать в нем хорошее, или «не суди, да не судим будешь»? Мы тонем в культуре. Произведений искусства стало настолько много, что невозможно отличать хорошее от среднего и среднее – от плохого. Главный герой штампует гениальные сюжеты, продавая их писателям. Это большой труд – придумать сюжет и написать книгу. Отказываясь от труда писателя, герой отказывается от труда над собой. Имея дар легко придумывать сюжетные ходы, он предпочитает обменивать его на легкую жизнь. Главное – сплести паутину для менее одаренных, на его взгляд. Главный герой «Дочери циркача» – это я, вывернутый наизнанку. Мне захотелось поразмышлять о современном обществе, ситуации в литературе и о себе самом. Таком, каким я никогда не буду, но, наверное, мог бы, сложись все иначе.
|
||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru» |
на правах рекламы: