www.norge.ru » Новости из Норвегии
17.10.2007
Газ + нефть = богатство... для всех
Сегодня мы начинаем серию публикаций о том, как нашей соседке Норвегии за несколько десятилетий удалось стать самой богатой страной Европы. Истории эти основаны на впечатлениях от журналистской поездки нашего корреспондента в Хаммерфест, Ставангер, Осло. Поездка была организована центром Consult Inform в сотрудничестве с ассоциацией журналистов «Баренц Пресс Интернешенел» при поддержке МИД Норвегии и компании «Статойл». «Там нефти нет и быть не может» - категорически заявили эксперты в 1958 году. По заданию норвежского правительства международная исследовательская группа провела изыскания на шельфе Северного моря и пришла к неутешительному выводу: нет никаких перспектив добычи нефти и газа. Норвегия была в то время довольно бедной страной, население только-только оправлялось от ужасов войны и оккупации, экономило на чем могло. Но в течение всего восьми лет ситуация круто изменилась. Норвежцы все-таки нашли нефть в Северном море и решили ее добывать. Месторождение «Экофиск» вселило небывалый оптимизм, хотя и поставило перед неподготовленной к нефтеразработкам страной немало проблем. Надо было решиться на совершенно новое развитие экономики: подводную добычу нефти. Прежде всего стуртинг (норвежский парламент) утвердил закон по которому «право на естественные подводные ресурсы принадлежат государству», а затем страна стала искать партнеров по разработкам. В то время американская компания «Fillips» обладала самым передовым опытом подводного бурения и владела самыми современными платформами. Компании было предоставлено право получения части продукции разрабатываемого месторождения, в обмен на инвестиции и внедрение новых технологий. А в 1972 году был создан «Статойл», что в дословном переводе означает «государственная нефть». Этот концерн действительно поначалу был государственным предприятием, затем значительная часть акций была продана частным компаниям. А базой нового предприятия стал Ставангер - ближайший крупный населенный пункт на берегу Норвегии. Спасибо Гольфстриму и Харалъду Прекрасноволосому В городе есть такая легенда, что в XII веке штормом к берегу прибило корабли датского флота (в то время Норвегии как самостоятельного государства еще не существовало, страна входила в состав датского королевства). Принесенные к берегу корабли положили начало благосостоянию города. Гольфстрим вообще постоянно выносил на побережье что-нибудь полезное: то деревья, то другой строительный материал, который экономные норвежцы, конечно же, использовали. 1125 год считается официальной датой основания города, а его крестным отцом - датский король Харальд Прекрасноволосый. Сейчас Ставангер - четвертый по величине город Норвегии (население 115000 человек) и самый большой деревянный город в мире. Но еще больше, чем с датскими кораблями, повезло Ставангеру при разделе Северного моря опять же с Данией, когда Норвегия стала независимой в 1814 году. Благодаря выдвинутому далеко в море крошечному островку, на котором никто и не жил в то время, Норвегия получила большую, чем Дания, часть: считалось, что это прилегающие воды. Город стал портом и одним из крупнейших в мире производителем сардин. Тогда еще не знали, что кроме рыбы, главным богатством Северного моря, станет нефть. В семидесятые годы прошлого века, когда начали появляться все новые и новые нефтедобывающие платформы в Северном море, бурное индустриальное развитие получил и Ставангер. При этом ему удалось сберечь практически все прелестные деревянные здания, которые строились на протяжении веков, и сохранить аромат зеленого приморского города. Несмотря на то, что 1965 году рядом с городом построили гигантский нефтяной терминал, который сейчас преобразуют в... «порт-сад» Порт Рисавика: сочетание несочетаемого Официальная статистика говорит, что в порты Ставангера заходят 40.000 судов в год. Размеры их, конечно, очень разные, порт Рисавика, например, принимает в основном большие танкеры и другие транспортные суда, но в будущем решено сделать новые шаги в развитии. Порт станет крупнейшим в мире логистическим центром, который по-прежнему будет принимать транспортные суда, но к ним прибавится глубоководная гавань для пассажирских лайнеров, огромный концертный зал, экологическая тропа и смотровые площадки, парк, статуи, и в то же время будет построен... завод по сжижению газа. Руководство строительства порта убеждено, что это вполне реалистичная идея. На очистку территории уже потрачено 500 миллионов крон, и это далеко не все инвестиции. Главная работа идет сейчас: уже почти полностью взорвали гору, которая ограничивала портовую территорию, роют идеально прямоугольную бухту глубиной 15 метров, в которой будут швартоваться океанские паромы, и строится площадка для 300 тысяч контейнеров. Линия причалов протянется на 1650 метров. В новом качестве порт начнет дейС1вовать уже в 2008 году, когда Ставангер станет мировой столицей культуры. Это такой переходящий титул, который ЕС каждый год присваивает одному из городов Европы. Так что Ставангер готовится стать дважды столицей: нефтяной и культурной. С думой о Штокмане... На всем побережье губернии Рогаланд, в которой расположен Ставангер, наряду с прекрасными песчаными пляжами расположены и значительные скопления офисных зданий крупнейших международных компаний, в основном связанных с нефтедобычей. В частности, компания «Сопосо-Fillips» отсюда ведет управление всем, что происходит на нефтяных платформах в Северном море. В море людей осталось совсем немного, значительная часть операций по бурению и поддержанию платформы в рабочем состоянии осуществляется дистанционно. «Это похоже на котел со спагетти», - так своеобразно объяснил нам дежурный компьютерщик фирмы способ дистанционного управления процессами и протянул увесистый кабель, в котором действительно сплелись десятки «макаронин» фиброволокна. Такой кабель, проложенный по дну моря, позволяет группе управленцев, состоящей из 80 человек, каждое утро проводить видеоконференции и оперативно решать все возникающие вопросы. Эти видео-конференции иногда похожи на сеансы стереофильмов: все участники надевают специальные панорамные очки и тогда представленные на экране объекты месторождения или дна моря предстают в трехмерном объеме. «Мы экономим громадные деньги на вертолетных полетах и зарплате за работу на буровых, кроме того, скорость принятия решения несопоставима. Если раньше мы сталкивались с какой-то проблемой: например, избыток воды в конденсате, то отправляли на место специалистов, они все осматривали, совещались и через четыре-пять дней предлагали вариант решения проблемы. Сейчас поиск вариантов занимает считанные часы», - так объясняют специалисты «ConocoFillips» все более широкое внедрение дистанционного управления и добавляют: «Вам такая модель обязательно пригодится, когда вы начнете разрабатывать Штокмановское месторождение». Упоминание нашего грандиозного и пока еще не очень разработанного проекта звучало в Ставангере по каждому поводу. Хотя город расположен довольно далеко на юге, но, справедливо считая себя центром нефтяных технологий и логистики, уверен: без опыта Ставангера другим разработчикам месторождений на шельфе не обойтись Сюда, например, уже пригласили на двухлетнюю стажировку тринадцать выпускников Балтийского государственного университета из Санкт-Петербурга. Молодые инженеры-нефтяники научатся работать по самым современным мировым стандартам и, наверняка, через всю свою дальнейшую карьеру пронесут убеждение, что у норвежцев есть чему поучиться. Их опыт, конечно, пригодится нашей стране, которая только планирует освоение месторождений в северных морях. Но о Севере в следующей статье. Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: «Би-порт» Автор: Елена ЛАРИОНОВА
|
||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru» |
на правах рекламы: