www.norge.ru » Новости из Норвегии
05.06.2008
Предложения России о разработке международного договора об Арктике пока не получают поддержки от других арктических государств
Он сделал доклад о правовом аспекте национальной политики России в Арктике. «За последние годы в национальной морской политике нашей страны произошли многие важные события, обусловившие рост активности в морской и законотворческой деятельности, - отметил Вячеслав Попов. - Однако, надо признать, что реальная морская политика России и уровень ее правового обеспечения отстают от вызовов времени. В эпоху начавшегося в мире противоборства за ресурсы Мирового океана это является серьезным недостатком государственной политики. Найти адекватные инструменты для ее проведения, в том числе и правовые, одна из наших приоритетных задач». Он пояснил, что все сухопутные территории в Арктике имеют статус государственной принадлежности к какой-либо из арктических стран. Те, что относятся к современной России, закреплены еще нотой МИДа Российской Империи от 20 сентября 1916 года. А также - меморандумом народного секретариата иностранных дел СССР от 4 сентября 1924 года и Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. Российскими государственными территориями были объявлены все земли и острова, как уже открытые, так и те, которые могут быть открыты в Северном Ледовитом океане, в пределах границ наших полярных владений. Эти меридианальные линии проведены в районе Северного полюса от крайней северо-западной точки тогдашней материковой зоны СССР (полуостров Рыбачий), и от линии разграничения между Россией и Соединенными Штатами Америки в Беринговом проливе. О своих правах на земли в Арктике также заявила в первой половине 20 века Канада. В 1921 году она уведомила Данию, что любой факт открытия земель, совершенный датской арктической экспедицией к северу от континентальной части Канады, не будет иметь никаких правовых последствий, поскольку Канада считает, что все земли в этом районе, как открытые, так и нет, подпадают под ее суверенитет. В 1925 году был введен разрешительный порядок проведения научных исследований в канадских арктических районах, а в 1926 и 1929 годах приняты ведомственные акты, согласно которым на эти районы распространялись отдельные нормы канадского природоохранного законодательства. Определенную специфику имеет правовой статус архипелага Шпицберген, над которым Норвегия соблюдает абсолютный суверенитет на условиях, предусмотренным Парижским договором 1920 года. Равная свобода доступа на архипелаг юридических и физических лиц всех государств с целью осуществления любого вида хозяйственной деятельности, с соблюдением местных законов и постановлений и без создания монополий. Норвегия предъявляет свои права на 175 тысяч квадратных километров российской части шельфа Баренцева моря, где обнаружены огромные запасы нефтегазоконденсатного сырья. Вот уже 75 лет Россия не может договориться с Норвегией о морской границе между Шпицбергеном и Новой Землей – так называемой серой зоне. Положительным моментом, отметил Вячеслав Попов, является ратифицирование Федеральным Собранием России в марте 2008 года Соглашения с Норвегией о разграничении морских пространств в районе залива Варангер-фьорд. Универсальных соглашений, регламентирующих международно-правовой статус арктических акваторий, не существует. Возникающие время от времени российские предложения о разработке всеобъемлющего договора об Арктике, наподобие договора об Антарктике, не получают поддержки от арктических государств. В настоящее время на международные просторы Арктики распространяется международно-правовой режим, установленный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Здесь действует международная норма, определяющая статус и режим морских пространств (внутренние воды, территориальное море, экономическая зона, континентальный шельф, открытое море), а также принятые в соответствии с ними законы между государствами. Вместе с тем, с учетом сурового климата Арктики, сложных условий для судоходства и особой уязвимости ее морской среды данная Конвенция в статье 234 устанавливает для приарктических государств некоторые особые права. Это - принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов, правил по предотвращению и сокращению экологических загрязнений, контроля морской среды покрытых льдами районов в пределах своих исключительных экономических зон. «Особенностью режима арктических морей является работа традиционных национальных морских коммуникаций, - подчеркнул председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике. - Северный морской путь - у нас, и Северо-западный морской проход - в Канаде. Однако в 2001 году Норвегия вдруг выдвинула существенное добавление к этому устоявшемуся режиму северных морских сообщений, выступив с предложением создания нового судоходного сообщения - Северного морского коридора». Как пояснил Вячеслав Попов, по сути это морская транспортная концепция, целью которой является соединение бассейна Северного моря с Баренцевым Евроарктическим регионом вследствие его резкого индустриального развития. Главная причина появления норвежской концепции – это бурно развивающаяся добывающая промышленность в Баренцевом море и европейской части Арктичесокго бассейна. По замыслу авторов проекта, Северный морской коридор должен послужить продолжением нашего Северного морского пути, стать его западной веткой, идущей из России вдоль северных берегов Норвегии с заходом в крупные порты Швеции, Дании, Германии и далее через английские порты в Канаду. Это уже не замысел, а действующая программа, располагавшая еще в 2001 году, в самом начале своего существования бюджетом в 133 миллиона евро. С основными вкладами от Регионального фонда европейского сообщества, норвежского Министерства местного самоуправления, а также финансовыми поступлениями из других источников. «Наша страна не отреагировала на предложение норвежцев и других стран Европы войти в эту программу, что в корне подрубило основную идею этого проекта, - с удовлетворением отметил Вячеслав Попов. - В итоге он остался укороченным, однако норвежцы не теряют надежду на его реанимацию. Этот проект четко показывает, что описанное выше официальное распределение сил в «арктическом театре» вряд ли можно считать сегодня спокойным и благостным. Западные коллеги уже озаботились проблемой вывоза арктических богатств. Идет соперничество за раздел между государствами, и не только сугубо арктическими, природных ресурсов Крайнего Севера. У нас в России и во всем мире среди экспертов нет единой точки зрения по позиционированию в этом регионе». По данным докладчика, ряд специалистов считает, что ратифицировав в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года руководство нашей страны тем самым отказалось от претензий на полярные владения СССР, гарантированные документом ЦИК 1926 года. Так называемый русский треугольник занимал тогда 1 миллион 200 тысяч квадратных километров. Теперь России остается доказывать право на освоение и этой территории, и арктического шельфа. Предполагается, что в нем сосредоточено около 100 миллиардов тонн условного углеводородного топлива, что составляет четверть миллиона мировых запасов. К тому же, геологи прямо указывают на месторождения здесь ценных металлов всей таблицы Менделеева. В 2001 году Россия подала заявку в ООН для официального получения права расширить границы шельфа страны за пределы 200-мильной экономической зоны. «Однако нам высокомерно рекомендовали представить дополнительные доказательства того, что у хребта Менделеева - континентальная, а не вулканическая природа, а хребет Ломоносова не имеет отрыва от континентальной части Евразии, - рассказал Вячеслав Попов. – И, судя по всему, это только начало международной бюрократической волокиты и сутяжничества». Гипотетически, если раздел произойдет по принципу секторного деления, то выиграют Россия и Канада, и выход к северному полюсу получат все страны. В случае раздела на основе срединной линии, когда граница проходит на равном удалении от береговых линий прибрежных государств, то хозяйкой Северного полюса станет Дания. Хотя и без нее есть претенденты на звание хозяина, включая США. «Правительством РФ уже приняты соответствующие решения и производятся определенные действия», - успокоил участников конференции докладчик. Другой проблемой, требующего политического решения и последующего законодательного закрепления, является развитие судоходства в Арктике в целом, и возрождение перевозок по трассам Северного морского пути (СМП) в частности. Она приобретает особую актуальность в связи с разработкой проекта новой редакции Правил плавания по Северному морскому пути, которые должны создать необходимые условия для его с использования в национальных интересах России, с учетом международного морского права. Сложной остается ситуация с инфраструктурой арктической транспортной системы и состояния с государственным управлением СМП. Сегодня политика государства по отношению Севморпути нашла отражение в Федеральном законе от 19 июня 1996 года «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития севера РФ». В Постановлении правительства РФ от 7 марта 2000 года №198 «О концепции господдержки социально-экономического развития районов севера», в Морской доктрине РФ до 2020 года. Там определены основные обязанности государства в отношении СМП: централизованное государственное управление этой морской системой, ледокольное обслуживание и предоставление равноправного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе и иностранным, консолидация усилий и ресурсов федерального центра и субъектов РФ для развития СМП. «Однако, практические действия государства не обеспечивают реализацию задач Морской доктрины, - считает Вячеслав Попов. - Более того, в ходе реформирования федеральных органов исполнительной власти администрация Севморпути была ликвидирована в 2004 году и только в 2005 году восстановлена и то в виде отдела управления по обеспечению судоходства Росморечфлота с тремя специалистами в штате. В результате эта структура не способна решать задачи управления Севморпутем и его развития. В настоящее время необходимо завершить разработку федерального закона о Севморпути, где будут прописаны: правовые основы его использования и хозяйственной деятельности, защиты окружающей природной среды и обеспечение государственных, научных и оборонных интересов нашей страны в Арктике». Предложения России о разработке международного договора об Арктике пока не получают поддержки от других арктических государств Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С..В. Источник: Портал Северо-Запада России
|
||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru» |
на правах рекламы: