www.norge.ru » Новости из Норвегии
25.08.2008
Самый знаменитый плот
Кровь викингов, страсть открывателей, наследство Фритьофа Нансена и Руала Амундсена — считайте, как хотите. Итог изложен во всех энциклопедиях: Тур Хейердал — прославленный норвежский путешественник и ученый. Две папирусные лодки «Ра», одна тростниковая лодка — «Тигрис». Но первым, как первая любовь, был бальсовый плот. А началось все в 30-х годах прошлого века, когда студент Тур Хейердал осваивал в университете Осло географию и зоологию. И читал книжки по истории и культуре Полинезии. Представляете себе Норвегию и Полинезию? Общее — только соленая вода Мирового океана. Но неисповедимы пути пристрастий: острова южных морей манили скандинава поисками рая. Кстати, именно так — «В поисках рая» — он назовет свою первую книжку, которую напишет после экспедиции на Маркизские острова. Название куда как говорящее, особенно если знать, что это было свадебное путешествие — на острове Фату-Хива Хейердал с супругой Лив проводили медовый месяц. Там-то Хейердал впервые услышал о Тики — боге и вожде, который привел сюда предков-аборигенов из-за далекого моря. Изваяния бога в Полинезии показались романтичному норвежцу похожими на памятники в Южной Америке. И он выдвинул гипотезу, что Полинезию заселяли с востока, с Американского континента, а не из Азии, как считало большинство этнографов. Поиски привели его в Перу, и — ура! — в преданиях инков искомый бог обнаружился. Царя-солнце, верховного вождя исчезнувшего белого народа в Перу звали Кон-Тики или Илла-Тики, что означало Солнце-Тики или Огонь-Тики. Но подтвердить гипотезу удалось не сразу — родная Норвегия воевала с Гитлером, и лейтенант Хейердал внес свой малый вклад в победу над врагом. После войны энтузиаст вновь стал ломиться в ворота официальной науки. С упорством штурмующего богатый город викинга Хейердал доказывал, что южноамериканское племя вполне могло достичь островов Полинезии. «Ах, на плотах?! — иронизировали традиционалисты. — Может, и вы попробуете?» Спасибо слабостям человеческого характера: Хейердал завелся. Упертый скандинав раскопал рисунки, на которых замечательно просматривались инкские плоты — вполне управляемые и мореходные. Он добыл денег, завербовал энтузиастов-помощников, заручился поддержкой дипломатов из южноамериканских стран. Экспедиция, по словам самого Хейердала, требовала тысячи дел, но главным делом был сам плот. Вполне в традициях древних инков наследники викингов решили строить плот из бальсы. Дюжину деревьев вырубили в Андах. Но прежде чем топор врубился в мягкую сердцевину самого легкого в мире дерева (почти в три раза легче, чем сухая ель), каждому из стволов дали собственное имя: Ку, Кане, Кама, Ило, Маури, Ра, Ранги, Папа, Таранга, Кура, Кукара, Хити. Деревья сплавили до бухты Кальяо, там, на военно-морской верфи — вот где пригодились рекомендации дипломатов — приступили к постройке. Хейердал принципиально решил не использовать в конструкции плота железа (инки же его не применяли), и деревья связывали пеньковыми канатами. Плот оснастили прямоугольным парусом, выдвижными килями, длинным рулевым веслом, так что он стал совершенно таким же, как плоты инков. К готовому плоту потянулись любопытствующие. К ужасу Хейердала и его товарищей, гости, все как один, предрекали экспедиции крах. Начальство верфи и комендант порта потребовали подписать бумаги, освобождающие их от какой-либо ответственности за судьбу мореплавателей. А публика искренне считала, что команда плота устала от жизни и решила распрощаться с ней столь экзотическим способом. И вот наступило 28 апреля 1947 года. Из бухты порта Кальяо, что рядышком с Лимой, столицей Перу (12° ю.ш., 77° з.д.), выплыл плот «Кон-Тики». Парус с божественным ликом пока не поднимали — первые 50 миль плот буксировал корабль перуанских ВМФ «Гуардиан Рио». Дальше заработали ветер и течение Гумбольдта. Плот держал скорость около полутора узлов (то есть 1,5 морской мили в час), а экипаж из пятерых норвежцев, одного шведа и зеленого попугая неизвестной национальности занялся экспедиционными делами. Эрик Хессельберг работал с навигационными инструментами и прокладывал маршрут, Кнут Хаугланд и Турстейн Робю дежурили у радиостанции, Герман Ватцингер проводил метеорологические и гидрологические наблюдения, Бенгт Даниэльссон возился на камбузе, попугай мешал Туру Хейердалу руководить, вести судовой журнал, наблюдать и мечтать. А еще все вместе и по очереди смотрели на море и в объектив кинокамеры. Фильм, который снимали по ходу экспедиции, доставил больше хлопот, чем волны и непогода. Первая партия отснятых пленок оказалась испорченной. По радио консультировались с асами из Голливуда — те определили, что эмульсия на пленке сварилась в жарком климате тропиков. Хорошо, в комплекте снаряжения был баллон с жидкой углекислотой, с его помощью Герман Ватцингер наделал льда. А уж лед охладил проявитель до нужных 16 градусов. С другой проблемой столкнулись при монтаже: большую часть пленки пришлось забраковать, потому что мореплаватели забывали одеться. Но фильм удался и получил «Оскар». Удалось и путешествие. Плот несли на запад течение и ветер — так, вероятно, они несли плоты племени легендарного Кон-Тики. Между бальсовых бревен застревала рыба — да столько, что с голоду не помрешь, и вместо пресной воды использовать можно, если других источников нет — рыба, хоть и в соленых водах водится, а внутри — пресная. И это к вопросу о том, чем питались и как доплыли далекие предки полинезийцев. На карту, прикрепленную к стенке бамбукового навеса, Хейердал со товарищи наносили маршрут — за сто один день они проплыли 3770 миль, то есть почти 7 тысяч километров. Боги, чьими именами назвали деревья и плот, хранили мореходов — 7 августа 1947 года бальсовый плот «Кон-Тики» выбросило на атолл Рароиа (16° ю.ш. 142,4° з.д.) архипелага Туамоту во Французской Полинезии — как раз туда, куда путешественники и метили. Забавная подробность — промокшие при крушении плота вещи за день высохнуть не успели. Ночью, перед сном, экипаж устроил соревнование: чей спальный мешок суше. Победителя — а им оказался Бенгт Даниельссон — определили на слух. Его спальный мешок не хлюпал, когда он ворочался. А если серьезно, получается, что свою гипотезу Хейердал доказал. Но научным фактом она все же не стала. Споры продолжались: антропологи приводили в доказательство азиатского заселения лингвистику и генетику. Хейердал ссылался на американский по происхождению батат («сладкий картофель»), распространенный по всей Полинезии. А лингвистические аргументы оппонентов он парировал весьма остроумно: афроамериканцы говорят по-английски, но происходят все же из Африки. Впрочем, полинезийцы уверены в своем божественном происхождении от Кон-Тики, а широкой публике нет дела до научных дискуссий о происхождении далеких народов. Широкой публике приключения подавай, экшен, а этого как раз в странствиях Хейердала навалом. Книга Хейердала о путешествии на «Кон-Тики» стала мировым бестселлером и вышла на 66 языках мира. Вслед за норвежцем по маршруту Южная Америка — Полинезия поплыли на плотах другие путешественники, а его внук Улаф, уже после смерти деда, на точной копии «Кон-Тики» под названием «Тангароа» повторил его маршрут. От родной страны Тур Хейердал получил орден Святого Улафа, от Перу — тамошний орден, и не один. Фильм, снятый на «Кон-Тики», так и остался единственным оскароносным фильмом Норвегии. Ныне Хейердала числят самым знаменитым путешественником второй половины ХХ века. Вот разве что в нашей стране с ним конкурирует Юрий Сенкевич, но и он обрел известность в путешествиях с Хейердалом — на обоих «Ра» и «Тигрисе». И полинезийско-инкскому божеству досталось славы: доселе неизвестный Кон-Тики стал весьма популярным. Нам встретились интернет-компания, турфирма, отель, диск Ольги Арефьевой, мебель и даже автомобильные диски. Будто от точки 12° ю. ш., 77° з. д. до точки 16° ю. ш., 142,4° з. д. можно на колесах добраться. Автор: Ольга Деркач Источник: Новая газета Опубликовано: А.А. Сельницин (БНИЦ)
|
||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru» |
на правах рекламы: