www.norge.ru » Новости из Норвегии
05.02.2009
Laterna Magica в Питере 15 февраля
15 ФЕВРАЛЯ 19.00 ЭДВАРД ГРИГ И ЕГО ПРЕДКИ ГУННАР СТУБСЕЙД (НОРВЕГИЯ, традиционная скрипка хардингфеле) Норвежские традиционные танцы спрингар, гангар, халлинг (Читайте также) ПЕТР АЙДУ (МОСКВА, фортепиано, лютня) Эдвард Григ "Норвежские танцы" оп. 72 (Читайте также или см. информацию) АНСАМБЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МУЗЫКИ LATERNA MAGICA (ПЕТЕРБУРГ) Наследники традиции и предки Эдварда Грига: западноевропейская музыка XII - XVII веков Исполнители: Тарас Драк - вокал, арабская лютня, фидель, цитоль, тар Александр Горбунов - фидель, тар Екатерина Бонфельд - вокал, средневековые флейты, пайп-и-табор Ольга Комок - вокал, портативный орган, колесная лира Катя Киселева - бойран Петр Айду - лютня. (Смотри также) Концерт под названием "Эдвард Григ и его предки" - это идеалистичная попытка связать воедино три музыкальных мира. Все они исторически, идеологически, да и попросту физически тесно прилегают друг другу, но на концертной сцене почти никогда не стоят плечом к плечу. Норвежская народная музыка - уникальный конгломерат ритмов, мелодий, приемов звукоизвлечения, который с давних веков до наших дней сохраняется в неприкосновенности, немыслимой для всей остальной Западной Европы - это предмет страстного интереса этнофестивалей. Эдвард Григ - "главный" норвежский композитор XIX века, на плечи которого традиционно возлагают ответственность за становление национальной музыкальной школы, - это герой филармонических площадок. Но вот вопросы: что именно черпал норвежский гений из своего фольклора? Как именно "переводил" на классический музыкальный язык необычное для современного слуха, угловатое, но виртуозное, однообразное, но феноменально энергичное искусство игры на традиционной норвежской скрипке "хардингфеле"? Наконец, какой слуховой опыт помог Эдварду Григу опередить свою эпоху и создать сочинения, которые мы в XXI веке причисляем к "вневременным шедеврам"? Ответы на эти вопросы дает дуэль блестящих представителей двух столь разных, но и столь взаимосвязанных музыкальных миров: знаменитый норвежский исполнитель на "хардингфеле" Гуннар Стубсейд исполняет именно те традиционные танцы, что легли в основу фортепианного цикла Эдварда Грига "Норвежские танцы" соч. 72, который играет московский пианист-интеллектуал Петр Айду. Во втором отделении концерта дуэт превратится в трио. Послом от "третьего мира" - исторически информированного исполнительства, которое уже полвека успешно служит посредником между этнофестивалями и академическими площадками, - выступает петербургский ансамбль средневековой музыки Laterna Magica. Этот ансамбль намерен докопаться до корней, которые питают и норвежскую народную музыку, и творчество Эдварда Грига. Люди имеют привычку забывать, но физика звука, устройство инструментов, наконец, законы симметрии не устают напоминать о себе и в XII, и в XVII, и в XIX или XXI столетиях. Наследие прошлого дает о себе знать то в мелодическом обороте "прямо как у Грига", то в ритмической игре "почти как в том народном гангаре". Метод поиска по аналогии, разумеется, не научен: собственно норвежской средневековой музыки история не сохранила. Ансамбль Laterna Magica представляет вниманию слушателей не ту музыку, которая звучала в средневековой Норвегии, а ту, что, возможно, похожа на нее. По мысли ансамбля, именно такой метафорический подход к делу позволяет достичь - о нет, не историографического! - но художественного результата. Опубликовано: БНИЦ/Сельницин А.А. и Шпилькин С.В.
|
||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru» |
на правах рекламы: