www.norge.ru » Новости из Норвегии
28.02.2010
Поселок норвежского типаС 3 по 7 февраля в норвежском городе Киркенесе в седьмой раз прошел ежегодный фестиваль "Баренц Спектакль". Из России сюда приехали художник Сергей Шутов, Федор Павлов-Андреевич со своим спектаклем "Старуха" по Хармсу, музыкальные группы "Препинаки", "Ундервуд", "Ногу свело", из Швейцарии - писатель Михаил Шишкин и литературовед Константин Богданов. Посмотреть на предложенный публике культурно-политический коктейль из современного искусства, театра, литературы, кино, музыки и конференций в далекое Заполярье отправилась обозреватель "Недели" Наталья Кочеткова. Несмотря на то что в крохотном Киркенесе всего 6000 жителей (по российским меркам скорее поселок городского типа), там есть свой аэропорт. Но прямых рейсов из Москвы нет. Так что удобнее всего лететь до Мурманска, там переночевать, а поутру сесть в машину и на ней пересечь границу. Так мы и поступили. Первым сильным впечатлением от Севера оказалось то, что утром в Мурманске не рассвело... Часам к десяти-одиннадцати небо стало молочно-белым, и оказалось, что это там такой день. Да и путь из Мурманска в Киркенес трудно назвать живописным - фактически все время тундра. Где-то на ее просторах Герман-младший снимал своего "Бумажного солдата". Запомнился лишь самый длинный в Заполярье мост через Кольский залив - километр. А в остальном: белое небо сливается с белыми сопками, и ощущение, что движешься внутри белого шара. Еще одной достопримечательностью стала таможня: мы встали в очередь за российскими моряками, которые пересекали границу вместе с необходимым для плавания снаряжением - перевязанными бечевкой книгами с названиями вроде "Лоция берегов Норвегии", свернутыми в трубочку настенными навигационными картами, российским и норвежским флагами и флягами с согревающим напитком, который отсоединившаяся от остальных группка тут же реализовала на троих. В тесном помещении таможни витал густой запах многодневного перегара. Моряки самым неприличным образом на нас уставились, потому что давно не видели женщин, а мы уставились на них точно так же, потому что никогда не видели живых моряков. В результате сотрудники таможни сочли целесообразным пропустить нас в составе нескольких журналистов и художника Шутова с женой и маленьким сыном без очереди. Киркенес оказался похожим на Твин Пикс: низкий и растянутый в пространстве. Все домики не выше двух этажей, самое большее на четыре семьи - у каждой свой вход. Но в основном на одну-две. Широкие и абсолютно белые дороги - снег никто не чистит, но он как-то сам укатывается и утрамбовывается. Согласно протестантским обычаям по вечерам не только не занавешивают окнадомов, но даже, наоборот, выставляют на подоконник светильник или свечу, чтобы было лучше видно уютную гостиную с добропорядочными хозяевами. На улице минус 15-20. Первый день страшно мерзнешь, а потом привыкаешь и перестаешь обращать внимание. У Киркенеса довольно странная история. После Первой и Второй мировых войн благодаря располагающейся здесь шахте по добыче железной руды он был одним из самых богатых городов в Норвегии. Здесь появились первые асфальтовые дороги, теннисные корты для работающих на шахте инженеров. В 1996 году шахта из-за падения цен на железную руду обанкротилась. Вся работоспособная мужская часть населения города нашла себе занятия за его пределами, а женщины решили, что нужно что-то делать, поскольку съезжать не хочется. Пять женщин объединились, чтобы доказать муниципалитету: есть и другие способы развития - что в 1991 году открылась граница с Россией, а в 1993 году образовался Баренц-регион, что не надо молиться на эту горку с горнодобывающим предприятием (домав городе строились с парадными в сторону шахты, а не в сторону набережной; набережной там, собственно, и нет, потому что царь и бог был не на море, а на горе). Женщины говорили, что у нас постиндустриальное общество, культура, искусство, а им отвечали что-то про десятитонную ментальность - все, что весит меньше 10 тонн, не имеет значения. Женщины поняли, что никто их не слушает, и начали потихоньку действовать. Инициативная группа назвала себя "Девушки на мосту" - по названию картины Мунка, - поскольку они собирались превратить Киркенес в точку встречи России, Норвегии и Финляндии. Ассоциативный ряд такой: границы, мосты, "Девушки на мосту". При том что моста как физического объекта в городке как раз нет. Никаким феминистским духом в этой организации не пахнет, и мужчины в компании тоже работали. Куратор фестиваля Любовь Кузовникова вспоминает, что у них был один исландец, который не делал разницы между длинным и коротким звуком "и" в слове Pikene (Pikene pa Broen - по-норвежски означает "Девушки на мосту"). В результате когда он отвечал на телефонные звонки, то получалось, что он произносит: "Х... на мосту", здравствуйте!" И отчасти был абсолютно прав. В 2001 году началась бурная деятельность организации "Девушек", в 2003 году прошел первый "Баренц Спектакль". Сама Любовь Кузовникова пришла туда в 2006 году - она стала первой русской "Девушкой на мосту". Сейчас их три норвежки и три русские, а Киркенес едва ли не перевешивает Осло по своему культурному значению. Министры регулярно наведываются в Киркенес и отсюда делают различные заявления, а правительство взяло курс на развитие северных территорий. Кстати, шахта тоже заработала. Но городу от этого пока ни тепло ни холодно. За 15 лет простоя рабочие, которые могли ее обслуживать, либо разъехались, либо состарились, либо потеряли квалификацию. И когда в 2007 году появился новый владелец, а в прошлом году шахта открылась, местных работников на ней почти не оказалось. Пришлось привлечь сезонных. А городу от них ничего не достается, потому что, во-первых, управляющая шахтой компания зарегистрирована в Австралии и ни копейки налога не идет в местную казну. Во-вторых, по норвежскому законодательству подоходный налог идет не по месту работы, а по меступроживания. В результате рабочие, которые приезжают в Киркенес, трудятся по 12 часов в сутки шесть дней в неделю на полном обеспечении, а один день в неделю ходят выпить в местный паб - и это единственная организация в городе, которая получает выгоду от работы шахты. Когда я собралась в Киркенес, один друг сказал мне: "Там нечего делать". Это правда - там нечего делать. Кроме одной недели в году, когда проходит "Баренц Спектакль", потому что тогда городок превращается в одну большую культурную площадку. И дело даже не в питерских и рейкьявикских музыкальных группах, а, например, в концерте инуитского горлового пения, который был устроен в первый вечер фестиваля и на который собрались чукотские, эскимосские и канадские певцы и шаманы. Вы слышали спетую не голосовыми связками, а горлом урчащую колыбельную? Нет? Тогда - в Киркенес. Лучше в феврале. Наталья Кочеткова Источник: ИЗВЕСТИЯ Неделя Опубликовано: И.А. Николаев, БНИЦ
|
||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru» |
на правах рекламы: