www.norge.ru » Новости из Норвегии
10.07.2011
Окно в Россию, или Отчаянные провинциалки
Но сейчас не об этом. Киркенес изначально был промышленным центром. В 1906 году его и основали как город-завод – здесь нашли руду. И главное предприятие – рудный комбинат, который называли «администрация на горе», – определяло тут все от рабочей и городской до частной жизни. Под Рождество каждая семья получала коробку с яблоками, а весной красили всем семьям заборы. Здесь появились первые асфальтированные дороги в губернии Финмарк, первые теннисные корты для инженеров. Здесь были свои «золотые» периоды – после Первой и Второй мировых войн. Но в 90-х произошло резкое падение цен на руду, комбинат обанкротился. Шахты закрылись, начался отток населения. В 1991 году открываются границы, в 1993-м – образовывается Баренцев регион. Пять местных девушек схватили именно эту «волну». В 1996 году они объединились в «идеалистическую» инициативную группу, которая хотела противостоять пессимистическим настроениям в городке. Одна из них и сейчас руководитель местного театра «Самовар», другие – журналистка, художница, работница местной администрации и актриса местного театра. У них не было определенных планов по развитию культуры или искусства, а только желание объяснить местной администрации, что нужно смотреть в будущее, что под боком Россия, что нужно думать о постиндустриальном развитии города. И даже было на кого оглядываться – Хааддерсфилд в Британии и многие другие места, где заводы возродили за счет творческих индустрий. В 2001 году они, чтобы показать серьезность своих намерений, зарегистрировали компанию Pikene pа Broen как акционерное общество, получили стартап-кредит и начали работать профессионально – инициировать проекты. Целью было доказать администрации, что рабочие места в городке можно создавать не только в промышленности, но и в сфере культуры; что у Киркенеса есть и другое будущее, независимое от комбината. Первым проектом стало возрождение российско-норвежских арт-резиденций для художников (инициативы международного арт-центра, существовавшего здесь до 1997 года). Девушки сами искали инвесторов и спонсоров. Итоговый проект «Миграция» был представлен в 2003 году в рамках 10-летнего юбилея Баренц-сотрудничества – в нем собрали работы художников из северных частей стран Скандинавии и северо-запада России. Выставка проехала через Киркенес, Мурманск, Архангельск и многие города Скандинавии. Параллельно проводились и мастер-классы, на одном из которых группа и познакомилась с нынешним арт-директором фестиваля Любой Кузовниковой. «Миграция» открылась в Киркенесе в конце января, и тогда возникла идея проведения масштабного мероприятия здесь именно зимой (лето в Норвегии – повсеместное время фестивалей), после окончания полярной ночи, в стабильное время без ветров. Идею предложили Баренцеву секретариату, где люди тоже живо интересовались судьбой региона. В 2004 году прошел первый Barents Spektakel с программой выставок, концертов и обязательной конференцией, дабы идеи культурного сотрудничества проникали в муниципалитеты и другие властные структуры. Конечно, сначала инициативы более заинтересовали Осло, чем администрацию шахтерского городка. Но со временем и местная публика заинтересовалась мероприятием, семинары стали организовываться в более понятном для них ключе. Жители почувствовали, что фестиваль – для них и что им есть место на всех его площадках. Киркенесцы начали вливаться, обсуждать происходящее на работе и даже выступать с критическими предложениями. Помимо привычных уже министров на открытие в этом году прибыла норвежская королева Соня – она запросто поселилась в отеле на главной 200-метровой улице, а вечером приветствовала публику с балкона библиотеки и дала старт фестивалю. Начавшийся тут же перформансом «Огненная симфония» немецкого театра «Титаник», праздник продолжился международным концертом в бывшем бомбоубежище, а ныне спортклубе, выбитом прямо в горе. Стоит отметить, ни на площади, ни на концерте не было ни «рамок», ни заборов, обысков и толпы охраны. Бюджет тоже начал расти. В 2004 году он составлял 800 тыс. крон, сейчас – более 5 млн. Развлечение местных жителей здесь, конечно, второстепенная история. «Девушкам на мосту» удалось показать властям, и в частности Баренцеву секретариату, что невозможно современное развитие промышленных, политических и социальных отношений, если нет понимания и проникновения культур. Barents Spektakel сегодня – место, где встречаются представители культуры, бизнеса и политики стран Баренцева региона. Планы Pikene pа Broen необъятны, но в норвежских условиях вполне осуществимы. Тут и продолжение программы «Дни Норвегии в Мурманске», и проведение Баренц-арт-триеннале в 2012 году, и ни много ни мало открытие музея современного искусства. Кстати, для музея уже есть проект известного архитектора и даже инвестор, готовый начать строительство. И нет сомнения, открывать его, как и нынешний фестиваль, обязательно приедет королева Норвегии Соня. Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Независимая газета Автор: Олег Викторович Краснов
|
||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru» |
на правах рекламы: