www.norge.ru » Новости из Норвегии
28.01.2012
Из Норвегии с любовью
Заполярный Прованс Впрочем, скромный — не самое точно определение. Скорее, по-северному сдержанный, но от этого не менее запоминающийся. Нет в Тромсе готичной строгости, нет помпезности, хотя история его насчитывает уже несколько веков. Зато есть очарование двухэтажных рыбацких домиков в историческом центре и разноцветных террас жилых кварталов, взбирающихся на высокие берега пролива, отделяющего острова Трумсойя и Квалойа от материка. За красоту и особый творческий дух какой-то романтик прозвал Тромсе Северным Парижем. И правда, на 70-й параллели можно найти атмосферу южного праздника, но, конечно, с северным колоритом. Вместо аромата прованских трав — на улицах Тромсе пахнет свежесваренным кофе, а в уличных кафе подают не пирожные «макаруны», а всевозможные рыбные блюда. Русский дух кино Но речь сейчас пойдет не о безграничной любви автора к этому северному городу, а о том событии, что вот уже более двадцати лет привлекает туристов со всей Европы, — международном кинофестивале «TIFF». Двадцать второй по счету кинофорум уже подвел свои итоги. В этом году в рамках фестиваля было показано порядка 80 фильмов, из них около десятка — русских и советских. Обширная «русская» программа — дело для фестиваля привычное. Все-таки «большой» сосед с сильными кинематографическими традициями — под боком. — Русские фильмы много рассказывают нам о жизни общества в России, — говорит директор фестиваля Марта Отте. — Мы можем говорить об особом духе в ваших фильмах, который присущ только России и который отличает ваш кинематограф от другого европейского кино. В конкурсной программе фестиваля в этом году два фильма из России — «Елена» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова. Мистический «Фауст» остался без внимания жюри, а вот фильм Андрея Звягинцева был отмечен сразу двумя наградами — в номинации «Аврора», которую присуждают лучшему фильму, и призом от международной ассоциации кинокритиков. Личная драма россиянки средних лет, вписанная в социальный контекст и снятая с присущим Звягинцеву вниманием к деталям, вполне оправданно заслужила звание лучшей истории. Отталкивающий гуманизм Вне конкурсной программы был показан фильм Александра Расторгуева и Павла Костомарова «Я тебя люблю». Очень острый, провоцирующий, отталкивающий фильм в традициях нового европейского гуманизма: каждое человеческое существо — пусть уродливое, пусть находящееся на самом дне социальной лестницы — ценно. Ценно самим фактом своего существования. — Это фильм-игра, — рассказал Александр Расторгуев, — мы набрали непрофессиональных актеров, дали им камеры — снимайте! Задумка режиссера действительно напоминает игру: обычным людям дали видеокамеры, чтобы они снимали все, что им захочется, главное — искренне. В итоге получился фильм-мозаика. Причем этот фильм был запрещен к показу в России, как поведал автор. Что вполне логично — в российском обществе неогуманизм пока не прижился, к счастью или к сожалению. Пока большей части российских зрителей физически трудно видеть на экране лица «актеров» со следами интеллектуальной деградации, изъясняющихся исключительно словами, произносить которые при детях категорически не рекомендуется. А вот европейская публика к этому фильму относится весьма благосклонно. По словам Александра, «из фестивалей в Европе мы не вылезаем». Возможно, войди он в конкурсную программу «TIFF» в этом году, режиссеры увезли бы с собой награду. Но не случилось, и победителем стала «Елена». Кстати, особого ажиотажа ни тот, ни другой фильм среди зрителей фестиваля не вызвал. Залы были, конечно, непустыми, но и «спекульнуть» билетиками при желании не вышло бы. Неизвестное рядом На фоне обласканных критиками Расторгуева и Звягинцева мурманский режиссер Светлана Бокова с документальным фильмом о Мурманске смотрелась скромно. Любимая мурманскими зрителями, но неизвестная широкой европейской публике, она привезла на фестиваль фильм-историю. Аполитичную хронику почти вековой жизни города. Перед показом в фойе кинотеатра «Фокус» было довольно оживленно. Желающие попасть на фильм, но не успевшие купить билеты терпеливо ждали — вдруг кто-то из тех, кто забронировал билеты, не придет. Интерес к фильму объясняется довольно просто и не в укор другим режиссерам. Мурманск для Тромсе — ближайший крупный сосед, город-побратим, пусть и утративший во многом связь с норвежским «родственником». Культурные контакты — одна из лучших традиций побратимства и открытое окно в жизнь чужой страны. — Конечно, было бы интересно попасть на фильм, — говорит Бьорн Эрикссен, стоя в очереди в кинокассу, — жена моего друга Анна — из Мурманска, хотелось бы увидеть в фильме то, о чем она рассказывала. Вот она — причина зрительского успеха «Мурманска», простая и не связанная ни с какими модными творческими концепциями. Мурманск близок и в то же время неизвестен большинству северных норвежцев. В зале было много бывших мурманчан, девушка, сидящая рядом со мной, плакала, глядя на панорамы родного города. А вот знакомый норвежец, например, фильм не понял. — Слишком много говорится в фильме о хорошем, а о плохом умолчали, — пояснил он после премьеры. Что ж, на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет… Но мы-то знаем, что наш родной Мурманск — он именно такой, как в фильме, им можно и нужно гордиться. И что в его истории действительно немало хорошего. В сюжете фильма есть эпизод о том, как собирались строить тоннель под Кольским заливом с участием норвежских строителей. Такой тоннель как раз есть в Тромсе, он соединяет материк и остров и проходит под проливом. После визита мурманчан на «TIFF» история получила неожиданное продолжение. Официальная делегация от администрации города познакомилась с одним из руководителей Тромсе времен того проекта. Оказалось, что у него от работы с мурманчанами остались самые теплые воспоминания, и он вновь хотел бы приехать в Мурманск. Кроме того, в мэрии Тромсе очень заинтересованы в возрождении побратимских связей. Что ж, у мурманчан и тромсейцев в случае успешного исхода появится больше шансов узнать друг о друге. Магия кино На фестиваль в этом году приехало более 50 тысяч гостей. Это ровно в десять раз больше, чем в 1991 году, когда «TIFF» только начинался. Тогда на «новорожденный» фестиваль пришло лишь около 5 тысяч человек. Сейчас штат специалистов, обслуживающих фестиваль, во многом состоит из волонтеров. Например, в этом году их было около 300. Многие проделали длинный путь, чтобы внести свой вклад в праздник североевропейского кино — приезжали не только из близлежащих городов, но и из других стран. Например, одна девушка проделала 12-часовой путь на машине из финского Оулу, чтобы побывать в Тромсе. Фестиваль объединяет людей из разных стран, городов, разного возраста. Когда ты видишь на улице человека с такой же, как у тебя сумкой, на которой нашит логотип фестиваля, когда рассматриваешь афишу, когда обмениваешься улыбками с соседом в кинотеатре, понимаешь: вот она, сближающая магия кино. Опубликовано: БНИЦ/Шпилькни С.В. Источник: Вечерний Мурманск Автор: Елизавета МИТИНА
|
||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru» |
на правах рекламы: