На этой неделе в северной Норвегии российские и норвежские спасательные службы провели совместные учения по ликвидации аварийных разливов нефти в открытом море, предотвращению попадания нефти на берег и спасению людей на море.
Представители обеих стран выразили свою озабоченность процессами, происходящими сегодня в арктическом регионе, сообщает «Беллона». Речь идет и о климатических изменениях (в 2011 году Севморпуть установил новый рекорд - был не покрыт льдом 141 день), и о планах по увеличению нефте- и газодобывающей деятельности в этом регионе с хрупкой природой, подчеркивают экологи.
По словам представителя Объединенного центра координации спасательных операций в Северной Норвегии (JRCC NN) Мерете Епперсен, сотрудничество в области предотвращения и ликвидации разливов нефти между Россией и Норвегией осуществляется с 1994 года. В этом году исполнилось 40 лет с тех пор, как Норвегия начала заниматься предотвращением и ликвидацией разливов нефти: страна считает себя передовиком в применении лучших практик и техник по защите окружающей среды. Россия же только готовится к нефтегазовой экспансии в Баренцевом море, и многому учится у арктических соседей. «Мы часто обращаемся за помощью в норвежский морской координационный центр, например, чтобы их вертолеты сняли заболевших людей с наших рыболовецких судов», - рассказал заместитель начальника Администрации морского порта Мурманск Олег Бурых.
По словам начальника отдела ликвидации разливов нефти «Росморспасслужбы России» (входит в структуру Минтранспорта РФ) Николая Тарантина, в России, как и во всем мире, отсутствуют новейшие и действенные меры по ликвидации разливов нефти в ледовых условиях, а планы на бурение только растут. Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду Арктики, Минтранс создает четыре пункта базирования оборудования для ликвидации разливов нефти. Они будут расположены в Диксоне, Тикси, Певеке и бухте Провидения. Кроме того, по словам Тарантина, принято решение о размещении оборудования и спасателей на борту ледоколов, работающих а Арктике.
Сейчас у Северного филиала ФГУП «Балтийское БАСУ» в распоряжении находится всего несколько судов для ликвидации аварийных разливов нефти. Если разлив нефти произойдет, например, в районе Диксона (около 2000 км от Мурманска), то самое быстроходное судно для его локализации и устранения окажется на месте аварии в лучшем случае, через пять дней.
Напомним, ликвидация учебного разлива нефти проходила как в открытом море, так и на берегу. Береговой этап отрабатывался совместно норвежскими и российскими ударными группами. Задача максимум - не дать нефтяному пятну приблизиться к берегу. Морской этап учений отрабатывался норвежскими силами и средствами – российские суда, которые должны были участвовать в операции, оказались без специального оборудования на борту. Единственное российское судно «Агат», готовое к участию в операции, вынуждено было сняться с учений, и направиться на ликвидацию реального разлива нефти в России. На третьем этапе учений отрабатывалось спасение людей на море. В операции приняла участие российская авиация, причем российская сторона дала разрешение на пересечение своей границы гораздо быстрее, чем норвежская.
В целом, по словам российских и норвежских участников, учений прошли успешно. В ходе мероприятия отрабатывались такие вопросы, как процедура уведомления стран по разливу нефти, обмен информацией по телефону, факсу и электронной почте, разрешение для российских и норвежских судов для входа в акваторию друг друга.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Би-порт