www.norge.ru » Новости из Норвегии
23.09.2012
120 лет назад началась история создания шедевра Эдварда Мунка «Крик»
Эту картину знают даже те, кто никогда не слышал про Эдварда Мунка: человек с искаженным от ужаса лицом стал не только олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Кто-то считал образы и краски «Крика» плодом галлюцинаций Мунка, воплощением его отчаянного одиночества, потери смысла жизни. Другие уверены: художник предчувствовал трагедии ХХ века – две мировые войны, Хиросиму, существование человека в хаосе идеологий. Однажды Эдвард Мунк отправился на прогулку с друзьями в одно из самых живописных мест Осло – на холм Экеберг. Неожиданно он увидел, как холодное норвежское небо как будто налилось кровью. Удивительный природный эффект вдохновил Мунка на «Крик» – впоследствии самое известное произведение художника. Прогулка состоялась в 1893 году. Тогда же появилась первая версия «Крика» – в пастели. «Просто вбежали с оружием, сорвали со стен картины и исчезли, – рассказывает сотрудник Музея Мунка Стуре Портвик. – Люди окаменели – это было первое в истории Норвегии вооруженное ограбление музея. Охрана не была готова к такой ситуации, публика тоже. Кстати, за 10 лет до этого неизвестный подставил лестницу к зданию Национальной картинной галереи, разбил окно, пробрался внутрь и беспрепятственно снял со стены Мунковского зала все тот же «Крик». На месте картины оставил записку: “Спасибо за плохую охрану”». В России такая история заставляет вспомнить фильм «Старики-разбойники». Был ли норвежский похититель знаком с советской киноклассикой, неизвестно. Но столь плотный интерес криминала к национальному достоянию Норвегии свидетельствовал недвусмысленно: пришло время всерьез озаботиться безопасностью своих музеев. «После этого случая наш музей, конечно, внедрил самую современную систему охраны, так что сегодня, я думаю, мы самый безопасный музей в мире, – говорит директор Музея Мунка Стэйн Улав Хенриксен. – Что сложно – так это соблюсти баланс между требованиями безопасности и душевным настроем посетителей. Мы стараемся, чтобы новые требования на отвлекали людей от искусства». Со временем оба «Крика» были найдены и возвращены в музеи. Тот, что из Музея Мунка – сильно пострадал: на холсте и сейчас видны раны. «Не реставрировать, а именно консервировать «Крик» было непростым решением, – отмечает Стэйн Улав Хенриксен. – Мы собрали целый консилиум реставраторов из разных стран мира. Если бы мы прибегли к реставрации, могли бы утратить авторские слои». «У Мунка была особая техника – деревянную основу гравюры он составлял из отдельных частей, – рассказывает старший куратор отдела литографий и рисунков Музея Мунка Магне Брютейг, – Потом он их вынимал и красил в разные цвета. Потом снова складывал вместе – получались разные отпечатки с одной модели. Вот эта женщина на одном отпечатке могла быть белой, на другом – красной. Так он поступал со всеми своими гравюрами, и с «Криком» тоже». Будущий Музей Мунка обещает стать кардинально иным. И не только потому, что легендарному «Крику» будет предоставлен отдельный зал. Кроме работ самого Мунка, там станут выставлять современных авторов, - чтобы ценителям творчества мастера понятнее было место Эдварда Мунка в художественной истории. Чтобы и десятилетия спустя норвежский классик экспрессионизма не выпадал из контекста – искусства и жизни. Опубликовано: БНИЦ/Шепелев К.В. Источник: Новости Культуры
|
||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru» |
на правах рекламы: