Распечатать
www.norge.ru » Новости из Норвегии

19.05.2013

Русский фолк, норвежский джаз – все в один котел

Само название уже задает определенную коннотацию: Северо-Запад — это, естественно, наши соседи из страны викингов, Северо-Восток — мы — Гардарика. Запад представил довольно сложную и самобытную норвежскую джазовую школу, а с восточной стороны — Инна Желанная, которая, по идее, в представлениях особо не нуждается. Хотя, только по идее...

Желанная работает с аутентичным народным материалом, тут все понятно — русский фольклор — не самый популярный сегодня материал. Поэтому и музыка коллектива не поддается привычным жанровым определениям — в ней сочетаются элементы прогрессивного рока, транса, электроники, психоделики — всего того, что сегодня более понятно обывателю. Соответственно и на сей раз альянс вышел не менее интересный: чистый народный вокал Желанной как родной влился в сложную джазовую импровизацию скандинавов. Послушать имели возможность все. Было бы желание.

Призвание варягов на Русь

А на землях Гардарики с Инной высадились команда норманнов, которая вряд ли нуждается в особом представлении — норвежские джазмены у нас не в первый раз. Состав поистине неслабый. Известнейший джазовый пианист Ян Гуннар Хофф, засветившийся в сотрудничестве со многими звездами гитарист Рогер Людвигсен, Александр Костопоулос, выдававший на барабанах совершенно невероятные ритмы, звукорежиссер Тор Ивар Лунд, уже побывавший в нашем городе на фестивале «Беломор Буги» с наделавшей шороху «DAISY CUTTER». Кстати, Русский Север тоже внес свою лепту — в составе этого проекта на контрабасе наш земляк Георгий Стрелков.

— Представленная в Архангельске программа была предназначена для фестиваля в норвежском Мойране, и я горжусь тем, что являюсь ее частью, — признался «МК в Архангельске» организатор проекта Бьёрн Бонсаксен.

Толчком к созданию проекта послужили норвежский джазовый фест «Смельтедигелен», что переводится как «Плавильный котел», и его русский собрат «Северные земли». Названия вполне себе говорящие — берем плавильный котел, кладем туда северные земли по обе стороны границы с их языками, традициями, культурами, пограничными столбами, раздуваем огонь... Получается как раз Северо-Восток-Северо-Запад, язык музыки становится универсальным, стираются жанровые стереотипы, смешиваются языки, размываются границы...

После концерта стало вполне определенно — Бьерну есть чем гордиться. Описать происходившее на сцене не так-то просто — это надо было слышать и видеть. А вот в зале народ занимался созерцанием музыки, это было видно по умиленным лицам и отстраненностью взгляда.

— Инна, как вообще можно сплавить в одном котле норвежский джаз с русским фольклором?

— Получается вполне органично. Это народные песни исключительно разных областей: Тверской, Архангельской, Смоленской, Брянской, Белгородской... Но в современном каком-то ключе. Все разруливает наш руководитель Ян Гуннар. Я сама никогда джазом не занималась вообще, для меня это все в новинку, все это очень интересно...

— Трудно было сработаться вместе?

— Каждый из нас принес в этот проект то, что он умеет. Вот я последние лет двадцать занимаюсь фольклором, Рогер занимается такой медитативной трансовой музыкой... Так все и получилось само. Сначала по Интернету, потом у нас было какое-то количество репетиций, когда мы собирались на фестиваль «Смельтедигелен», у нас было несколько дней перед выступлением, но мы успели все подготовить, да и заранее по Интернету была проделана какая-то работа.

— То, что вы поете, — штука, к сожалению, сегодня не такая популярная, как, например, современная эстрада, рок или рэп... Что вас привлекает в русском фольклоре?

— Я не знаю, что есть фольклорная музыка, а что — нет. Главное, музыканты отличные, а тип музыки — это вторично. За последние четыре года было сделано четыре проекта совместно с русскими музыкантами, и они были очень популярны как в России, так и в Норвегии.

— Вы работали со многими музыкантами разных жанров. С кем легче найти общий язык?

— Как ни странно, общий язык можно найти с кем угодно. Например, мы с Рогером знакомы с 91 года, когда в Москву приезжала Мари Бойне и у нас был совместный проект, даже вышла пластинка совместная... Мы не испытывали никаких трудностей ни в общении, ни в создании композиций... Люди творческие, они всегда открыты, и любое предложение обязательно рассматривается.

— Можно ли столь специфичную музыку донести до нынешней молодежи, до подростков, торчащих на попсе?

— Наговариваете вы на нашу молодежь, никто эту попсу не слушает, попса не собирает зал... Нынешние подростки и джаз слушают, и рок и альтернативу и хип-хоп. Интересуются они, зря вы так...

Эх! Добрая вы, Инна! Оказывается, не зря. Народу набралось едва ли ползала. И это при смешной цене на билет в три сотни рублей. Причем пришли те, кто точно знал, на что идет, для кого слово «музыка» обладает своим первоначальным значением. Зато вот, например, на «поп-короля» Киркорова народу набьется столько, чтобы только зал не треснул. Большой зал. Даже при космических ценах на билеты. Это к бабке не ходи. Очень хотелось бы ошибаться, но не выйдет. Молодежь в большинстве своем воспитанная разных цветов «поющими трусами» и слащаво-брутальными поп-идолами, и знать не знает богатейшей древней культуры. Даже если положить эту культуру на рок или джаз. Навязываемое сегодня дурновкусие заставляет откладывать с зарплаты на Киркорова, Михайлова и, зажмурившись от предвкушения и радости, ждать «Евровидения».

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник:   Московский Комсомолец Автор:  Настасья Юренская


распечатать

rss новости на norge.ru Обсудить на форуме Все новости за 19.05.2013 Архив новостей Все новости »

Закрыть окно
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru»

на правах рекламы:


рекомендуем посетить: