www.norge.ru » Новости из Норвегии
16.06.2014
Кто поможет Эсперу-Егорке?
В Петрозаводске на базе IT-парка ПетрГУ 3-4 июня состоялся международный обучающий семинар, основная задача которого - повышение квалификации специалистов в области работы с семьей и ребенком, предупреждение негативных последствий употребления ПАВ (психоактивных веществ) родителями. Эти задачи перекликаются с осуществлением своевременной социальной диагностики, последовательной дальнейшей поддержкой детей из семей риска. Семинар проведен в рамках российско-норвежского сотрудничества при поддержке Министерства здравоохранения Норвегии. Организаторами выступили с карельской стороны – АНО «Содействие», кафедра социальной работы ПетрГУ, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Антинаркотическая комиссия при Администрации Главы Республики Карелия. Педагоги, социальные специалисты, руководители дошкольных учреждений Карелии, Мурманска, Санкт-Петербурга и Ленинградской области получили возможность познакомиться с деятельностью норвежской организации «Взрослые для детей» и специальной программой «Кто поможет Эсперу?», которую представили педагоги из Осло Гру Кристиансен и Юн Стенеби. А как у них? Как у нас? Не стоит особо утешаться и цифрами российской статистики, согласно которой за последние годы уменьшилось число граждан, состоящих на учете в наркодиспансерах. Как сообщила заведующая отделом профилактики Карельского республиканского наркодиспансера Татьяна Ишанина, переход на синтезированные препараты, длительная скрытая фаза наркомании фиксируется специалистами уже несколько лет. Удлиняется отложенный срок обращения за квалифицированной помощью, и к тому же менее очевидны изменения личности для окружающих. Но в семье, в среде близких лиц наркоман проявляет себя откровеннее – пренебрегает интересами семьи, безучастен к детям, безволен и распущен. Помолодел алкоголизм благодаря доступности пива, энергетиков, коктейлей с отравляющими ингредиентами. Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству попыток суицидов и совершенных суицидов подростками. Повзрослевшие дети не могут, не научены преодолевать жизненные трудности, что делать и как относиться к близким, которых хотелось уважать и любить … Благодаря взрослым С другой стороны, не менее важно – уметь выстроить общение с родителями, которые чаще предпочтут скрыть проблему, «не выносить ссор из избы», не показать себя в плохом свете. Квалифицированный педагог проявит терпение, поскольку поспешность может привести к серьезной ошибке. Например, нужно уметь отличить фантазию ребенка от реальности. Подобные проблемы не знают национальных различий. И еще одно обстоятельство. В Норвегии, в дошкольных учреждениях относятся к детям младшего возраста так, как и положено относиться к малышам. Публикации в российских СМИ о якобы жестком пресечении всяких телесных прикосновений к ребенку, весьма далеки от реальности. Педагог в детском саду при необходимости делает то же, что и российский – помогает справиться с одеванием-раздеванием, поддерживает на ступеньках, обнимает в случае огорчения или слез. Потребность в теплоте, объятиях существует всегда. Точно так же, как российские дети, норвежские испытывают дефицит внимания занятых или отстранившихся в силу зависимостей родителей. Главный принцип: только персонально - Уникальность ситуации в детском саду в том, что педагог может ежедневно два раза в день увидеть и при необходимости поговорить с родителем, - считает Юн. – В Норвегии мы учим быть внимательными к тому, насколько близок контакт у ребенка с отцом или матерью, в каком настроении ребенок приходит из дома и хочет ли он идти домой. Очень часто проблемы семей связаны с экономическими трудностями. Отсюда – недостаточное питание детей, повышенная утомляемость, желание уединиться. Так ли это на самом деле? Как деликатно выяснить (не через ребенка), не потерял ли кто-то из родителей работу? Не произошло ли сокращение фирмы? Дееспособность семьи и состояние детей связаны напрямую. Реагировать вместе Какие подходы должен знать педагог, чтобы в общении с родителями не уйти в обвинения и обличения, но направить внимание, в первую очередь, на интересы ребенка? В небольшом фильме, который был предложен для просмотра и анализа участникам семинара, рассказывалось именно о такой семье. Рабочие группы получили задание: разработать свои проекты взаимодействия с семьей и стратегию поддержки в интересах детей. Профессионалы включились в творческую работу. Необходимо отметить, что педагоги оказались очень внимательными зрителями. Они отметили массу деталей, которые наверняка бы прошли незамеченными для других. Например, возрастные особенности поведения детей, что изображено на фотографиях в квартире, как обращается к матери младший мальчик Эспер (которому дали для русской аудитории имя Егорка), как ведет себя старшая девочка и так далее. После безрадостного утра в собственной семье ребенок приходит в детский сад. Он не расположен общаться ни с кем, сосредоточен на своем плюшевом зайчике, не хочет идти к другим детям в группу. Подобные ситуации знакомы педагогам в детских садах всех стран. Как помочь ребенку и его семье? Какой подход выбрать? Сколько времени может реально потратить педагог, которого ждут другие дети? Обсуждение ситуации выявило различные подходы и возможности. То, как профессионалы обсуждали варианты помощи, можно охарактеризовать мозговым штурмом с использованием собственного опыта. В ходе обсуждения прозвучали и сетования, что есть определенный разрыв, несогласованность в действиях образовательных учреждений, социальных служб, органов здравоохранения. Справедливости ради стоит отметить, что в Петрозаводске есть признанный положительный опыт системной работы с семьями в трудной жизненной ситуации. Специалисты оперативно собирают необходимую информацию, вместе с семьей разрабатывается алгоритм необходимых действий, оформляют документацию и обращения в необходимые инстанции. Особое внимание уделяется семьям с несовершеннолетними детьми. Как быстро принимаются решения социальными службами в Норвегии в случае установления серьезных проблем в семье? Как разъяснила Гру Кристиансен, до трех недель отводится на полное изучение и диагностику ситуации. Дальнейшие решения и действия зависят от сложности проблем и способности самой семьи к изменениям. Никаких изъятий детей из семей без вынесения решения судебных органов производиться не может. Завершился семинар вручением сертификатов об успешном прохождении курсов повышения квалификации и благодарностью организаторам за высокий уровень его организации. Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Карелинформ Автор: Людмила Мишина
|
||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru» |
на правах рекламы: