Распечатать
www.norge.ru » Новости из Норвегии

06.07.2014

Печаль его светла?

«Возможно, со многими такое бывало, когда идёшь по улице и вдруг понимаешь, что вокруг тебя всё изменилось: небо изменило свой цвет, люди стали безликими, а гул машин вперемешку с разговорами прохожих превратился в нарастающий крик, который пронзает всё вокруг, включая тебя самого...» Такое впечатление на мурманскую второкурсницу Дашу Чаплыгину произвела встреча с картинами Эдварда Мунка.
  

В России знаменитому норвежцу, чье 150-летие в минувшем году отмечала вся Страна фиордов, не особенно повезло: о ценителях искусства не говорю, но средний россиянин вряд ли навскидку назовет несколько его работ - кроме, разумеется, «Крика», растиражированного масскультом. Но если встреча с Мунком все же происходит, принося бессонницу и неясные думы, мало кто потом забывает о ней.

Недавно в генеральном консульстве Норвегии в Мурманске подвели итоги конкурса, проведенного в заполярной столице. Студентам МГГУ - давнего партнера дипмиссии - предлагалось написать эссе на тему «Кто такой Эдвард Мунк?». Писать можно было по-русски, английски или норвежски, на вкус авторов. Главный приз - каникулы на родине художника. Правда, определить, кто же отправится в путешествие, оказалось нелегко: вице-консул Гёрил Йохансон уверяет: жюри, в состав которого вошла добрая половина сотрудников консульства, долго не могло сделать выбор.

- Было очень интересно узнать, какими глазами русские смотрят на Мунка, - сказала она. - Приятно, что мы получили не просто пересказ литературы, посвященной ему, но действительно личный взгляд каждого из участников.

Любопытно, что для некоторых конкурс стал первым в жизни поводом присмотреться к художнику. Будущие журналисты, историки, филологи, приславшие эссе, признались: доселе Мунк, мягко скажем, не входил в орбиту их интересов. Да и вообще «читать» и осмыслять живопись им довелось впервые.

«Мы точно знаем, что изображенный человек кричит, и мы также точно знаем, что никогда не услышим его крика. Этот крик, не достигая нас, застыл перед невидимой преградой... С нашими душевными переживаниями все наоборот: мы знаем о них, прислушиваемся к ним, но не можем увидеть, испытываем странное безысходное чувство. Получается, что Мунк изобразил этот экзистенциальный феномен как бы наоборот - вывернул его, дав нам изображение, но лишив возможности услышать», - размышляет в своем сочинении второкурсник Никита Степышев. Оказалось, в трагической, загадочной и не во всем привлекательной фигуре художника, родившегося 150 лет назад, есть не просто понятное, но интимно близкое нам...

«Он считал, что любовь - это пожар, который оставляет после себя только пепелище. Думаю, Эдвард Мунк верил в то, что у него со смертью какие-то особые отношения, и я не удивлюсь, если он был прав», - размышляет третьекурсница, будущая переводчица Саша Долбачева. «Любовь без страданий как корабль без парусов!» - заявляет романтичная Ольга Дерябина, восторгаясь «Поцелуем» Мунка.

Был ли знаменитый норвежец провокатором, предтечей наших современников-концептуалистов? Скандалы вокруг его выставок склоняют к этой мысли. Но его юные почитатели с пылом неофитов опровергают это предположение.

- Он просто такой внутри, он очень трагичен, это совершенно искренно, - уверяет меня Саша Долбачева. В своем эссе она, как и почти все, не обошла вниманием «Крик». «Этот крик доходит до самого твоего нутра, проникает вглубь сознания. Хочется зажать уши руками и тоже закричать, в надежде приглушить этот отчаянный «крик природы», - пишет она.

Юля Шокова - победительница конкурса и единственная из всей компании, кто видел работы Мунка в подлиннике, пишет, что «Крик» - его «Джоконда», ведь он не менее популярен, загадочен и растиражирован. Что ж, это Мунково проклятье - написать без малого две тысячи картин и войти в сознание единственной и самой мучительной...

Художник запоминается тем, в чем он особенно непохож, тем, чего до него никому и в голову не приходило - так, подбирая слова, объясняют для себя студентки феномен «Крика».

Самокопание, самоистязание и вообще предельное внимание к себе, внутренняя раздерганность... Дарование экспрессиониста - легкий хлеб психоаналитика.

«Даже самая откровенная исповедь, произнесенная вчера, может стать неактуальной сегодня. К тому же наши истинные чувства и стремления нередко скрыты даже от нас самих. Пожалуй, творческое наследие Мунка скорее учит этому, нежели дает прямые ответы на вопрос о том, кем являлся художник», - парирует в своем опусе Юля Шокова. А Саша Долбачева в разговоре со мной неожиданно и твердо заявляет:

- Он очень светлый человек! Он свою боль выражал в картинах и оставался светлым внутри.

А Юлия Шокова заканчивает свой текст таким пассажем:

«...Творчество Мунка - это удивительный, бесконечный поиск ответа на вопрос «Кто я такой?». Вслед за художником мы можем набраться смелости и спросить то же самое у самих себя»...


Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: «Мурманский вестник» от 26.06.2014  Автор: Татьяна БРИЦКАЯ


распечатать

rss новости на norge.ru Обсудить на форуме Все новости за 06.07.2014 Архив новостей Все новости »

Закрыть окно
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru»

на правах рекламы:


рекомендуем посетить: