www.norge.ru » Новости из Норвегии
03.11.2014
«Дурацкое дело нехитрое»
Само это совпадение — того же дикого свойства, что и трагедия во Внуково, в которой незыблемая, казалось, стабильность европейского большого бизнеса попала в смертоносные жернова двух главных русских бед: дураков и дорог. Любого рода конспирологические теории, которых вокруг гибели Маржери хватает уже сейчас, а дальше станет еще больше, разбиваются о великую стену абсурда. Интересно, что фильм Моланда — именно об этом. Нильсу, по профессии водителю снегоуборочной машины, только что присвоено звание почетного гражданина того маленького норвежского городка, где он живет и трудится на благо общества. В день торжественной церемонии он узнает о гибели своего сына. Официальный диагноз — передозировка героином. Нильс тем не менее по натуре дотошен и упрям; не желая смириться с этим объяснением, он начинает выяснять обстоятельства трагедии (кстати, случившейся в местном аэропорту — все одно к одному). Оказывается, сын был убит наркомафией, на которую работал. Узнав об этом, снегоуборщик встает на одинокую тропу войны. Его цель — уничтожение всей криминальной сети, до сих пор работавшей безотказно, не встречая ни малейшего сопротивления. Его оружие — собственные крепкие руки, да еще снегоуборочная машина, способная противостоять любой буре, не говоря о любом человеке, как бы тот ни был вооружен. «Дурацкое дело нехитрое» легко было бы представить себе в виде трагедии почти в древнегреческом смысле слова. Отец мстит за отнятую жизнь сына, не щадя ни других, ни себя; все так. Тем не менее перед нами блестящая черная комедия, похожая то на «Фарго», то на «Жмурки». Невозмутимость главного героя, назначившего себя орудием судьбы, пугает и смешит одновременно, когда он, не испытывая никаких угрызений совести, сбрасывает после серии изощренных пыток очередной исковерканный труп куда-то в ледяную пучину водопада, а режиссер методично ведет отсчет утопленников (и прочих покойников) на экране. Линейность предсказуемой интриги и некоторая кондовость киноязыка тоже работают на поддержание комического эффекта. Карикатурность антагониста — препротивного яппи-вегетарианца по кличке Граф, контролирующего норвежский наркотрафик, — забавно контрастирует с суровой мужественностью немногословного Нильса, на чьей стороне, ясное дело, не только правда, но и сила. Роль снегоуборщика играет Стеллан Скарсгорд — почетный викинг мирового кинематографа, которого Моланд уже снимал в своей предыдущей, не менее мрачной комедии «Довольно добрый человек». Его фильмография богата, спору нет, но у большинства зрителей артист все же ассоциируется не с «Мстителями», «Мамма Миа!» или «Пиратами Карибского моря», а с многочисленными картинами Ларса фон Триера — пропагандиста того самого провокационного морального релятивизма, на котором строится и «Дурацкое дело нехитрое». Триер, Скарсгорд и Моланд, похоже, сошлись бы в одном: устаревшие категории добра и зла давно пора отменить за ненадобностью, а вот помнить о третьем законе Ньютона — «действию всегда есть равное и противоположное противодействие» — куда полезнее. Жизнью управляет физика, а не этика.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Афиша Автор: Антон Долин
|
||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2023, «www.norge.ru» |
на правах рекламы: