Norway
/Первая страница/Человек месяца/Хальфдар Кьерульф Ваша кодировка или язык:
Сегодня:Русский|English|Norsk
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
на правах рекламы:
return_links(); ?>
 
   
Алексей Сельницин
Библиотека и Норвежский информационный центр
10 сентября 2003
У ИСТОКОВ НОРВЕЖСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ

Хальфдар Кьерульф

Когда мы говорим о норвежской музыке, то первым делом вспоминаем имя великого Грига. Бесспорно, благодаря его гению мир узнал музыкальную Норвегию. В то же время очевидно, что талант композитора вырос не на пустом месте. Одним из тех, кто заложил традиции норвежской классической музыки, был пианист и композитор Хальфдан Кьерульф (Halfdan Kjerulf, 1815-1868).

Сын датского чиновника, перебравшегося в Норвегию, Хальфдан вырос в семье, где искусство занимало особое место. Младший брат Хальфдана - Теодор - был разносторонне одарённым человеком. Выдающийся специалист в области геологии, он был также известным поэтом, издав три сборника стихотворений. Другой брат, Яльмар, не без успеха пробовал свои силы в живописи. Кумиром семьи была сестра Ида, в которую был влюблён Юхан Себастиан Вельхавен - близкий друг Хальфдана, один из классиков норвежской романтической поэзии.

Не исключено, что на музыкальные способности Хальфдана повлияла его мать - урождённая Бетси Лассон, вышедшая из известной семьи композиторов. В юности Хальфдан по настоянию отца занимался правом, но после его смерти в 1841 году бросил занятия и целиком отдался любимому делу - музыке. Годом раньше семью постигло более страшное потрясение: любимица Ида скончалась в возрасте восемнадцати лет, сражённая туберкулёзом. История её отношений с Вельхавеном, пожалуй, не уступает по драматизму истории Ромео и Джульетты.

Родители Иды были против того, чтобы их дочь связала свою жизнь с поэтом, не имевшим постоянного заработка и перебивавшегося случайными доходами. Более того: им запрещали даже видеться друг с другом. В холодную осеннюю ночь Вельхавен остановился под окнами дома Кьерульфов. Окна были ярко освещены, в доме шёл бал, и поэту, снедаемому тоской, так хотелось увидеть Её. Ида выбежала на мороз в одном лёгком платье. Тайные объятья, поцелуи, клятвы. После той ночи состояние здоровья Иды резко ухудшилось. Вельхавен навещал её на смертном ложе - вероятно, он догадывался, что стал невольно виновником её болезни. Когда Ида скончалась, поэт не смог прийти на похороны и уехал на время из столицы - настолько велико было его потрясение. Скорбь по умершей возлюбленной он хранил до конца своих дней. Братья же Иды оставались его близкими друзьями.

Особое значение имел творческий союз Вельхавена и Хальфдана. Пробой пера для юного композитора стал романс "Водяной" (Nokken) на стихи поэта, датируемый 1840 годом. Три года спустя Кьерульф издаёт "Шесть песен под аккомпанемент фортепиано" (Sex Sange med Akkompagnement af Pianoforte, opus 1). Романс становится излюбленным жанром Кьерульфа. По сути, он был первопроходцем романса в Норвегии. Композитор не оставил после себя крупных произведений, а работе с большим оркестром предпочитал игру на фортепиано. Не случайно именно романсы Кьерульфа вошли в золотой фонд норвежской классической музыки. Прежде всего, это песни на стихи Вельхавена - такие, как "Манящие звуки" - Lokkende Toner, "Песня проводника" - Veiviseren synger, "Морская птица" - Sofuglen, и многие другие. Кроме того, Хальфдан создал ряд романсов на стихи своего брата Теодора, а также известных норвежских поэтов - Хенрика Вергеланна, Йоргена Му и Бьёрнстьерне Бьёрнсона. Помимо романсов, Кьерульф оставил после себя ряд лирических миниатюр и пьес для фортепиано.

Интересно, что композитор сравнительно поздно получил надлежащее теоретическое образование: только в 1849 году, уже зрелым человеком, он начинает занятия в Копенгагене, а позже - в Лейпциге. До этого Кьерульф вынужден подрабатывать репетиторством и журналистикой. В 1845 году он был избран дирижёром вновь образованного Студенческого певческого союза (Studentersangforeningen). По причинам, связанным с состоянием здоровья, композитору редко удавалось давать концерты, и в основном Кьерульф занимался преподавательской деятельностью.

Создатель норвежского романса, он опирался не только на традиции великих предшественников - Шуберта, Шумана и Мендельсона. Значение Кьерульфа в истории норвежской музыки определяется в первую очередь тем, что он едва ли не первым начал использовать элементы норвежской народной музыки. Сочетание этих двух традиций определило своеобразие таланта Кьерульфа, проложившего дорогу знаменитым последователям - Нурдроку и Григу. Кьерульф стал одним из главных вдохновителей "национального прорыва" - движения, оказавшего определяющее влияние на развитие культуры Норвегии в середине и во второй половине девятнадцатого столетия. Увлечение композитора народной музыкой органично вписалось в контекст эпохи с её пристальным вниманием к народу и его культуре. В своей музыке Кьерульф пытался выразить дух народных преданий, дух норвежской природы. Не случайно многие его романсы до сих пор любимы многими норвежцами.

Значение Кьерульфа в истории норвежской музыки неоспоримо. Под его влиянием выросло немало талантливых композиторов, среди них - Эрика Ниссен (Erika Nissen) и Агате Баккер Грёндаль (Agathe Backer Grondahl), первые женщины-композиторы в Норвегии. И самое главное, пожалуй, то, что благодаря его таланту норвежцы осознали себя как носители уникальной и самобытной музыкальной культуры.
 


Остальные статьи L&NIC Обсудить на форуме  Читать
 
Анонс
 
Ссылки




 
Партнеры



  [an error occurred while processing this directive]
                 Хальфдар Кьерульф Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru