Юхан Вельхавен | Литература | Культура | NORGE.RU /Культура/Литература/Авторы/Юхан Вельхавен
     
Юхан Вельхавен

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ
ВЕЛЬХАВЕН И НОРВЕЖСКИЙ РОМАНТИЗМ
ТЕМА СМЕРТИ В ЛИРИКЕ Ю.С.ВЕЛЬХАВЕНА

Сельницин Алексей стажёр-исследователь
кафедры русской и зарубежной литературы КГУ

Ю.С.ВЕЛЬХАВЕН И НОРВЕЖСКИЙ РОМАНТИЗМ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
 

 Развитие романтизма как литературного направления в Норвегии имело особый характер. Оно проходило в условиях национально-освободительного движения, становления национальной культуры и языка. После освобождения от датского владычества в 1814 г. остро встал вопрос о путях развития искусства. Возникли две основных тенденции: следование традициям датской и европейских литератур и обращение к провинциальной, народной стихии.
 

&nbdsp;Юхан Себастиан Вельхавен (1807-1873), выбравший первый путь, в оценке соотечественников явился фигурой достаточно одиозной. В силу того, что в литературе возобладала "норвежская" традиция, клеймо "даномана", "ретрограда" надолго закрепилось за поэтом. Однако Вельхавен занял своё место в истории норвежской литературы, и его творчество принципиально важно для понимания литературного процесса 1830-1860 г.г.
 

&nbdsp;Проблема здесь касается не только противоборства "норвежской" и "датской" тенденций. Даже с этой точки зрения фигура Вельхавена представляется далеко не однозначной. Наблюдения над языком его произведений позволяют сделать вывод о том, что "даноман" в ряде случаев не чуждался чисто "норвежских", диалектных по происхождению слов и выражений.
 

&nbdsp;Дискуссия между Вельхавеном и Хенриком Вергеланном касалась во многом вопросов сугубо эстетических. Вельхавен полагал, что высшая цель искусства - красота. Громкие фразы и трибунные выражения - не для поэзии. Свобода творчества достигается не только по наитию, но путём учения, духовного развития художника. На одном вдохновении и плоских амбициях не создать подлинного шедевра, - здесь Вельхавен предпринимал достаточно резкий выпад против Вергеланна, который, по его мнению, "не понял собственной незрелости" и "сразу устремился к высшему".
 

&nbdsp;Романтик по своей сути, Вельхавен отвергает многие установки романтического искусства. Он критически относится к таким понятиям, как "поэтическая свобода", "гениальность", "вдохновение", считая их ничего не значащими красивыми словами. Поэт делает ставку на рациональное, логическое начало и успешно реализует этот принцип в своих стихотворениях. Чёткая композиция, ориентация на строгие размеры, точность передачи поэтического настроения стали основными достоинствами его ли-рики. Даже К.Гамсун, в целом негативно относившийся к Вельхавену, признавал здесь, что тот "был точен, как ювелир".

&nbdsp; Вместе с тем миросозерцание Вельхавена было типично романтиче-ским со всеми характерными атрибутами. Тяга к "запредельному", трагическому, минорные настроения закрепили за поэтом репутацию певца "унылых картин" (по выражению С.Хёля). Главный упрёк, который бросал ему Б.Бьёрнсон, - "похоронные настроения" Вельхавена не вписывались в мироощущение эпохи, вдохновлявшейся "бодрыми песнями" Вергеланна. Ставка на "рассудок и волю" приводит к тому, что стихи Вельхавена оказываются, по мнению Бьёрнсона, лишь "красивой безделушкой".
 

&nbdsp; Можно согласиться с тем, что лирика Вельхавена - "рассудочная", интеллектуальная, ориентированная на философские рассуждения; умственное начало в ней преобладает над чувственным. В чём-то поэт нарочито традиционен, в чём-то, наоборот, опережает своё время. Так, художественные образы Вельхавена, ёмкие и многозначные, намечают путь к художественным открытиям символизма. Так, в стихотворении "Дикая утка" (1836) образ горделивой морской птицы, "в шутку" (for loier) застреленной охотником, выступает как символ хрупкой и мимолётной жизни, всецело зависящей от капризов судьбы. Позже, уже в духе символизма, этот образ разрабатывает Ибсен в одноимённой пьесе.
 

&nbdsp;Так или иначе, творческое своеобразие Вельхавена необходимо рассматривать в контексте развития норвежской поэзии XIX в. Романтическое движение, во главе которого стоял Вергеланн, пыталось решать иные задачи, нежели Вельхавен. Эпоха требовала создания норвежской национальной литературы, и настроения Вергеланна и его сторонников оказались более ей созвучны. Несмотря на "провинциализм" и "грубость" их ранних романтических опытов, "народная" тенденция возобладала в ходе дальнейшего развития норвежской литературы. Вместе с тем ориентация на датские и европейские образцы в эпоху "незрелости" норвежской культуры была посвоему оправдана. Как бы то ни было, понять сложный и противоречивый процесс становления национальной культуры и эстетики без Вельхавена невозможно.
 

Основная литература:
1. Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970). - М.: 1980.
2. Писатели Скандинавии о литературе. - М.: 1982.
3. Стихи норвежских поэтов XIX века / Предисловие и примечания Б.Ерхова. - М.: 1985.
 


Остальные статьи Алексея Сельницина
   
Интересные места

     
Юхан Вельхавен