Юхан Вельхавен | Литература | Культура | NORGE.RU< /Культура/Литература/Авторы/Юхан Вельхавен
     
Юхан Вельхавен

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ
ВЕЛЬХАВЕН И НОРВЕЖСКИЙ РОМАНТИЗМ
ТЕМА СМЕРТИ В ЛИРИКЕ Ю.С.ВЕЛЬХАВЕНА

Сельницин Алексей стажёр-исследователь
кафедры русской и зарубежной литературы КГУ

ТЕМА СМЕРТИ В ЛИРИКЕ Ю.С.ВЕЛЬХАВЕНА.
 

Юхан Себастиан Вельхавен (1807-1873), пожалуй, больше других норвежских поэтов I половины XIX века заслужил репутацию "певца унылых картин". Проблема хрупкости и мимолётности жизни на Земле волновала поэта на протяжении всего творчества. Яркий пример - стихотворение "Sofuglen" (1836; в русском переводе - "Дикая утка"). Однако разработка темы Смерти и связанных с ней мотивов в лирике Вельхавена на фоне романтической традиции была своеобразна.
 

Наша задача - рассмотреть некоторые особенности поэтического мастерства Вельхавена на примере отражения в его творчестве темы Смерти. Объектом нашего анализа будет стихотворение "Ved Kirkegaarden" ("На кладбище", 1844).

Выделим ключевые понятия и образы, связанные с темой Смерти:

 1. Характеристика состояния природы:
 

Morke - "мрак" - с первой же строки выступает как тотальный, всепоглощающий фон, на котором развёртывается поэтическая картина (сопровождается эпитетом natligt - "ночной"). В 4 строфе с ним соотносятся Mulm ("темнота, мрак") и Nat ("ночь"). Мрак окутывает (ruger) долину; интересен здесь эпитет vide "широкий, просторный", отражающий безбрежность и неограниченность царства Смерти - она владеет всей Землёй;
 

Skyerne - "облака" - бегущие низко над землёй, передают ощущение грядущей катастрофы;
September-Regn - "осенний дождь". Осень как время увядания, умирания всего живого ассоциируется со Смертью. Интересен эпитет golde - "пустой, бесплодный" (противопоставление весеннему дождю как питающему Жизнь);
Vinden - "ветер" - подчёркивает состояние непогоды (ср. Skyerne) и выступает как олицетворение фатальных сил Судьбы.

 

2. Атрибуты кладбищенской обстановки:

  Grave - "могилы" - главный из этих атрибутов. Сочетание антонимов gamle / nye "старые - новые" - передаёт ощущение всесилия Смерти, забирающей всё новых и новых жертв и вечно царящей над преходящей Жизнью. Упоминаемые далее Hoie - "могильные холмы" - внешняя, верхняя часть могил - единственный предмет, выступающий из мрака;
Muld - "земля" - сосредоточение праха, мёртвых останков;
 
Stammerne - деревья, между которыми видны могилы. С ними соотносится Lund - "роща";
  Lilien - лилия, выросшая на могиле, возникающая из праха новая жизнь; сюда же примыкают Blad "лист" и Kalk "чашечка" - части, органы цветка. Сопровождающие эпитеты: tindrende - "дрожащий", taarefuld - "полный слёз". Холодная роса на лепестках прямо ассоциируется со слезами. Её блеск - мёртвый, холодный - единственный "лучик света" в царстве Мрака.

 

3. Абстрактно-философские понятия:
 
Tungsind - "мрачность, тяжесть" - настроение, определяющее картину (Billed) мёртвого царства (усугубляется эпитетом в превосходной степени dybeste - "глубочайший");
 

Glemsel - "забвение" - осмысление бренности всего сущего с точки зрения человека.
Отметим, что в стихотворении слабо выражены как лирический герой, так и человек вообще. Они лишь подразумеваются в образах Tungsind и Glemsel; кроме того, на человеческое присутствие намекает Oie - глаз, ищущий родную могилу (4 строфа). На фоне Мрака этот образ выделяется при помощи эпитета klare "ясный, чистый". Однако поиски устремлены к миру мёртвых. Желанное "сокровище" (Skat) оказывается лишь горсткой праха.
 

Смена образов в стихотворении чётко соответствует движению мысли от конкретного к абстрактному. За картинами природы следует описание кладбища и могил; далее, в 3 строфе, делается философское обобщение при помощи абстрактных понятий. Всё это подытоживается в конце 3 строфы упоминанием самой Смерти (Dod), "разбившей лагерь" на кладбищенской земле. Вслед за этим появляются Oie (4 строфа) и "живой" образ - Lilien (5 строфа. Раз за разом (atter) поднимаясь над прахом, лилия словно бы пытается противостоять увяданию. Однако этот образ ярче всего демонстрирует превосходство Смерти над Жизнью. Не случайно, что единственное живое существо в стихотворении - хрупкий цветок; его торжество недолговечно. Лилия трепещет (b?ver) на ветру (paa Vinden), ей не устоять перед грядущим тленом. Новая жизнь рождается из праха, и ей опять суждено уйти во прах. Возникает ощущение замкнутого круговорота, довершающее безысходную картину мёртвого царства. "Ограниченная" таким образом Жизнь ничтожна на фоне всевластной и вездесущей Смерти. Так Вельхавен постепенно подводит читателя к основной идее: Смерть царит повсюду, ни одно живое существо не избежит тлена, все попытки возвыситься над прахом безуспешны.

"Замкнутость" композиции усугубляется строгим стихотворным размером (трёхстопный ямб) и чётким делением на четверостишия, каждое из которых содержит законченную микротему.
 

Вельхавен придавал большое значение рациональному началу в поэзии. Исконно чуждое романтизму, оно имело для поэта большое значение и ярко выразилось в особенностях его поэтики. Оно позволяло точно передать поэтическое настроение и нацелить читателя на философские размышления. Если большинство романтиков следили только за полётом чувств и фантазии, то Вельхавен отдавал должное логике мысли: без неё, по его мнению, невозможно достижение Красоты как "подлинной свободы искусства". Этот принцип ярко воплощён в стихотворении "Ved Kirkegaarden". И хотя многие современники воспринимали стихотворения Вельхавена как "красивые безделушки", его поэзия до сих пор являет собой неподражаемый пример красоты и гармонии.
 


Остальные статьи Алексея Сельницина
   
Интересные места

     
Юхан Вельхавен