Российским студентам открыта дорога на север | Обучение и образование | NORGE.RU /Первая страница/Обучение и образование/Российским студентам открыта дорога на север
       
   Российским студентам открыта дорога на север

Юрий Гуськов
22 октября 2001 г.

Что общего у почтальона, инженера, политического обозревателя и саксофониста?

"Прошлое, - шутят норвежцы. - Жизненный опыт, захватывающие беседы за круглым столом и котлеты из оленины с брусникой в Народной школе, где они все в свое время побывали.

На севере Европы, в заснеженной Скандинавии, помимо шумных водопадов, сказочных троллей и бесстрашных викингов, скалистых ландшафтов и зеркальных фьордов, любопытный путешественник встретит и другую достопримечательность. 400 уникальных учебных заведений, в которых нет строгих лекторов и обязательных экзаменов в конце каждого семестра, многочисленных рефератов по средневековой философии и римскому праву. Это райский уголок для студента, его самые праздные мечты, воплощенные в жизнь. И самое интересное, что презентация "народных школ" состоялась в посольстве Королевства Норвегии в Москве в начале марта 2000 года. Российским студентам предложили годичное обучение в Норвегии, а это великолепная возможность провести год в стране викингов, испытать прелести свободной жизни, познакомится со сказочной культурой Норвегии. " "Только Школа Жизни может быть лучше "народной" школы, но она отнимает больше времени" - шутят норвежцы.

В среднем 10 % норвежских выпускников (6000 студентов) прежде, чем отправиться в свободное плавание по жизни, устроиться на работу и обзавестись семьей, проходят эту традиционную ступень между школой и университетом. Здесь все хором кричат "Ариведерчи!" школьной жизни и встречают взрослую!

В своем знаменитом и ныне популярном романе "Игра в бисер" немецкий писатель Герман Гессе приводит жизнеописание магистра Игры - Йозефа Кнехта, который в юношестве попадает в привилегированную школу, где вместе со сверстниками изучает искусства, и в первую очередь, музыку. Кнехт попадает не просто в учебное заведение, а фактически, в другое замкнутое государство, жители которого поклоняются Духу, поддерживая его на определенном высоком уровне, боготворят ученость и презирают все мирские блага и прихоти. Однако, подобное государство - чистая утопия, да оно себя и не оправдывает, так как не имеет ничего общего с действительностью. Духовность, оторванная от реальности, в конечном счете, себя изживает, - к чему приходит гениальный немецкий писатель. В скандинавских школах, наоборот, " познают действительность" в самых ярких ее проявлениях. Новые друзья, радость, яркие впечатления, свобода, развитие человеческих качеств, общность, выбор, забота о ближнем и любовь - главные отличительные черты народных школ. Идеологом, отцом-основателем школ считают датского поэта - просветителя, историка и священника Н.Ф.С Грюндвика, по инициативе которого 137 лет назад была создана первая "народная" школа.

Грюндвик вел горячие дискуссии о системе образования в середине 19 века. Студенты, склонившись над письменными столами, часами заучивали латинские выражения, которые, спустя несколько месяцев после выпускных экзаменов, благополучно забывались. Он утверждал, что экзамены необходимо изменить, так как "зубрежка" - совершенно бессмысленное занятие. Действия, а не чтение, практика, а не теория должны были воспитывать человека нового времени и нового поколения. Именно в беседах и диспутах, считал он, подобно Сократу и Фрейду, рождается истина. Грюндвик - отец-основатель свовободо-мыслящих "народных школ".

В 1905 году Норвегия, расторгнув Унию со Швецией, получила независимость. В связи с этим историческим событием народные школы привлекли особое внимание общественности. Нации для построения независимого демократического государства потребовался "человек нового образца" - ценящий свободу, историю и культуру своей страны. В стенах народных школ государство на протяжении столетия воспитывало свободно-мыслящего, независимого, смелого, целеустремленного патриота. А Патриотизм для норвежцев - одна из главных ценностей.

"Народные" школы делятся на два типа школ: так называемые "свободомыслящие" и религиозные школы, опирающиеся на христианскую мораль. В каждой христианской школе есть свои хор, однако, ученики - вовсе не обязательно должны верить в Бога и исправно посещать воскресные службы в храме. В просторных залах религиозных школ периодически разгораются захватывающие диспуты, в которых студенты обсуждают самые разные темы, глобальные проблемы. "Диалог - пожалуй, главное, к чему мы призываем студента во время обучения, - рассказывает инспектор религиозной школы, расположенной в предместьях Осло. - Необходимо, чтобы студент выбрал определенную позицию, научился правильно и аргументированно излагать свои суждения, отстаивать собственную точку зрения и в то же время понимать и принимать позицию противоположной стороны."

Свободомыслящие школы сыграли огромную роль в процессе формирования современного демократического общества. Они, словно миссионеры, несли слово, направляя людей на путь истинный. "Многие студенты сильно меняются за год. Они лучше узнают себя, окружающих людей, жизнь... Они понимают, что их будущее зависит только от них самих, они знают, как преодолевать препятствия и радоваться жизни."

Весь учебный год, с сентября по май, студенты живут в одинарных или двухместных комнатах в интернате.

"Мы живем в Интернате, без родителей, - рассказывает Элин Мерете Стормо, ученица музыкальной школы в предместьях Бергена. - В Спарте детей воспитывали так же, - однако у нас условия далеко не спартанские... Правда, если не считать тех случаев, когда по утрам, ни свет ни заря, мы просыпались от визга пожарной сирены и выбегали в ночных рубашках на школьный дворик. Слава богу, это была лишь тренировка на случай настоящего пожара".

Ученики и преподаватели - друзья. Они учатся любить друг друга и заботиться друг о друге. Каждый день начинается с радостной песни о любви и дружбе. Стинг пел с своем хите "Англичанин в Нью-Иорке": "Be Yourself! - No matter what they say!" (Будь самим собой - и не важно, что скажут окружающие!). В народных школах - это ключевая идея. Здесь человек работает над своей личностью, находит гармонию между своим собственным "я" и обществом, которое его окружает. Тесное замкнутое общество - в котором человек вращается в течение длительного времени - это фактически уменьшенная модель социума.

Норвежское образование в принципе строится на идеях гуманизма. Норвежцы вообще в своем большинстве - гуманные люди. Каждый год студенты собирают гуманитарную помощь для развивающихся стран. Большой популярностью пользуется проект "Опека на расстоянии". Многие норвежские семьи добровольно берут под свою опеку африканских детей, периодически высылая им подарки и деньги.

Норвежцы ценят превыше всех других благ - свободу и демократию. Однако здесь есть свои - "национальные" - ограничения. В большинстве школ царит сухой закон, однако, некоторые свободно-мыслящие школы, относятся несколько скептически к этому пункту, осознавая, что студент способен обойти любой закон, а уж тем более сухой. Поэтому в некоторых школах разрешено употреблять горячительные напитки - но только в выходные и за пределами школы. Однако порой норвежские студенты нарушают школьный устав и тогда они сталкиваются с пугающими трудностями: " В начале года, - рассказывает Кристиан Соммерсет, изучающий кораблестроение, - мы нарушили правила и устроили шумный праздник в школе. Ночью в нашу комнату ворвался разъяренный ректор, и вызвал всех в кабинет, пообещав, что на следующий же день отправит всех домой, а африканских студентов к родителям в Кению. Через несколько дней учителя устроили собрание, своеобразный суд, на котором по отдельности допрашивали каждого из нас для того, чтобы вынести справедливый вердикт. В конечном счете, нас помиловали, но этот день мы запомним на всю жизнь."

Весной студенты отправляются в путешествие. "В марте мы собираемся в Пекин, - рассказывает директор "Мангер Школы", где студенты изучают музыку . - Необходимо, чтобы у ребят осталось как можно больше положительных эмоций и ярких впечатлений. Тур - это великолепная возможность познакомиться с культурой других стран. Правда, студентам приходиться в течении года зарабатывать дополнительные деньги на поездку. Школьный совет изобретает различные источники дохода. Так, например, студенты устраивают специальные тематические вечера для школьников, дают концерты или работают на почте".

Школы не связаны общим учебным планом. Каждая имеет свои особенности. Министерство образования Норвегии предоставляет администраторам полную свободу в выборе предметов и специализаций. Здесь нет четких разграничений между учебой и отдыхом. Звукозаписывающие студии, художественные мастерские, интернет- классы, спортивные залы, бассейны и теннисные корты, кинотеатры и библиотеки, которые существуют в каждой школе, открыты 24 часа в сутки, так, что в любое время студент свободен в выборе занятий.

Школы предлагают широкий диапазон предметов для изучения: лингвистика, журналистика, религия, история, философия, психология музыка, геология, социология, дизайн, живопись, спорт, театральное искусство, культуроведение, шитье, балет, международное право, керамика, вождение самолетов и мотоциклов, иога и медитация. Особый интерес представляет чисто скандинавское направление - "жизнь на свежем воздухе", которое предполагает увлекательные походы, ночевки в снежных норах, рыбалку, охоту, пикники, альпинизм. Сон в палатке под звездным небом, празднование рождества у костра в ледяной норе, белые ночи в воздушных спальных мешках на каменистых склонах у водопадов , "физические мучения" и "лишения" - это истинная сущность северян, испокон веков привыкших жить в гармонии с природой, внимая каждой птичьей трели. "Мы до сих пор одушевляем природу, приписывая различные катаклизмы самым невероятным сказочным существам" - рассказывает Тур Бьорн Дале , норвежский фермер, - несмотря на то, что сегодня на дворе 21 век и наука способна рационально объяснить все природные явления. На рождество, когда стол накрыт богатыми яствами, а воздух наполнен ароматом шоколадных булочек с марципаном и мандаринов, прежде, чем приступить к трапезе, мы угощаем троллей, выставляя на заднем крыльце у домика тарелку с рисовой кашей или козьим сыром. В противном случае, если мы забудем об этом, троллей охватит негодование, они взбунтуются и навлекут на фермера несчастья. Неожиданно начнут пропадать овцы, например ... Вот такие они алчные, корыстные, мстительные существа". Вопрос заключается в том, пережитки ли это родо -племенных отношений или просто сильные крепкие нерушимые традиции...

Каждый год школы предоставляют несколько мест [обычно бесплатных] студентам из других европейских стран, США, Англии, Африки. В связи с открытием Российско-Норвежской школы в Москве, теперь таким правом пользуются и российские студенты.
 
Остальные статьи Юрия Гуськова Обсудить на форуме  Читать

     
на правах рекламы

 
           Российским студентам открыта дорога на север