NORGE.RU  Norway flag
ЭКОЛОГИ ИЛИ ШПИОНЫ Поменять кодировку или язык:
    Rus|English|Norsk
Назад  
 Новости сервера
 О Норвегии
 История страны
 Культура
 Осло 1000 лет
 Человек месяца
 Путешествие
 Обсуждения
 Карта страны
 Изучение языка
 Поиск
 Ссылки
 О разработчиках
 Обратная связь
 
 
 
 

Реклама на сервере



  ЭКОЛОГИ ИЛИ ШПИОНЫ
Репортаж из «логова империалистической спецслужбы»


В Норвегии тема номер один — финансирование подъема «Курска».
Сроки поднятия субмарины перенесены с лета на осень 2001 года. Россия утверждает, что фонд «Курск» неспособен собрать необходимые средства. А сам фонд видит возможность получить деньги только в случае, если Россия подпишет международное соглашение в области радиационной безопасности в Северо-Западном регионе. (Между тем «Курск» необходимо поднять именно летом, иначе операция будет куда более опасной.) Таким образом, деньги должны выделяться не на единичный проект, а на программу по приведению всех отстойных подлодок в безопасное состояние. Правительство России говорит, что не против принять участие в такой программе, но сначала, мол, дайте денег на «Курск». Западные страны с этим, кажется, не согласны. Рио Праанинг, секретарь фонда, заявил, что если Россия не найдет компромисс, то «Курск» так и останется лежать на дне Баренцева моря». Еще в январе этого года фонд «Курск» предложил внести некоторым западным странам 38 млн евро. А остальные 38 млн должна внести Россия. Клебанов осторожно заявляет, что, если не удастся собрать деньги на подъем, Россия оплатит операцию сама. При этом губернатор Мурманской области г-н Евдокимов просит главу МИДа Норвегии выделить 300 тыс. норвежских крон (около 34 тыс. долл.) на реконструкцию металлургического комбината «Печенганикель». Объективную информацию о происходящем специально для «Новой газеты» предоставила норвежская независимая экологическая группа «Беллуна».

Россияне подозрительны больше, чем гостеприимны.
Мы живем, чтобы сохранить военную тайну. А они — чтобы ее украсть. «Они» — это все иностранцы и те россияне, которые нарушают нормы безопасности. Так, студенты-филологи, разъезжающие в поисках фольклора, бывали биты за «подозрительные» вопросы. Но особое подозрение вызывают иностранцы, желающие нам помочь... Недавно в шпионаже обвинили норвежскую независимую экологическую организацию «Беллуна» («Bellona»). Ее работники приезжали в Россию, брали пробы воды из Баренцева моря, нанимали на работу бывших офицеров ВМФ, писали доклады о состоянии дел в российском флоте. Один из докладов — «Северный флот: потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона» — вызвал скандальное дело каперанга Никитина. И даже начальник пресс-центра Северного флота Ярослав Кальянов воспринимал работников этой организации не иначе как «проверяющих». «Беллуна» «навлекла проклятие» на всю Норвегию, которую отечественные СМИ обвинили в укрытии той самой субмарины, которая таранила «Курск». Надо признать: среди «зеленых» шпионов много. Как много их среди слесарей, поваров и журналистов. Ну и что? Кстати, большинство разведчиков работают в МИДах, которые пользуются уважением повсеместно.

Вот эта улица
Штаб-квартира «Беллуны» не находится на одной улице с норвежской разведкой, как это утверждают некоторые отечественные СМИ. На улице Грюннерлекка (Gruennerloekka) здание офиса организации практически единственное заметное. Поэтому штаб-квартира норвежских спецслужб может располагаться разве что под землей или в мусорных бочках, так часто встречающихся на этой улице. Здание совсем небольшое. Все стены комнат увешаны различными проектами, планами, картами, которые доступны для ознакомления каждому желающему. Среди схем есть и чертеж «Курска». Средний возраст работника «Беллуны» — 20 — 25 лет за счет того, что работа в «Беллуне» признается государством как альтернативная служба в армии. Только в ней надо «служить» в 1,5 — 2 раза дольше. Автоматов никто из сотрудников в глаза не видел. А вот «дедовщина» есть. «Альтернативщики» ходят в магазины за продуктами — хлебом, чаем и вареньем.

Вот эта девушка
Группа «Беллуна», названная так по имени римской богини Беллоны, была создана в 1986 году, несколько месяцев спустя после чернобыльской аварии. Основатель организации — Фредерик Хауге (Frederic Hauge) — ныне президент «Беллуны». Фредерик еще в школе участвовал в молодежных «зеленых» митингах. Причем они устраивали демонстрации не перед парламентом, а, что называется, на местах. Их ловила полиция. Местное население закидывало камнями. (Тогда еще не все норвежцы понимали, что появление большого комбината рядом с домом означает не только появление новых рабочих мест, но и проблемы со здоровьем.) Закончилось все для Хауге тюрьмой. Правда, не за «зеленую» активность, а за... уклонение от военной службы. Фредерик отказался идти в армию. Не являлся в «военкомат», был объявлен в розыск, пойман и посажен в тюрьму, но... помилован королем. В армию Фредерик не пошел, но заниматься экологической деятельностью продолжил. И весьма успешно. Ребята-активисты подключили средства массовой информации, стали заниматься социальной рекламой и... изменили норвежский менталитет, известный сейчас чрезвычайно рачительным отношением к природе. Они поняли, что защитить природу можно, лишь изменив мозги нации. Они заинтересовали экологией правительство, чем так гордится министр по вопросам окружающей среды Сири Бьерке (Siri Bjerke).

Чем занимаются норвежские экологи? Недавно несколько десятков волков пересекли шведско-норвежскую границу и поселились в Норвегии. (В Швеции, как мне сказали, живет около 500 волков.) Местные жители подумали, что волки — слишком опасные хищники, и решили их уничтожить. Министерство по вопросам окружающей среды выдало разрешение сначала на отстрел девяти волков, что всколыхнуло местных «зеленых» и шведское правительство. В СМИ эта тема стала сенсацией, а в интернете идет хроника о том, кого из волков уже отстрелили.


«Беллуна» в России Хауге понимает, что в России проблема нелегальной продажи водки на улицах стоит выше, чем нарушение экологического баланса в Баренцевом море. Он недоумевает, почему ФСБ охраняет исследуемые «Беллуной» объекты от самой же «Беллуны», вместо того чтобы вместе с группой охранять их от загрязнителей. Фредерик удивляется, сколько переработанных нефтепродуктов находится «на воле», и спрашивает: почему российские бизнесмены от них отнекиваются, вместо того чтобы, используя современные технологии, заниматься переработкой. В Норвегии в свое время многие разбогатели именно на этом. (Три года назад крупные нефтяные компании обратились к специалистам «Беллуны», которые разрабатывали новые возможности переработки вторсырья. Теперь это приносит прибыль и компаниям, и «Беллуне».) Проработав много лет с Норвегией вообще и «Беллуной» в частности, наше правительство так и не поделилось с ними тайной: какие «экологические» технологии имеются в распоряжении хотя бы того же Минатома. Способны ли мы построить современные хранилища или надо позаимствовать технологии у Запада? Хауге советует просто посчитать. И окажется, что экономически выгоднее строить хранилища для атомных отходов, нежели развивать атомные технологии.

Умом в Россию?
Перед тем как отправиться в Норвегию, я пытался узнать о сотрудничестве России и Норвегии по экологическим вопросам. Мне сообщили, что есть так называемый «План действий». Но показать его отказались, заявив, что это — секрет. Работник Министерства иностранных дел Норвегии господин посол Турбьорн Норендал (Torbjorn Norendal) поделился со мной этим планом и даже предоставил копию. (По данным редакции «Новой газеты», Россия выполнила на сегодняшний день только три программы из намеченных десяти.) Проблема сотрудничества с Россией осложняется тем, что официальных экологических органов у нас нет. Несмотря даже на то, что президент называет себя «зеленым». (Кстати, именно «беллуновцы», узнав об этом, предложили ему прокатиться на резиновой лодке по норвежским фьордам.) Томас Нильсен, один из сотрудников «Беллуны», рассказал мне, что в день, когда закрылся Госкомэкологии, они как раз собирались на очередную встречу в Россию с работниками этого ведомства. И, сидя в аэропорту, ожидая самолет, они получили звонок от коллеги, который сказал, что пришла телефонограмма из России, сообщающая, что комитет закрыт, а следовательно, поездка не имеет смысла. Поэтому правительство Норвегии обращается по экологическим вопросам в Минатом (!) и Минприродресурсов (!). (Кстати, на сайте «Беллуны» опубликована «Справка Комитета Государственной Думы по борьбе с коррупцией о деятельности министра Российской Федерации по атомной энергии E. O. Адамова».) Часть проблемы отсутствия экологического надзора в России норвежское правительство «взяло на себя». В Мурманске оно структурирует экологический надзор, а «Общество гражданских инженеров» работает с небольшими северными фабриками России.

Судьба Баренцева моря
Самая же горячая тема российско-норвежских дебатов — это транспортировка нефти и атомных отходов. Эти пункты практически не обозначены в соглашении между Россией и Норвегией. Составляя договор, Россия обошлась предупреждением двух сторон о взаимном сообщении о несчастных случаях в водах Баренцева моря. А теперь необходимо утвердить ее в мысли, что несчастные случаи происходят и с нефтетранспортом, и с перевозкой атомных отходов. А Баренцево море — это не только «скопище» российской военной техники, но и прежде всего рыболовный рынок мира. И как ни странно или ни цинично, но теперь даже трагедия «Курска» перерастает именно в вопрос неизвестности судьбы этого рынка. «Беллуна» проводит исследование всех партий рыбы, выловленной там. Берет пробы воды, чтобы узнать, насколько повысилась радиация моря. Соответственно, возникает вопрос: стоит ли как можно быстрее поднимать «Курск»? С одной стороны, сейчас — нет, потому что надо задать хладнокровный вопрос: почему именно сейчас? Те, кто будет непосредственно проводить эту операцию, «рискуют стать героями». А нахождение его под водой на сегодняшний момент никакой опасности не несет, да и в ближайшем будущем не ожидается. С другой стороны, да, необходимо. Потому что есть психологический, этический фактор. Лодка должна быть на поверхности. Единственное, в чем согласны многие, — это то, что правительство РФ способно оплатить операцию самостоятельно.

Экологические программы в Евросоюзе и НАТО Сотрудничество, естественно, не ограничивается двумя странами. Как ни странно, экологические исследования проводятся даже в НАТО. Основная тема программ блока — хранилища для атомных отходов. По всей видимости, Россия будет задействована и в программах Евросоюза. В концепции председателя Евросоюза в 2001 году, Швеции, две глобальные проблемы человечества — экологические катастрофы и безработица — сопровождаются термином «расширение», чтобы популяризировать эти темы среди стран — не членов Евросоюза. В Норвегии я встречался со всеми категориями борцов за чистоту окружающей среды. С независимыми и правительственными экологами. Они далеко не во всем соглашаются. Потому что слишком активно обсуждают пути решения проблем и технологии. А доказательством эффективности их деятельности может служить сама Норвегия, одновременно дикая и кукольная и, конечно же, безумно красивая.

ДВА СКАНДАЛА,
связанные с Россией, которые в настоящее время стоят в центре внимания «Беллуны»

Комиссия Минатома приняла завод по переплавке радиоактивных отходов. Завод построен на территории хранилища жидких радиоактивных отходов ЛАЭС. Строительство велось частной компанией ЗАО «ЭКОМЕТ-С» и без государственной экологической экспертизы. Комплекс рассчитан на переплавку в год 5000 тонн радиоактивных металлических отходов, содержащих радионуклиды марганец-54, кобальт-60, цинк-65, рутений-106, цезий-134, цезий-137, церий-144, стронций-90. Это строительство можно рассматривать как очередное нарушение законодательства Российской Федерации на территории ядерноопасного объекта — ЛАЭС. В данном случае нарушена статья 3 федерального Закона об экологической экспертизе от 19 июля 1995 года, требующая «обязательного проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы». На ЛАЭС образуется до 2000 тонн радиоактивных металлических отходов в год. По словам представителей ЗАО «ЭКОМЕТ-С», накопленного объема хватит на работу комплекса как минимум в течение пяти лет. Ввоз металлических отходов из других регионов в ближайшее время не планируется, но в то же время подобная возможность не исключается. Владельцы «ЭКОМЕТ-С» заверяют, что после переплавки радиоактивные металлы можно будет использовать в народном хозяйстве без ограничения (не исключая в том числе и продажу в другие страны). По результатам «Оценки воздействия на окружающую среду» (ОВОС) сделано заключение об отсутствии воздействия деятельности комплекса на население и природную среду за пределами санитарно-защитной зоны предприятия. Но, по утверждению природоохранной организации «Зеленый мир» (город Сосновый Бор), в материалах ОВОС проекта «ЭКОМЕТ-С» содержится информация, не соответствующая действительности. Сосновоборский завод по переплавке радиоактивного металла построен в нескольких сотнях метров от Балтийского моря, в 4 км от 60-тысячного города Сосновый Бор, в 13 км от заказника ЛЕБЯЖЬЕ, охраняемого Международной (Рамсарской) конвенцией о водно-болотных угодьях, в 80 км от Санкт-Петербурга, в 70 км от Эстонии и 100 км от Финляндии. В середине февраля произошла еще одна сенсация, на которую практически не обратили внимания отечественные СМИ. Но она грозит еще одной потерей или просто исчезновением 1,2 миллиарда долларов. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель провел рабочее совещание по строительству блока БН-800 на быстрых нейтронах на Белоярской АЭС. Ранее на встрече губернатора с министром атомной энергии РФ Евгением Адамовым была достигнута договоренность об активном возобновлении строительства, которое было заморожено после чернобыльской катастрофы. Общая стоимость проекта — 1,2 миллиарда долларов. Предполагается, что новый энергоблок будет введен в эксплуатацию в 2009 году. Сооружение нового и более мощного реактора на быстрых нейтронах типа БН-800 началось еще в 1987 году. В 1988 году после активных выступлений местного населения работы были заморожены. В 1992 году президент России издал указ о продолжении строительства, но из-за недостатка средств работы на объекте практически не велись. Возрождение проекта реакторов-бридеров отражает намерения Минатома по использованию энергетического и оружейного плутония в коммерческих реакторах. Франция также активно занималась разработкой реакторов-бридеров, но в 90-х годах ей пришлось отказаться от дальнейшего развития этой технологии.

P.S.
Автор благодарит за предоставленную информацию Фредерика Хауге, Сири Бьерке, Турбьорна Норендала и всех работников «Беллуны».

Антон ИВАНИЦКИЙ, Осло — Москва
Оригинальная публикация: Новая Газета
22.03.2001

 
Новости
Байки и ляпы про Норвегию

Если у вас есть информация, о проведение мероприятий в Москве или Санкт-Петербурге, сообщите об этом нам на e-mail.
 
 

Ссылки



LogoTysfjord

 
      ЭКОЛОГИ ИЛИ ШПИОНЫ Вверх
Проект: Орлов Ярослав (YasDesign Studio )
Службу поддержки: www@norge.ru
© THE NORGE.RU 2000-01. Все права защищены.
Правовая информация. Информация о сервере