Распечатать
www.norge.ru » Архив новостей из Норвегии | Новости из Норвегии

12.12.2009

В кинопрокат США вышел документальный фильм "Пока свет не поглотит нас" или "Настоящий норвежский блэк-метал — в Америке"

Режиссеры Одри Юэлл и Аарон Эйтс практически не разбирались в блэк-метале, когда их друг, работавший в Сан-Франциско на Amoeba Records, подсадил их, поклонников музыки "инди", на этот жанр. Как ни странно, в наше время блэк-метал стал пользоваться популярностью среди любителей самых разных музыкальных стилей — благодаря своей чистоте и значимости. Да, сейчас блэк-металл вошел в моду, можно сказать. Но когда Юэлл и Эйтс копнули чуть глубже и ознакомились с печально известной славой настоящего норвежского блэк-метала, узнали о поджогах, суициде и убийстве, они решили, что эта тема станет идеальной для их дебютного фильма. Поэтому они отправились в Норвегию, где провели два года и в результате получили очень ясное и бескомпромиссное видение этой зачастую неверно понимаемой субкультуры.

Почему несколько молодых музыкантов решили поджечь прекрасные церкви, которые стояли себе сотни лет? Что привело к печально известному убийству одного деятеля блэк-метала другим? Как такое тесное сообщество невероятно изобретательных и творческих артистов обрело столь скандальную славу и порой носило откровенно деструктивный характер? Ответы, которые дают эти интеллигентные и ясно выражающие свои мысли молодые люди, оказались весьма удивительными.

От других немногочисленных документальных фильмов на эту же тему "Пока свет не заберет нас" отличает присутствие в кадре Варга Викернеса. Викернес также известен под именем граф Гришнак из группы Burzum. Как говорит Одри Юэлл, "Снимать документальный фильм про норвежский блэк-метал без Викернеса — все равно, что снимать фильм про Rolling Stones без Мика Джаггера", и это на самом деле чертовски неплохая аналогия. Викернес не так давно был досрочно выпущен из тюрьмы, отсидев 16 лет за убийство Остейна Аарсета, одно время бывшего лидером группы Mayhem и владельца местного магазина пластинок Helvete, специализировавшегося на металле и послужившего базой для всего движения блэк-метал. К сожалению, оригинальный фронтмен группы Mayhem Пер Ингве Олин, также известный как Дэд, не смог принять участия в съемках фильма. Он покончил с собой, застрелившись из дробовика в 1991-м году. Как гласит история, труп Дэда был найден двумя его друзьями — Остейном, который тогда еще был жив, и их ударником Яном Акселем Блумбергом, он же Хеллхаммер, который появляется в фильме и сам, и надо сказать, что его появление забыть весьма сложно. Эта пара начала снимать обезображенный труп на фотоаппарат (один из снимков позже угодил на обложку альбома Mayhem), и подбирать осколки его черепа, из которых Хеллхаммер позже изготовил себе памятное ожерелье.

Еще возле магазина Helvete в то время слонялся лидер группы Darkthrone Фенриз, довольно часто фигурирующий в фильме. Он выступает в роли этакого гида, показывает нам Норвегию, и мы вслед за ним ходим по местам вроде местного паба, художественной галереи, где выставлены фотографии блэк-метал-тусовки, и местного блошиного рынка, куда он ходит за пластинками. Оказывается, что наполовину сломанная 4-дорожечная студия, на которой Darkthrone записали свой дебютный альбом, ставший теперь легендарным, была куплена именно на этом рынке. Фенриз хорошо излагает свои мысли, сообразителен и общителен. На первый взгляд он кажется наиболее нормальным и уравновешенным из всей компании. В свою очередь Варг, никогда не скрывавший националистических убеждений, излагает свои воинственные взгляды на мир сурово и без особого труда. Это первое появление Варга на пленке, и он в красках описывает те обстоятельства, приведшие к тому, что он нанес смертельную ножевую рану Ойстейну из Mayhem. В фильме участвует и Фрост, гитарист группы Satyricon, без группы демонстрирующий в Париже свой весьма брутальный арт-перформанс. Фильм "Пока свет не заберет нас" также нацелен на то, чтобы развеять неверное представление, что настоящие блэк-металисты — все поголовно сатанисты. На самом деле это не так. Блэк-метал в большей степени основан на язычестве, а  в своих самых крайних проявлениях — на национализме. В норвежском тру блэк-метале с большей долей вероятности можно услышать песню о великолепии зимнего леса, или о гордости своей родословной, чем молитвы Бафомету.

Учитывая довольно закрытую природу норвежской тусовки блэк-метала, удивительно, что эти высокомерные отшельники так разоткровенничались перед парой американцев, которых и фанатами металла считать нельзя. Но благодаря сомневающемуся взгляду режиссеров, и их объективному подходу, фильм не превратился ни в любовное признание фанатов, ни в осуждающую диатрибу. Получилось адски захватывающее документальное кино на щекотливую тему. Зрителям фактически предоставляется право самому решать, с чем они согласны, а с чем нет, и кто им ближе — приветливый и расслабленный Фенриз, или националист Викернес. В задачу фильма, кажется, входит только распространение информации, и помощь зрителям в понимании мотивов и обстоятельств тех событий, что происходили в узком круге норвежского блэк-метала в начале и середине 90-х годов. Если чего фильму и не хватает, так это представителей СМИ, которые первыми начали писать о тех событиях, и представителей закона и властей, которые посадили парней за решетку. Было бы интересно, как они посмотрят на эти события спустя двадцать лет.

Что это было? Творческие ребята со слишком большим количеством свободного времени, направлявшие свою агрессию не в то русло? Или же активное движение активистов-террористов (судить вам), протестовавших против коммерциализации и покорения их родины, борцы с корпоративными сущностями и теологическими монстрами вроде МакДональдса и христианства?

Еще в фильме есть очень необычное появление режиссера Хармони Корина, его даже не стоит пытаться объяснить. Но нужно заметить, что уже один только этот эпизод стоит денег за билет в кино. Кстати, говоря о режиссере Корине, сейчас он (и еще режиссер Сион Сонно, снявший фильмы "Клуб самоубийц" и "Странный цирк") снимают фильмы, основанные на событиях из норвежской тусовки блэк-метала начала 90-х. Неудивительно, что экранизировать эту историю взялись сразу два режиссера. Ведь в сущности это — идеальный и вневременной рассказ про опасных и юных бунтарей. Так что прежде чем посмотреть чью-то интерпретацию, ознакомьтесь с документами.

Трейлер к фильму "Пока свет не заберет нас"

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник:Arthouse.ru

распечатать распечатать

Закрыть окно
Все права защищены и охраняются законом.
© 1999-2016, «www.norge.ru»

на правах рекламы:

Ссылки на полезные ресурсы: