Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Mузыка Норвегии/Норвежские исполнители/Кирстен Флагстад/Голос столетия/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт Гардермуэн Норвежские исполнители
Архитектурные памятники НорвегииПраздники в НорвегииПартнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреатыСтатьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьиЮбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайтеЛитература Норвегии: краткая историяКороль Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись НорвегииИстория Норвегии - обзорДекабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня НорвегииНорвегия в годы Второй мировой войныПрессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

Голос столетия

Статья на норге.ру публикуется
по согласованию и с разрешения
Посольства Королевства Норвегия в Москве

------------------------------------------------------

Знаменитую норвежскую оперную певицу Кирстен Флагстад (1895–1962) называют голосом столетия. Она дебютировала на сцене Национального театра Норвегии в 1913, а мировая слава пришла к ней после исполнения главной партии в «Валькирии» Вагнера в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке в 1935 году. С тех пор ее именуют «вагнеровским сопрано».

Крестная мать норвежской оперы

Знаменитая примадонна «Метрополитен» Фрэнсиз Альда, выступавшая почти со всеми крупнейшими мастерами мировой оперной сцены, говорила: «После Энрико Карузо я знала только один истинно великий голос в опере наших дней — это сопрано Кирстен Флагстад».

А для норвежцев Флагстад – еще и крестная мать национальной оперы. После окончания собственной певческой карьеры она стала первым директором Норвежской оперы (1958). На эту должность было подано 20 заявок, но ни одна не была принята, зато должность предложили Кирстен Флагстад – и она ответила согласием, но при этом отказалась от денежного вознаграждения за свою работу и из собственных денег стала выплачивать зарплату пяти приглашенным оперным певцам и оркестру. Она всегда следовала своему принципу, высказанному в одном из интервью: «Бессмертие художника ничего для меня не значит. Слава и известность – всего лишь пустые слова. Человек делает то, что может».

Норвежская опера всегда помнит и чтит своего первого директора. В декабре начались юбилейные торжества, которые продлятся целый год.

7 декабря – день памяти Кирстен Флагстад (07.12.62 великая пивица скончалась), и с 7 по 9 декабря Норвежская опера не только организовала несколько концертов в честь великой певицы, но и посвятила ее памяти «Щелкунчика», который был дан на сцене театра 7 декабря.

В 2013 году исполняется сто лет со дня дебюта Флагстад на сцене Национального театра (12.12.1913). Кроме того, в 2012 году отмечалось и  80 лет со дня первого исполнения Флагстад партии Изольды в вагнеровской опере «Тристан и Изольда». Эта партия стала не только любимой ролью певицы, но и одновременно ее визитной карточкой.

Официальное же открытие Года Флагстад произойдет 18 апреля в Национальном театре. Тогда же откроется и передвижная выставка в Национальной библиотеке, а в Доме литераторов в Осло встретятся ее биографы, которым есть что обсудить, поскольку биография певицы драматична и полна неожиданных поворотов, поистине трагических событий и несправедливых обвинений в пособничестве нацистам, которые были сняты лишь в последнее десятилетие.

Каждый год в Хамаре проходит фестиваль Кирстен Флагстад. В будущем году он пройдет не только в родном городе певицы с 10 по 16  июня, но и продолжится на сценах Рингсакера и Кристиансанда.

Вагнеровское сопрано

Флагстад считали и до сих пор считают лучшим вагнеровским сопрано, а это – не только большая честь, но и колоссальный труд, поскольку соответствовать требованиям гения не так просто!       

А у  Рихарда Вагнера была собственная концепция театрального действа: музыка, поэтическое слово и элементы поведения на сцене, непосредственно связанные в его представлении с искусством танца, образуют единое целое. Каждое движение певца-актера в новой вагнеровской опере неслучайно, а подчинено замыслу автора – драматурга и композитора. Певец должен все время быть включенным не только в  музыкальное действо, но и в драматургический процесс. Он обязан уметь быстро переключаться от лирики к действию, что в старой опере соответствовало речитативу и арии. Сам Рихард Вагнер так формулировал «принцип поведения» певцов на сцене: «Великие ноты рождаются сами по себе, но вся суть в малых нотах и в слове. Никогда не надо обращаться к публике, но всегда следует искать поддержки в партнере, в монологах смотреть вверх или вниз и никогда не устремлять взгляд прямо перед собой».

Воплотить в жизнь такие революционные для своего времени принципы было невероятно сложно для оперных певцов. Однако считалось, что многие сопрано с поистине божественными голосами  «приблизились» к высокому искусству Вагнера (например, Марта Фукс, сестры Анни и Хильда Конецни), но все они ушли в тень, когда  «летом 1934 года на сцену [Байрейтского «национального театра», созданного Вагнером] вышла Кирстен Флагстад в роли Зиглинды. За год до этого события на нее вообще не обращали внимания и ангажировали только на второстепенные роли, - писал известный немецкий музыкальный критик Курта Хонолка . - Правда, она слыла выдающейся норвежской Изольдой — но какую роль играла тогда Норвегия в мировом оперном параде? Сенсационная весть из Байрейта с быстротой молнии облетела вокруг земного шара, и вскоре Лондон, «Метрополитен-Опера» и Вена единодушно признались, что с незапамятных времен не видели вагнеровскую героиню такого масштаба.

Самое удивительное при этом заключалось в том, что Кирстен Флагстад пела на сцене вот уже пятнадцать лет и, кроме местных патриотов в Осло, ее никто не знал. Она родилась в 1895 году и выросла в доме, где царила музыка: отец был дирижером, а мать — пианисткой. На родине Флагстад долго пробивала себе дорогу в операх и опереттах. Партия Нури в опере Эжена д'Альбера «Долина» на тот момент являлась самой сложной из ее ролей.

Подумать только, самая величественная дочь Вотана, которая когда-либо стояла на сцене, приплясывала раньше как субретка на опереточной равнине! Я вспоминаю об одних гастролях Флагстад в роли Валькирии сразу после первых триумфов в Америке. Брунгильда была такого роста, какой можно представить у женщины германского племени из детской книги с картинками, с классическим северным профилем. Ее голос посылал звук почти сверхчеловеческой силы и увенчивал знаменитое «Хойотохо» в момент выхода актрисы каким-то удивительным природным явлением — верхним «до».

Но это был только украшающий венец, необычайная сила воздействия актрисы ни в коем случае не исчерпывалась в звуке. В сцене, когда Валькирия получает известие о смерти Зигмунда, торжественное волнение, окутанное темным бархатом необычайно мягкого среднего регистра; глубокое чувство, которое пронизывает каждую фразу, каждое слово; скромная, не экзальтированная манера себя подать, не выходя из образа, — все это сливается в гармонии, совершеннее которой нельзя себе представить. Через двадцать лет, когда Зальцбургский фестиваль вновь стал событием мирового значения, на репетициях «Фиделио» можно было видеть, как одна тучная пожилая дама неторопливо вязала пуловер. Какое-то время спустя она появилась на сцене «стройным юношей», платье которого трещало по швам. Однако, несмотря ни на что, именно этот Фиделио в исполнении Флагстад запомнился как один из самых потрясающих триумфов Бетховена и, возможно, даже как абсолютная вершина последних фестивальных лет. Захватывающе монументальный голос Флагстад сохранил прежнее очарование, люди закрывали глаза и внимали ее пению словно откровению, испытывая благодарность искусству пения и драматической игры, чью самую возвышенную сторону она явила миру как ни одна другая исполнительница.

Тогда она уже удивила всех неожиданным возвращением на сцену, продолжением карьеры, прерванной из-за войны. Концертный зал и современная долгоиграющая пластинка открывали перед Флагстад новое поле деятельности. Впрочем, пришло время, когда ей пришлось «одолжить» у своей более молодой коллеги Элизабет Шварцкопф верхнее «до». Казалось, Флагстад не в состоянии расстаться с пением. Она дала действительно последний прощальный вечер, и, восхищаясь шестидесятитрехлетней женщиной, которая пела почти исключительно по-немецки, публика огромного «Карнеги-Холла» в Нью-Йорке была вынуждена взорваться овациями. Критика подтверждала это: «Кирстен Флагстад может прощаться и возвращаться опять и опять, не снижая артистических достижений и кассовых сборов».

В конце концов состоялся самый последний концерт. Кирстен Флагстад стала директором новой Национальной оперы в Осло. Для открытия сезона она избрала именно «Долину» д'Альбера — одну из немецких опер, действие которой происходит в Испании, и этот выбор был, конечно, связан с сентиментальными воспоминаниями о первой большой роли.

С тех пор не нашлась еще достойная наследница Флагстад в амплуа вагнеровской героини высокого стиля». (Цитата по classic-music.ru).

Послушать записи великой певицы можно здесь.

------------------------------------------------

Знаете ли Вы что...
Что Кирстен Флагстад: - уже в шесть лет пела песни Шуберта; - перед рождением дочери в 1919 году оставила сцену, потому что у нее пропал голос, а когда он вернулся, Кирстен, боясь перегрузок, некоторое время отдавала предпочтение «легким ролям» в опереттах; - после дебюта 2 февраля 1935 года в «Метрополитен-опера» в роли Зиглинды проснулась знаменитой, а американские газеты протрубили о рождении величайшей вагнеровской певицы XX столетия; - 18 мая 1936 года с большим успехом дебютировала в опере «Тристан» в лондонском «Ковент-Гардене», а 2 сентября того же года певица впервые вышла на сцену Венской государственной оперы. Она пела Изольду, и по окончании оперы зрители вызывали Флагстад тридцать раз! - украшает свои портретом 100-кроновую банкноту, а площадь возле Оперы носит ее имя; - одной из первых норвежцев получила свою зведу на Голливудской аллее славы; - завещала, чтобы ее прах в урне был похоронен в анонимной общей могиле, что и было исполнено.
----------------------------------------------------

Оригинал статьи см. на сайте портала «Норвегия - официальная страница в России» по адресу: http://www.norvegia.ru/News_and_events/culture/news/Voice-of-the-century/ Фото: Kirsten Flagstadmuseet /digitaltmuseum.no

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.. Источник: Посольство Королевства Норвегия в Москве

Читать также: биография Флагстад, О Кирстен Флагстад

 



Важно знать о Норвегии Наталия Будур - Голос столетия


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Голос столетия Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru