FIRE ROOM: VANDERMARK/MARHAUG/NILSSEN-LOVE
Статья на норге.ру публикуется по согласованию и с разрешения Посольства Королевства Норвегия в Москве
------------------------------------------------------
Культовый норвежский «электронщик» Лассе Мархауг еще в середине нулевых участвовал (вместе с ударникомПолом Нильссеном-Лавом) в вандермарковском джазовом ансамбле "Territory Band", однако концепция трио "Fire Room" сложилась и выросла, несомненно, из "Powerhouse Sound" – первого действительно совместного предприятия, в котором в идеально сыгранный фри-джазовый дуэт Вандермарка и Нильссена-Лава вживили индустриально-нойзовые импровизации Мархауга. Если "Territory Band" был, в первую очередь, группой, играющей креативный – пусть и не без психоделических «примочек», – но все же джаз (причем, на своем финальном альбоме “Collide”, в компании такого титана, как Фред Андерсон), то более поздняя креатура Вандермарка "Powerhouse Sound" – это, по сути, фри-ро́ковый проект в авангардно-джазовой оболочке. Он быстро почил в бозе после выхода лишь двух лонгплеев, успев при этом просуществовать в двух ипостасях – квартета из Чикаго и квинтета из Осло. Последний, видимо, победил: сам Вандермарк в последние годы нередко признавался в том, что западноевропейские музыканты интересуют его в настоящее время больше, чем кто-либо еще. В этом дуализме, тем не менее, весь Вандермарк: он стоит на двух китах – американском джазе и европейской импровизационной музыке – «черная музыка и белая свобода» у каждого свои, а у Вандермарка – в особенности."
Единственная на данный момент студийная запись "Fire Room" (есть еще и виниловый мини-релиз, запечатлевший выступление на фестивале "Music Unlimited" в австрийском Вельсе, выпущенный тиражом в… 157 экземпляров) красноречиво озаглавлен “Broken Music” – что, в общем, вполне соответствует действительности: на изломе тускло освещенного свободного джаза и шумного, деформированного рока возникает обратная связь в виде то жужжащих, то грохочущих, то скрипящих звуковых скульптур и коллажей, выкристаллизовавшаяся из взаимопроникновения противоположностей, коими зачастую считают рок, джаз и электронную музыку. И даже в такой непростой обстановке Кен Вандермарк с истинно американской прямотой словно говорит своим партнерам: “Challenge accepted!” и с успехом показывает, что он, прежде всего, выдающийся мелодист с непревзойденным, универсальным опытом.
Вандермарк является, пожалуй, наиболее продуктивным из современных американских фри-джазовых музыкантов. Лидер и идеолог бесчисленного количества ансамблей, играющих всевозможные разновидности авангардного джаза, пост-бопа, фри-рока и фанка, на данный момент Вандермарк участвовал в записи сотен релизов, сотрудничая с такими заслуженными музыкантами, как Петер Бретцманн, Матс Густафссон, "The Ex","The Flying Luttenbachers", "Zu", Хэл Расселл, Джо МакФи, Хамид Дрейк... Его проекты – "Free Fall", "School Days","DKV Trio", "Free Music Ensemble", новейшие "Made to Break" и "El Inferno Musical", монструозный ансамбль"Resonance" и десятки других, давно распавшихся и еще не появившихся, – известны среди любителей нового джаза безупречным качеством исполнения, отточенным композиционным мастерством и неизменными посвящениями пьес деятелям современного искусства – Вандермарк, этот рафинированный интеллектуал от джаза, таким образом с легкостью флиртует то с Дьёрдем Лигети, то с "The Stooges", то с Марком Ротко; а легендарному космическому пришельцу "Sun Ra" Кен посвящал целые альбомы под эгидой "Spaceways Inc". Поиски в области электронной музыки Вандермарк начал со знакомства с творчеством Бернарда Пармеджани, переосмысливая свои подходы к композиции и конструированию звука. При этом ничто “человеческое” ему не чуждо: Кен большой поклонник Эннио Морриконе, Джорджа Клинтона и "Funkadelic", "Sonic Youth".
Лассе Мархауг – радикальный экспериментатор, культовый деятель норвежской электронной сцены, с начала девяностых успевший зарекомендовать себя как один из самых плодовитых авторов шумовой музыки в мире.Мархауг активно сотрудничает с лейблами вроде "Rune Grammofon" и "Smalltown Supersound", интересуясь не только электроникой, но и экспериментальным роком, новым джазом и другими пограничными явлениями."Jazkamer", один из его основных проектов – дуэт с норвежским коллегой Джоном Хегре, – запомнился не только смелыми экспериментами, но и провокативными моникерами своих программ вроде “Balls The Size of Texas…”или “Metal Music Machine”. Он выступал и записывался с гуру «джапанойза» "Merzbow" и "Aube", участвовал в коллаборациях с Йосихидэ Отомо, Матсом Густафссоном, Филом Ниблоком, Майей Ратке, "Spunk" и другими современными экспериментаторами. Мархауг также увлекается графическим дизайном – так, именно он рисовал обложки для недавних альбомов "Frode Gjerstad Trio", "Atomic", "Merzbow", проектов с участием виолончелиста и электронщика Фреда Лонберга-Холма и многих других.
Кто такой Пол Нильссен-Лав, московская новоджазовая публика знает не понаслышке – этот термоядерный барабанщик, постоянный участник "The Thing", "Atomic", "Peter Brötzmann Chicago Tentet" и других выдающихся составов, в последние годы здесь частый гость. Он восхищается Артом Блэйки, белорусской сгущенкой и московскими кошками; в Москве его можно встретить в музыкальном магазине, покупающим записиАлександра Николаевича Вертинского.

Эти трое знают друг друга давно, но друг о друге – далеко не все. Эстетическая близость подходов к творчеству, звуку, импровизации, умение слышать партнера и коммуницировать тому свои находки, несмотря на разницу в их музыкальном ДНК, абсолютно и безусловно свидетельствуют о том, что разница потенциалов в трио "Fire Room" остается интереснейшим объектом для исследования и экспериментов. Вы приглашены!
«Меня интригует то, как использует электронику Лассе Мархауг, с которым мы работаем в "Fire Room", то, как он думает о звуке, даже несмотря на то, что он не воспитан собственно на джазе. А поскольку он мыслит категориями, находящимися за пределами джазового пространства, это побуждает меня размышлять совсем иначе о том, что я сам делаю. Меня всё больше интересует выстраивание баланса между мелодией, ритмом, структурой и пространством в контексте того, что происходит у моих партнёров. Когда имеешь дело с электроникой, структурный элемент становится гораздо важнее остальных и меняет природу звуковых систем, звуковых ресурсов, которые я использую как акустический музыкант. Работа с электроникой связана с тем, о чём я говорил раньше, — с поиском способов выйти за пределы. Электроника для меня — средство развивать силу звука».
- Кен Вандермарк в интервью журналу "Джаз.Ру", 2011 год.
«Лассе Мархауг – один из тех людей, которые действительно отвечают за электронику, как, например, я отвечаю за барабаны, но это позволяет им и терять контроль над музыкой, давать ей иногда жить своей жизнью».
-Пол Нильссен-Лав в интервью журналу "КоммерсантЪ-Weekend", 2013 год.
Концерт проходит при поддержке Посольства Норвегии в России.
Информационные партнёры концерта – журнал "Jazz.ru" и музыкальная энциклопедия "Zvuki.ru".
Адрес
Бол. Овчинниковский пер., д. 24, стр. 4 (м. Новокузнецкая) Информация по тел.: 8 (495) 953-72-36 | факс: 8 (495) 953-72-42
Кен Вандермарк (Ken Vandermark) – саксофон, кларнет (США) Лассе Мархауг (Lasse Marhaug) – электроника (Норвегия) Пол Нильссен-Лав (Paal Nilssen-Love) – ударные (Норвегия)
Стоимость входного билета:
- в предварительной продаже – 1000 р. - в день концерта – 1300 р.
-----------------------------------------------------------
Опубликовано: БНИЦ/Шепелев К.В. Источник: Посольство Королевства Норвегия в Москве

FIRE ROOM: VANDERMARK/MARHAUG/NILSSEN-LOVE
|