В это воскресенье, 6 октября, в Государственном Театре Наций в Москве состоится гастрольный спектакль норвежского театра.
В ближайшие выходные «Театр Жестокости» привезет в Москву на фестиваль «Территория» спектакль, получивший высочайшую оценку критиков. «Горную птицу» сыграют в воскресенье 6 октября в Государственном Театре Наций, театре национального и международного масштаба. Участие в фестивале стало возможным благодаря поддержке Посольства Норвегии в Москве. Фестиваль «Территория» прежде всего ориентирован на молодого зрителя и предлагает его вниманию межжанровые произведения из области изобразительного искусства, театра и музыки.
В 2009 году режиссер Ларс Ойно обратился к неоконченной рукописи – единственному оперному либретто Ибсена 1859 года. По первоначальной задумке опера должна была состоять из трех актов, но в начале второго акта Ибсен забросил рукопись, что и привлекло внимание Ойно и «Театра Жестокости». История, легшая в основу произведения Ибсена, взята из национально-романтического предания о Юстедалской куропатке. Действие разворачивается в норвежских горах, где обитатели леса встречают жителей деревни, околдовывают будущего жениха, и он исчезает. Спектакль показывает бурное и внезапное столкновение природы и цивилизации.
Ни один другой свой спектакль театр не ставил столько, сколько «Горную птицу». В последний раз на норвежской сцене он шел в Опере в Бьёрвике в конце лета 2011 года. С премьеры в Хаусмании в Осло весной 2009 года театр гастролировал со спектаклем 10 раз, как в Норвегии, так и за рубежом: в Осло, Вердале, Му-и-Ране, Гримстаде, Берлине, Вроцлаве, Бристоле, Дели, Чандигархе, Ле-Мане и Меце. Последняя постановка состоялась в мае этого года, а спектакль и театр удостоились интересной рецензии в «Le Monde».
Норвежский апологет и пропагандист театральной теории и системы Антонена Арто, режиссер и педагог Ларс Ойно проведет на «Территории» мастер-класс «Алхимический актер» – первые шаги для студентов на пути к пониманию актерской игры по системе Арто. Спектакль «Горная птица» в свою очередь – иллюстрация применения системы Арто в опере, а также попытка возрождения забытого текста посредством его ритуализации.
Ларс Ойно: «В Норвегии и во всем остальном мире Генрика Ибсена знают как драматурга. Лишь немногие слышали о его незавершенном оперном либретто, к которому никто не прикасался с 1859 года. Ровно 150 лет спустя “Театр Жестокости” впервые поставил его, использовав музыку современного норвежского композитора Филипа Санде. Нам неизвестно, почему Ибсен остановился, написав всего 8 строк второй части. Кроме того, “Горная птица” – вещь недостаточно безупречная для принятия ее традиционными театрами. Справиться с этим ее несовершенством и представляет интерес для “Театра Жестокости”. В этом забытом либретто Ибсена я увидел задачу, сходную с серьезным алхимическим процессом по получению золота из простого металла.
В своей истории Ибсен показывает нам главного героя, олицетворяющего собой чистоту. Горная птица – дикая нецивилизованная девушка, живущая в затерянной долине, ее боятся жители близлежащей деревеньки. Она чиста, поскольку находится в диалоге с богами и природой, не заражена материализмом и условностями поведения деревенских жителей. Фрагмент либретто показывает, что в нем также выражаются и политические взгляды Ибсена. Его нужно расценивать как подготовительную работу к “Пер Гюнту”, опубликованному 8 годами позже».
«Филип Санде придал новое фольклорное измерение тексту, его музыка захватывает сразу же. Медленные, подчас монотонные, повторы, – один из наиболее удивительных и интригующих аспектов народной музыки, – отражены в режиссуре Ларса Ойно. Жители деревни и даже печальный жених зачарованы ритмом и плавным течением музыки, а их движения и жесты напоминают движения и жесты лунатиков, что резко контрастирует с поведением свободных жителей гор, горной птицей, Альфхильд. Не только музыка, но и декорации Тормода Линдгрена вместе с костюмами Йорил Бьерке Сэтер составляют притягательность "Горной птицы"».
“Klassekampen”
«Посредством причудливого сплава почти музейного, карикатурного реализма и театрального сюрреализма “Театр Жестокости” соединяет текст Ибсена с нитями легенды и мифа… Это путешествие в другой мир, для которого скорее необходимо воображение, нежели логическая интерпретация».
“Morgenbladet”
Адрес Петровский пер., 3 Москва Театр Наций, основная сцена Начало: 20.00