Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Культура Норвегии/Живопись Норвегии/Эдвард Мунк/Эдвард Мунк/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт ГардермуэнНорвежские исполнители
Архитектурные памятники НорвегииПраздники в НорвегииПартнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреатыСтатьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьиЮбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайтеЛитература Норвегии: краткая историяКороль Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись Норвегии История Норвегии - обзорДекабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня НорвегииНорвегия в годы Второй мировой войныПрессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

Эдвард Мунк

Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лётене и умер 23 января 1944 года в Экели, близ Осло. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Его отец, Кристиан Мунк - брат известного историка П. А. Мунка - служил военным врачом, зарабатывая небольшие деньги. Он был очень религиозным человеком. Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Сам Мунк  был болезненным ребенком. Впоследствии  в своем творчестве Мунк снова и снова возвращался к воспоминаниям о болезнях, смерти, печали.

Эдвард Мунк не оставил после себя учеников, его искусство слишком лично, субъективно для того, чтобы могла возникнуть школа. Трудно определить стилистическую эволюцию творчества художника. Трудно отнести его искусство к какому-то определенному направлению. С одинаковой силой в его творчестве проявились черты символизма, экспрессионизма и реализма. Думается, что не имеет смысла искать точных определений, примет того или иного стиля. Все явления жизни художник «пропускал» через себя, очень индивидуально воспринимая их. Эти явления, в образах и идеях существовавшие в его воображении, находили свое очень точное воплощение.

Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде. Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником  вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством. Благодаря лечению в клинике, Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие. Несмотря на частичное излечение от душевных недугов, Мунк   скончался во время немецкой оккупации Норвегии, 23 января 1944 года.

Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х годов. Все то неповторимое, индивидуальное, что мы называем искусством Мунка, впервые прозвучало именно в это время — 1880-1890-е годы. К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: «Больная девочка», «Смерть в комнате больного», «Крик», «Танец жизни». Все они основаны на личных переживаниях. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов. Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, существующего в нем, Мунк повторяет много раз, не боясь упреков в однообразии. Так известно несколько вариантов «Больной девочки» с 1886 до 1930-х годов. Как и эта, большинство работ этого периода являются реакцией на впечатления детства, которые были настолько сильны, что на протяжении всей жизни Мунка были для него и источником вдохновения, и своего рода навязчивой идеей.

Эдвард Мунк родился в семье врача, у него было много сестер и брат, но все они, кроме сестры Ингер, умерли в детском возрасте. Ребенком он пережил смерть матери, а затем старшей сестры Софи. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Мунк вырос в очень религиозной семье. Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла; борьба с религиозными запретами — все это причудливо переплелось в его душе.

Автопортреты

Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Он был типичным представителем богемы конца века в смысле противопоставления буржуазному образу жизни, эпатажа буржуазных условностей, буржуазной морали. Но в нем не было ничего от «артиста», никакого самолюбования. В среде богемы, где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, Мунк стоял особняком. При этом моделью, к которой он вновь и вновь возвращался с неизменным интересом, был он сам. Бесчисленны оставленные им автопортреты. Свою внешность он ненавидел как проявление своей физической оболочки. И хотя он очень часто писал автопортреты, он рассматривал и изучал себя с любопытством постороннего, «не узнавая». Мунк пишет себя абсолютно честно, без всякой позы, рисовки. В большей степени «автопортретны» пейзажи и портреты других лиц. То, что он рисовал, не должно было быть похоже на натуру, а должно было соответствовать сложившемуся у него в сознании образу, идее. Поэтому эти пейзажи и портреты в большей степени духовные портреты Эдварда Мунка, чем портреты его современников и пейзажи Норвегии.

Каждый раз он показывает свое лицо, настойчиво желая узнать что-то новое о своем «я». Уже в 1880 году, в первый год учебы, художник написал автопортрет. Второй возник в 1881-1882 году: Мунку не было еще и двадцати лет, он представил себя в образе «прекрасного Эдварда» с выражением романтической меланхолии на лице, которому вторит общий стиль картины. В Автопортрете 1886 года исполнение стало уже значительно свободнее, напоминая набросок, некоторые важные детали лица опущены, а глаза, рот и нос очень четко проработаны. Совсем другой человек выступает в прекрасном Автопортрете с сигаретой. Зрелость изменила черты лица, маленькие усы бросают тень на губы, взгляд принял своеобразное выражение, подчеркнутое слегка фантастическим освещением. Здесь можно увидеть прообраз уже упоминавшегося Автопортрета в аду.

Влияние французского искусства

Ранние работы Мунка были основаны на французском реализме. В 1885 году, получив стипендию, Мунк уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Это было для него открытием, до поездки во Францию он был знаком только с немецким реалистическим искусством середины XIX века и то через его норвежских последователей. Реакцией на новые впечатления стали картины «Больной ребенок», «На следующий день», «Переходный возраст» (известные во многих повторениях). В 1889 году Мунк снова уехал в Париж и на этот раз пробыл за границей около двадцати лет. Но хотя он преимущественно жил во Франции, в Германии, он никогда не терял связи с родиной. Большинство работ этого времени написаны им во время приездов в Норвегию. Именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось.

Фриз жизни

Осенью 1892 года Мунк был приглашен с выставкой в Берлин. Он сам привез картины, сам вешал их, придавая этой выставке большое значение. Выставка вызвала скандал, и ее пришлось закрыть. Но имя Мунка с этого момента стало известным в среде интеллигенции, художников, и художник остался в Германии, где прожил до 1909 года. В Германии Мунк сошелся с кружком прогрессивной интеллигенции, в основном состоявшим из таких же, как он, иностранцев.

Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея «Фриза жизни». Более тридцати лет художник работал над этой «симфонией» (по собственному его выражению).

О количестве и точном составе «Фриза» исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Но, несомненно, в эту работу входили «Звездная ночь», «Голос», «Вампир», «Мадонна», «Крик», «Страх», «Смерть в комнате больного», «Пепел», «Ревность» и некоторые другие. Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. Во «Фриз жизни» Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал «Фриз». Это «Поцелуй», «Меланхолия».

Состав цикла не был постоянным. Да и название это родилось не сразу. «Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу», — говорил Мунк. Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название — «Фриз жизни». В этом цикле Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии. Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Так, женщина в картинах «Фриза» — это первая Женщина, это — Ева. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она — средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза; — такой перед нами предстает женщина в картинах «Мадонна», «Вампир», «Пепел».

Пейзаж в полотнах «Фриза жизни» — это и конкретное место, и Вселенная, образ мира, как его представлял себе Мунк. Его море — это всегда тот же узнаваемый нами морской пейзаж, это — образ Моря; его лес — это тот самый первобытный лес, впервые увиденный лес, каким его видят и запоминают дети. То есть явления жизни, природы в творчестве Эдварда Мунка освобождаются от наслоений, возвращаясь к началу начал, превращаясь в мистерии космического масштаба.

"Крик" и "Страх"

Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Образ человека — это лишенный защитной оболочки, обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение. В картине «Крик» фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное «нечто». Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры двух людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в подсознании инстинкты.

Традиционные методы не могли помочь художнику выразить эти ощущения, образы. И Мунк беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму. Так он пишет зеленым лицо мужчины в картине «Ревность», деформирует фигуру человека в картине «Крик», которая считается первой экспрессионистической картиной в европейском искусстве. Интересно, что пейзажный фон в этой картине и в картине «Страх» 1894 года — совершенно одинаков. Те же кораблики, застывшие в вязкой, как разлитое масло, свинцовой воде; так же плотно прижато красное низкое небо к темно-лиловой земле, не пропуская и глотка воздуха. И фактура, и цвет, и линии подчеркивают ощущение отсутствия воздушной среды. Очевидно, в памяти Мунка существовал образ того места, где он пережил что-то похожее.

Возвращение в Норвегию

«Европейский» период в творчестве Мунка окончился в 1909 году, когда он навсегда поселился в Норвегии. В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя. Здесь он прожил около семи лет (1909—1915), написал несколько зимних пейзажей и получил возможность заниматься росписью актового зала ("Аула") столичного университета. В Крагерё он создал художественную студию, где несколько лет работал над дизайном для Аулы. После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г. Согласно замыслу автора, роспись Аулы символизирует неисчерпаемые силы жизни. На заднем плане изображен рассвет над фьордом - такой, каким его видел Мунк у себя, в Крагерё. Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света. В Ауле также находятся два больших холста: "История" и "Альма Матер". На одном из них изображен старик, сидящий под большим дубом, на фоне грубого и некрасивого пейзажа. На второй картине пейзаж наоборот, - элегантен. Здесь нарисована женщина, сидящая на берегу моря и кормящая грудью ребенка, в то время как дети постарше исследуют близлежащие окрестности. Эти картины показывают две противоположности - мужчину и женщину. Данная тема оставалась одной из главных на протяжении всей жизни Эдварда Мунка. Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению. В 1913-15гг. им была написана картина "Рабочие на пути домой".

В 1916 году он купил дом в Экелю. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне - вот мотивы, которые теперь изображает Мунк, используя четкие и яркие краски. Художник все больше удаляется от людей, прячась в своем доме, оставаясь наедине со своими картинами. Лишь немногие избранные допускаются сюда. И это как раз тогда, когда его роль как ведущего художника Норвегии, одного из самых крупных художников Европы всеми была признана. Он мог бы стать лидером художественного направления, вокруг него могли бы собраться единомышленники, но его это не интересовало. Из-под его кисти здесь выходило много картин, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Перед смертью Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии. Впоследствии  созданный в 1963г Музей Мунка  вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца. В Национальной Галерее в Осло можно также увидеть изящные полотна, преимущественно ранних лет художника. Много картин находится в Бергене.

Искусство было для него не только формой самовыражения, но единственно возможной для него формой существования; оно было тем единственным, что примиряло его с необходимостью жить. В творчестве и в самой личности Эдварда Мунка удивительно ярко воплотились черты времени, переходного, рубежного, когда в недрах старого искусства зарождалось и крепло новое искусство, искусство XX века.

опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: http://www.norginfo.com  (по редакции Е. ЛИБМАНА) 24.09.2012



Важно знать о Норвегии Эдвард Мунк


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Эдвард Мунк Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru