NORGE.RU  Norway flag
/Музыка/А-НА/A-ha, или Что стоит на стыке романтики и реальностиПоменять кодировку или язык:
   Rus|English|Norsk
Назад 
 Новости сервера
 О Норвегии
 История страны
 Культура
 Осло 1000 лет
 Человек месяца
 Путешествие
 Обсуждения
 Карта страны
 Изучение языка
 Поиск
 Ссылки
 О разработчиках
 Обратная связь
 
 
 
 

Реклама на сервере

   13035
   12303

 

A-ha, или Что стоит на стыке романтики и реальности.

Светлана Фунтусова

 

… Земля крайностей и контрастов…. Зимние штормы обрушиваются на море и берег, стирая грань между ними. И даже летом вдоль берегов проносятся ураганы, норовя сдуть с них все живое… Норвегия – край великих страстей. И в то же время – край изнурительного труда и нечеловеческих усилий. В вековой борьбе за кусок хлеба насущного норвежские рыбаки закаливали и тело, и душу… Но раз за разом рука на белом листе бумаги выводит, что норвежцы – самая романтичная нация в мире. За внешней холодностью ледяных стен скрываются обжигающие обостренные чувства.
 

Достойным примером можно назвать группу A-HA. На сегодня это первая и единственная норвежская группа, добившаяся международного успеха и признания. Музыканты – Мортен Харкет (14.09.1959), Пол Воктор (06.09.1961) и Магне Фурухолмен (01.11.1962) – по праву считаются “живыми классиками” мелодичного поп-рока, а их композиции звучат во всём мире. География этих стран вызывает то удивление, то уважение: кроме европейских стран, это – Австралия, Япония, Южная Америка, Южная Африка и даже Индия и Мьянма /быв. Бирма/! Именно эти норвежцы некогда поставили своеобразный мировой рекорд в 1991 году на фестивале в Рио-де-Жанейро, когда собрали рекордное число зрителей для подобного рода мероприятий – 195 000 человек…
 

Нет нужды рассказывать в миллионный раз о том, что всем известно. Были Hunting High and Low (1985), Scoundrel Days (1986), Stay on these Roads (1988), East of the Sun, West of the Moon… (1990), Headlines and Deadlines (1991) и Memorial Beach (1993).
 

Последний альбом группы “Memorial Beach” был выпущен в 1993 году, озадачив всех названиями песен альбома и своими комментариями к ним. (Например,“Lamb to the slaughter” – “Это история всей моей жизни!” – Магне Фурухолмен. Или “Locust” – “Эта песня - настоящий фильм для меня!” – Мортен Харкет.) А последний из их концертов датируется концом 1994 года. С тех пор А-НА были заняты исключительно собственными проектами и делами. Мортен Харкет записывал соло-альбомы (“Poetenes Evangelium” 1993, “Wild Seed” 1995, ”Vogts Villa” 1996) вместе с норвежским поэтом и другом по имени Ховард Рэм и принимал участие во множестве акций, устраиваемых норвежскими музыкантами, политиками, бизнесменами, “зелёными”, спортсменами, радуясь своему проживанию в Норвегии. Пол Воктор организовал новую группу “Savoy” (“Mary is coming” 1995, “Lackluster me” 1997, “Mountains of time” 1999) и кочевал между Осло и Нью-Йорком, где жил в последнее время. Но в конце концов тоже окончательно обосновался в Норвегии. А Магне Фурухолмен успешно трудился на благо родины как художник и композитор, сочиняя музыку для саундтреков (“Ti Kniver I Hjertet” 1994, “Hotel Oslo” 1997 и “Hermetic” к “1732 Høtten” 1998).
 

Официальное возвращение группы состоялось 11 декабря 1998 года на концерте, посвящённом ежегодному вручению Нобелевских премий в Осло. Впервые за последние четыре года А-НА вместе вышли на сцену. Вещание TV-компаний велось на весь мир, разумеется, за исключением России. А-НА исполнили две песни. Одна – всем известный хит 80-х годов ”The Sun Always Shines On TV” в обработке 1998 года, вторая песня – премьера – ”Summer Moved On”, которая, как оказалось, может претендовать на звание хита 90-х годов.
 

В марте 2000 года А-НА организовали пресс-конференцию в Париже, на которую пригласили директоров записывающих компаний, журналистов радио, TV и газет. Здесь они ещё раз огласили новый состав музыкантов: кроме них самих, Kjetil Bjerkestrand и братья Sven и Per Lindvall из Швеции. Рассказали, что запись своего нового альбома они всё-таки завершили. Он носит название "Minor Earth / Major Sky" и будет выпущен в свет 17 апреля. Но сначала – 27 марта – миру будет предъявлен новый сингл “Summer Moved On”. Далее осенью 2000-го года планируется последнее мировое турне A-ha, маршрут которого будет зависеть от объема продаж альбома. Хотя менеджер представил примерный предварительный маршрут: Германия – Франция – Великобритания – США. Но здесь нет России… “Minor Earth/Major Sky” стал платиновым в Германии и Норвегии практически в первые три-четыре недели после своего выхода. Октябрь 2000-го года ознаменовался сумасшедшими концертами в Японии. Сумасшедшими, потому что билеты во всех городах, включенных в турне, были распроданы в три дня, а позже даже пришлось организовывать пару дополнительных концертов. Ноябрь A-ha провели в Германии, где их первое выступление в Гамбурге собрало 12.000 человек. Новый видеоклип “Velvet” стал клипом месяца на германском MTV… На церемонии вручения Music Awards 2000 в Стокгольме Боно из U2 признался, что новый альбом его группы сделал под впечатлением песен A-ha, в частности – “The sun always shines on TV”. В конце марта 2001 года планируется концерт в Осло (Норвегия), но билетов на стадион, рассчитанный на 10.000 зрителей, нет уже сейчас…
 

А России и здесь нет. Опять нет… A-ha вновь зовут с тонущей земли в счастливые небеса, но российским фанатам придется опять лишь помахать им вслед…
 

Вот здесь и хотелось бы остановиться. A-HA и Россия.
 

В России всегда было множество фанатов этой группы, но они были незаметны – грустны, интеллигентны и мечтательны. Может быть, потому их судьба так печальна? Их первое “поколение” выросло, получило профессии журналистов, врачей, художников и т.п., обзавелись семьями и в 7 случаях из 10 уехали жить в другие страны как Старого, так и Нового Света. Второе “поколение” оказалось более прозаичным и переметнулось к иным – более модным – идеалам.
 

Общая черта у всех русских фанатов – неизбалованность в отношении своих кумиров. Поскольку эту норвежскую группу в СССР всегда любили на расстоянии, и лишь единицам удавалось вырваться и попасть на концерт A-HA. Это считалось высшим пилотажем. Политика в отношении A-HA была таковой – никаких концертов, телеинтервью, материалов в печати. Только набор стандартных альбомов для прослушивания и, за редким исключением, одна видеокассета – сборник видеоклипов, выпущенная в 1991 году. Как альтернатива – упоминание о группе в интервью других исполнителей и зачастую с отрицательной интенцией. Как пример, в1986 год Depeche Mode: “Вся проблема в том, что они смешно говорят по-английски”. Но земля полнилась слухами и фанаты существовали даже на тех крохах информации, на тех отголосках шумного успеха, который гремел во всем мире, когда A-HA были на вершине своей карьеры. И достаточно было всего одного аккорда Hunting High and Low или This alone is love, чтобы унестись в заоблачные дали синего неба… Что и говорить, в A-ha всегда видели романтичных, вежливых и честных парней. За почти 14 лет моего интереса к ним я не встретила ни одного человека относящегося к ним резко отрицательно! Скорее наоборот – к ним всегда относились с симпатией, с какой-то затаенной грустью, и независимо от возраста и музыкальных пристрастий практически каждый мог сразу же назвать две-три песни этой группы.
 

Последние романтики уходящего XX века. Откуда же взялись причины игнорирования норвежцев, которые попали в тот же запрещённый список в одной компании с KISS, AC/DC, Blondie & Debora Harry, Judas Priest &C? Чем же “запятнали” себя A-HA? И это должна быть действительно серьёзная причина, если из-за неё отлучили всех русских фанатов от группы! И скорее всего, это не коммерческие причины, поскольку A-ha всегда легко собрали бы в России концертный зал.
 

Итак, роковой 1987 год. Между двумя своими мировыми турне A-HA записывают заглавную песню для очередного фильма из серии о Джеймсе Бонде – агенте 007. Работа с Джоном Бэрри (John Barry) привела к результату, озаглавленному “The living daylights”. Скорее всего это и стало отправной точкой. Действие фильма происходит в Афганистане, где в то время были дислоцированы дивизии русской армии. Политика, политика, политика… И уже спустя полгода – в 1988 году – во время второго мирового турне Мортен Харкет в интервью немецкого журнала “Bravo” говорит: “Мы намеревались начать это турне в Москве, в России. Но не встретили ни одного встречного положительного решения на наши предложения”…. Однако, сие творение оказалось не так уж плохо. Спустя 11 лет – в 1998 году – фильм “The living daylights” с одноименной песней был назван в списке десяти лучших фильмов, с точки зрения американского киносправочника Virgin Film Guide.
 

Время шло. Фанаты нетерпеливо ждали и верили в лучшее. 1992 год. В Москве на Васильевском спуске Кремля проводится большой концерт в рамках акции “Дети Чернобыля – наши дети”. Газеты были полны жизнерадостности: “ …Так что к гуманитарной продовольственной помощи в виде куриных ножек, муки и сосисок, возможно, добавится и гуманитарная рок-поддержка от A-ha, Europe, ELO, David Bowie, Red Hot Chili Peppers и Rolling Stones. Компания пёстрая до такой степени, что трудно вообразить, как всё ЭТО будет дружно уживаться на околокремлевской сцене” (“Московская правда”, март 1992). И там же – “… ни одна из заявивших о своем участии групп не может похвастать изданными в последнее время успешными альбомами или наличием песен в теперешних хит-парадах. В основном, все они – из разряда ископаемых. Но полезных. И к ним может проявиться неподдельный народный интерес. Например, если A-ha зарядят знаменитую песню о вооруженных силах…”. Что это за песня сами A-ha не знали, поскольку в своих текстах не имели ничего подобного. Очевидно, поэтому в том далеком году они так и не попали в июне в Москву. Госконцерт до самого последнего дня не мог точно ответить на вопрос: согласна ли Россия впустить норвежцев?
 

Начиная с 1993 года ситуация более или менее расслабилась, поскольку первые фанаты группы выросли и пошли работать в различные СМИ. Всеми правдами и неправдами отважные первопроходцы вставляли информацию в различные телесюжеты, газетные статьи и радиопередачи, что иногда даже доходило до абсурда. Однажды во время недели Швейцарского телевидения в России в рассказе об этой стране в центре Европы был вставлен кусок видеоклипа A-ha “Touchy!”…
 

Но долгожданный час всё-таки пробил – в июне 1994 года на фестивале “Белые ночи Санкт-Петербурга”. Газеты растерялись и отозвались двояко: “Из легенд приедут A-ha…” и тут же – “A-ha, конечно, не На-На, но тоже ничего!” (“Московский комсомолец”). Фанаты тяжко вздохнули от подобного сравнения и рванули с паломничеством в Питер с единственным шансом. И были вознаграждены с лихвой! A-ha, приехавшие в Россию на один-единственный день, от души показали на что были способны. “В конце третьего дня после всех награждений выступила долгожданная A-ha. Норвежская группа, сумевшая пробиться к вершинам музыкального Олимпа не где-нибудь, а в Лондоне, подтвердила свой высокий профессиональный статус. Их живой концерт был сделан безукоризненно. Ребята показали классную технику и спели практически все свои хиты. Влажность в зале из-за рыданий фанатов достигла точки росы…” (“МК”). Но не обошлось без казусов в прежнем духе. На середине концерта на сцену вышел человек и знаками стал показывать, что концерт окончен. Мортен был настолько удивлен, что даже выпустил микрофон из рук. Сколько фанаты не буйствовали – A-ha на сцену больше не выпустили. Единственный час счастья за долгие годы был слишком короток. Синяя птица счастья выпорхнула из рук…
 

Спустя время Мортен Харкет совершил еще одну безумную вылазку в загадочную страну с то и дело меняющимся названием: СССР – СНГ – Россия. 19 мая 1996 года он вновь выступил с парой своих песен перед Зимним дворцом в Санкт-Петербурге… И тут же вернулся в Осло. Однако, это оказалось большим экспромтом: выступление нигде не афишировалось заранее и, к великому сожалению, мало кто знал об этом концерте. Харкета видели в Питере лишь случайно забредшие прохожие.
 

Итак, впереди следующий этап отношений A-ha и России. Третье мировое турне группы. Пронесется ли опять мимо Москвы свежий норвежский ветер?
 

Год 2000. Российские СМИ в очередной раз растеряны и выглядят маленьким котёнком на перепутье, не зная как вести себя по отношению к этим скандинавским “динозаврам”. Практически никто не верил в их возвращение. И тем более в такое действительно удачное возвращение. Он занял первые места в хит-парадах многих стран.
 

Теперь же сработал, так называемый, “условный рефлекс” – после некоторого шока все поголовно стали печатать хвалебные материалы о группе, подкреплять интервью старыми фотографиями и вспоминать, как они “любили и ждали” этого альбома! Как обычно, многие журналисты сразу стали “старыми друзьями” Мортена, Магне и Пола и радостно возвестили о совместном распитии пива в теперь уже не столь отдаленном буржуинстве, чем заставили сомневаться многих фэнов, знающих привычки A-ha не понаслышке. Поклонники верно ждавшие все эти годы в очередной раз тяжко вздохнули от количества информационных ошибок в этих материалах, статьях и… переводах! Один известный журнал в Москве (“7 дней”) удосужился опубликовать листок блокнота с пожеланием, написанным рукой Магне по-английски, и тут же свой перевод этих строк. Фраза была не до конца написана в русском варианте, отчего потерялся её смысл, именно то, что хотел сказать Магне.
 

Но в тоже время нашлись и оригиналы, которые решили поругать A-ha “на всякий случай” заранее. Как бы чего не вышло! Однако, критике подверглись довольно странные моменты, в которых ранее не сомневался ни один человек в мире, – “…Никто уже не вспоминает ужасающую тягомотинуCrying In The Rain, которой наше небогатое тогда телевидение пичкало нас два года” (“МК-бульвар” № 20(155). Казалось, что уж в этом действительно шедевре изъянов нет, но нет! – и на солнце бывают пятна, с точки зрения российских “ супер” критиков. И там же в заключение ещё один перл журналистского творчества, просто апофеоз – “…Совершенно очевидно, что перед нами продукция “третьих музыкальных стран…”. Опс! Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (Интересно, а к каким музыкальным странам относится Россия? Хехе….) Война продолжается? Только это какая-то односторонняя война, поскольку миролюбивые норвежцы никогда в жизни не отвечали на подобные высказывания в СМИ и даже не обижались, смеясь в свою очередь над журналистскими выпадами и ляпсусами. Так за что же их не любят? Или любят? …… It’s a Minor Earth Major Sky…. Вот, единственный ответ на все вопросы. Последние романтики уходящего тысячелетия. Они дают крылья и дарят небеса тем, кто их действительно понимает.
 

Оригинал публикации на www.emusics.ru


Остальные статьи Светланы Фунтусовой  
 Реклама
 
Последние новости
A-HA анонсируют мировое турне
Первый концерт состоялся 8 июня в Осло на футбольном стадионе Ullevaal Stadium и станал началом мирового турне A-HA 2002 года.
Новый альбом A-HA получил название "Lifelines". 29 апреля он официально вышел в Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Испании, Франции, Японии, Бразилии, России, Польше, Чехии, Литве, Австрии, Швейцарии, Италии, Южной Корее, Бельгии и Канаде. Первым синглом с этого альбома стала песня "Forever Not Yours".
 
Статьи
Прессконференции a-ha в Москве в рамках турне альбома "Lifelines"
A-ha, или что стоит на стыке романтики и реальности
Назад в будущее
 
Интересные места
a-ha.ru
 
Ссылки
 
Партнеры
 
      A-ha, или Что стоит на стыке романтики и реальностиВверх
Проект: Орлов Ярослав
Служба поддержки: www@norge.ru
© THE NORGE.RU 2000-02. Все права защищены.
Правовая информация. Информация о сервере