Как пишет газета Sør-Varanger Avis , зона будет состоять из двух анклавов, один на российской стороне, другой - на норвежской. Основу зоны составят два соседних залива - Ярфьорд в Норвегии и Печенгская губа в России, достаточно глубокие для обслуживания крупных грузовых потоков.
“Barents 2020”
Как утверждают авторы доклада, необходимость в создании такого рода зоны вызвана грядущим нефтяным бумом в Баренцевом море. Среди авторов - прежний руководитель "Статойла" Арве Йонсен и сотрудник министерства иностранных дел Сверре Йервел. Доклад написан под эгидой инициативы “Barents 2020”. Сообщается, что в подготовке доклада принимали участие крупные компании - "Статойл", "Гидро", "Акер Квернер", DNV, а также норвежский Полярный институт.
Инициативу “Barents 2020” представил в ноябре прошлого года министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стёре. Инициатива призвана внести свой вклад в усиление внимания Норвегии к вопросам Крайнего севера с упором на проекты по исследованиям и сотрудничеству с Россией. В её рамках будет разработан ряд проектов, некоторым из которых официально будут даны зелёный свет и финансирование.
Норвежско-российское пограничье
В новом докладе под официальным названием "Поморская зона Киркенес-Печенга" подчеркивается её - зоны - выгодное местоположение. Оба залива пригодны для обустройства портов, а на российской стороне имеется даже железнодорожное сообщение и аэропорт. Предлагается модернизировать связывающую обе стороны дорогу и построить новую таможню. Дорога, которая была проложена после Второй мировой войны, обеспечит транспортное сообщение, контакты и перемещение грузов и рабочей силы между двумя частями зоны. Как пишет Sør-Varanger Avis, сама зона будет закрыта для обычного трансграничного движения.
Киркенес и Печенга как центры нефтяной индустрии
Перспективы сотрудничества ложатся в основу зоны, подчеркивают авторы. Если идея зоны воплотится в жизнь, она сделает приграничные муниципалитеты Киркенеса и Печенги центрами новой эры норвежско-российского сотрудничества. Огромные нефтяные запасы, высокие технологии и международный опыт потекут через зону, которая послужит платформой для освоения нефтегазовых ресурсов Барецева моря. Такого рода зона не будет иметь прецедента в международных делах. Россия ещё ни разу не участвовала в разработке таких проектов.
Утопия на Баренцевом море?
Пока Поморская зона станет реальностью, предстоит пройти очень большой путь. Российской стороне может понадобиться долгий период закрытых исследований, прежде чем проекту дадут зелёный свет. В Печенгском районе велико военное присутствие, а в самой Печенгской губе имеется база атомных подводных лодок. Минобороны не захочет наплыва интернациональной толпы нефтяников в свои владения.
Аналогично, последние веяния в России не способствуют массовому трансграничному движению. ФСБ усиливает контроль за пограничными вопросами, недавно принято решение о восстановлении пограничных правил советских времён. Принятые в июне этого года поправки к федеральному закону о государственной границе РФ предписывают расширить существующую закрытую зону с 5 до 30 км. Другими словами, сегодня Россия, скорее, закрывает границы, а не открывает их.
С другой стороны, от создания Поморской зоны Россия может получить серьёзную выгоду. Стране в любом случае придётся тесно сотрудничать с иностранными партнёрами в освоении нефтегазовых месторождений на шельфе Баренцева моря. Зона может предоставить шанс к дальнейшему укреплению официальных связей с Норвегией и её нефтяной промышленностью. Как сообщается, министр иностранных дел Норвегии Стёре уже лично передал предложение своему российскому коллеге Сергею Лаврову. Проинформированы о проекте и российские промышленные круги, в первую очередь - "Газпром".
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: BarentsObserver.com