22.09.2006
Таяние снегов на Северном полюсе приведёт к обострению дискуссий о спорных секторах
Всего за год Северный полюс потерял сотни тысяч квадратных километров льда. Напомним, что в конце прошлого года ИАА SeaNews назвал тенденцию таяния льдов и появления возможностей для торгового мореплавания в Северном Ледовитом океане главным вызовом и возможностью для России. Массив фактически разделился на две части, между которыми впервые за всю историю наблюдений плещется открытая вода. Ученые вроде бы и готовы бить тревогу, да только ледники тают уже не одно десятилетие, а бороться с этим, как считают "Вести", как-то по-прежнему некому. Северный полюс не узнать - так он изменился всего за год. Разницу видно невооруженным глазом. 2005 год - привычная ледяная шапка. А теперь колоссальных размеров полынья протянулась практически до самой крайней точки Земли. Там, где раньше воду сковывал слой льда толщиной в 3-5 м, скоро можно будет открывать судоходство и не бояться, что судно будет затерто среди торосов - уже сейчас от берега до берега более 100 км. На основе снимков из космоса можно представить, во что превратился весь арктический регион. Там не просто исчезли миллионы кубометров льда. Там практически образовался полноценный пролив, который может повлиять не только на климат, но и в корне изменить нынешние торговые маршруты - ведь это короткий путь из одного полушария в другое. И воспользоваться им желающие, несомненно, найдутся. Кто именно станет бенефициаром этого процесса? Россия и Канада. У нас появляются гигантские возможности. До настоящего времени теоретические изыскания показывали, что самым коротким транспортным маршрутом между континентами могут стать короткие отрезки параллельно полярному кругу. Они короче экваториальных в 4 раза и короче ныне действующих (проходящих по 20-35 параллели) в 2,5-2 раза. Появляется шанс забрать грузопоток у Панамского канала на маршрутах Азия - Восточное побережье США и Канады, транзит на Европу через Северный морской путь (СМП) из Азии будет короче и быстрее не только действующего через Малаккский пролив и Суэцкий канал, но и Транссиба. Главное испытание на данном пути - сможет ли Мурманск стать перевалочной базой или транзит по СМП пройдет мимо порта. Ну и естественно появляется шанс на развитие гигантских северных территорий. Гигантские шельфовые месторождения с развитие судоходства будут осваиваться быстрее, а, следовательно, быстрее поступать в налоговую базу нашей страны. Единственная проблема: как делить северный полюс. Когда сектора Канады, США, Норвегии, России были покрыты льдами перепалки, и политическая напряженность по поводу границ были очень спокойными. Как только лед сойдет, проблема Курил в сравнении с дележом Северного Ледовитого океана, покажется детской шалостью.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: SeaNews

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|