21.11.2006
Наш Север Крайний
Международный симпозиум собрал в Мурманске специалистов из России и Норвегии. Людей, обсуждавших темы жилищного и городского планирования, реконструкцию, финансирование и управление жилыми домами, объединяло то, что все они - северяне.
Живем мы в одних климатических условиях, нуждаемся в теплых жилищах, грамотно спланированных городах с максимально защищенными от студеных ветров улицами и дворами. Однако, как показывает жизнь и подтвердили выступления участников симпозиума, живем далеко неодинаково. И проблемы решаем по-разному.
Ни для кого не секрет, что северные регионы нашей страны с девяностых годов живут и обеспечивают страну необходимым металлом, нефтью, углем, апатитом и прочими полезными ископаемыми не благодаря, а вопреки. Обузой объявили Север и северян некоторые умные головы в центре. Но время показало: рано списывать Север со счетов.
- А потому создание комфортных, пригодных для жизни условий для тех, кто живет в
арктических регионах России сегодня и будет жить в последующие десятилетия, очень важно, - подчеркнул в приветственном слове первый заместитель губернатора Александр Селин. Руководитель департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Николай Бережной рассказал о перспективах развития области, перечислил ряд цифр, признавая, что нашему жилищному фонду требуется серьезная модернизация. Николай Иванович высказал надежду, что у мурманских специалистов появится возможность перенять опыт норвежцев в столь сложном деле.
Север общий - проблемы разные
Соседи опытом делились активно. Марианне Шюльхаут - архитектор и руководитель секции «Норконсульт ПЛАН» из норвежского города Берген рассказывала о стратегии развития жилья и городов на примере организации «Европан». Эта организация, объединяющая архитекторов и проектировщиков со всей Европы, занимается также и реализацией проектов. Норвежская же группа уделяет внимание новым архитектурным типам.
- Архитекторы из других стран видят наш северный край совсем по-другому, - делилась Марианне. - Север для них - экзотика. И проекты, предлагаемые иностранцами, по-новому раскрывают возможности нашего ландшафта. Мы в Норвегии только приветствуем новый взгляд на привычное нам.
По мнению ее коллеги - ландшафтного архитектора Райнера Станге, профессора института архитектуры из Осло, в Норвегии в последние годы наблюдается процесс урбанизации:
- Норвежцы уже не хотят жить в деревнях и поселках, предпочитают большие города. Отсюда вытекает проблема обустройства в наших городах так называемых мест для встреч - торговых площадей, парков, набережных водоемов, где человеку комфортно и не приходится дышать выхлопными газами.
- Мне очень нравится Мурманск, - признался Райнер Станге. - У вас редко встретишь улицу, где совсем нет деревьев. А деревья - самое лучшее, что может быть в городском ландшафте. Мурманск также хорошо спланирован. Удачное решение - высокие дома, защищающие улицы и дворы от сильных и холодных ветров.
Когда на слайдах показали Мурманск в разных ракурсах, в зале раздались восхищенные вздохи норвежских гостей. Мурманский архитектор Маргарита Береза, демонстрируя слайды, почти никак их не комментировала: дескать, в зале профессионалы - смотрите и судите сами.
Говорила же Маргарита Береза о другом - о бесчисленных согласованиях любого проекта.
- Мы пережили даже такой незабываемый период, когда у нас главной согласовывающей инстанцией по проектированию и строительству был торговый отдел, - с невеселой усмешкой вспоминает архитектор. Жизнь, конечно, расставляет свои акценты, проблемы решаются, но по-прежнему ценой огромных усилий и нервов. Заказчиками у нас выступают какие-то компании, нередко иногородние. Город же всегда как бы в стороне. Хотелось бы увидеть понимание со стороны города.
Маргариту Березу поддержали ее коллеги-мурманчане. Николай Бережной пообещал архитекторам устроить встречу с теми, кто вставляет им палки в колеса.
Мало построить, нужно уметь содержать
Бъерн Стурвик является президентом компании Ramboll Storvik, она много работает в российских городах Баренцрегиона по проекту энергосбережения. Он рассказал о реализации программы в Кировске и о проблемах, с которыми довелось столкнуться:
- Старые-престарые дома, разрушенные сети, высокие тарифы. Ситуация, похожая на ту, что была когда-то в Осло. С чего начать? Отремонтировать окна, крыши, систему теплоснабжения, поставить принципиально новые обогреватели, счетчики. В Осло такой подход окупил себя через год. В Кировске нами был создан фонд финансирования, и когда все перечисленное в выделенных для программы домах было сделано, выяснилось: 60 процентов вложенных денег сэкономлено.
Но где взять первоначальный капитал для проведения таких работ? Не всех же финансируют добрые соседи.
У нас рискнувшим взять на себя управление жильем, а стало быть, и все тяготы по его содержанию, приходится рассчитывать только на себя.
Людмила Шибаева руководит в Мурманске жилищным кооперативом «Мурманск-14». ЖСК - прообраз так усердно пропагандируемых товариществ собственников жилья.
- Хорошо работать в новом доме, - рассказывает Людмила Шибаева. - А если дом старый, как, например, тот, в котором я живу вот уже тридцать лет? Для того, чтобы снизить издержки и уменьшить квартплату, требуется провести ремонт или замену старых сетей. Значит, нужно убедить жильцов в необходимости модернизации и собрать с них деньги. Когда я принесла квитанции с включенной суммой на предстоящий ремонт супружеской паре пенсионеров, они попросту заплакали. Да, наш кооператив работает сейчас успешно. Но дается это огромным трудом. Для того, чтобы жилищно-строительные кооперативы и создаваемые товарищества собственников жилья успешно работали, необходима поддержка государства уменьшение налогов и возможность брать кредит в банках. Причем не под тот процент, как сейчас.
Члены жилищно-строительных кооперативов еще в советские времена осознавали себя не только владельцами жилья, но и ответственными за него. А приватизировавшие свои квартиры - сознают себя таковыми?
Заместитель руководителя департамента по строительству и ЖКХ Мурманской области Александр Трофимов как раз на эту тему и высказался:
- Можно сказать, что главная цель государственной жилищной политики России - передача жилья в руки собственника. Но собственник это прежде всего хозяин. Как с правами владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем, так и с обязанностями нести бремя ответственности по его содержанию. 84 процента жилья в Мурманске приватизировано, то есть находится в собственности. Наши граждане хотят владеть теми преимуществами, которые дает им право собственности - продавать, защищать, сдавать в аренду, получая прибыль, в то же время не желая содержать дом в целом.
Государство предлагает два пути для улучшения работы ЖКХ: взять управление жилищем в свои руки, создав товарищества собственников жилья, или отдать свои дома в управление коммерческим организациям - добровольно, на основании решения общего собрания собственников, либо принудительно, по результату открытых конкурсов, проводимых муниципалитетами.
- Судя по первым результатам, - продолжал Александр Трофимов, - брать власть в домах в свои руки население не торопится. И на это есть свои причины. Многие годы жилищный комплекс не ремонтировался в полном объеме. Действующее жилищное законодательство чересчур противоречиво и не всегда защищает интересы собственника. Будучи под защитой социального законодательства, часть co6cfeeH-ников и нанимателей не вовремя и не полностью оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Для организации ТСЖ также необходимо преодолеть множество административных барьеров и понести значительные финансовые затраты. На словах государство поощряет домоуправление в жилищной сфере, а на деле не торопится помочь им финансами.
И все же Александр Трофимов считает:
- Если у соседей-норвежцев получилось, чем мы хуже?
В квартирах - красота, в подъездах - ужас
Соседи-норвежцы на примере работы жилищно-ипотечного сообщества OBOS продемонстрировали, как можно управлять домами. Вице-президент OBOS Арвид Свеен рассказал, что сообщество организовано в 1929 году, еще до выхода законов о подобных товариществах. Сначала работали как помощники муниципалитетов. Сегодня OBOS уже конгломерат, имеющий 30 дочерних фирм.
- Мы ничего не субсидируем, - пояснял Арвид Свеен, - мы строим, продаем, сдаем в аренду, владеем строениями, осуществляем управление ими, имеем финансовое отделение. То есть выступаем как строители, риэлтеры, бухгалтеры и предоставляем ссуды по ипотеке. Договор с нами можно расторгнуть через полгода, если вступившего в OBOS что-то не устраивает. Такой подход подстегивает сообщество работать лучше и предоставлять более низкие цены на свои услуги, чтобы люди шли к нам.
- Мы смогли стать сберкассой для своих членов и товариществ. В банках проценты на ссуду высокие, у нас гораздо ниже, - продолжает Арвид Свеен. - Таким образом, мы помогаем людям и сами зарабатываем деньги. Сфера нашего влияния распространяется и на литовские города Вильнюс и Каунас. Когда мы впервые приехали посмотреть на жилье в этих городах, были немало удивлены: квартиры в домах очень хорошие и ухоженные, но подъезды, крыши, подвалы и лифты - ужас. Трансформировать все методы нашей работы из Норвегии в Литву невозможно - слишком разные условия жизни. Но мы перевели на литовский язык те законы, которые помогают нам работать. Первое условие при оформлении договора о приватизации - обязательно упоминать в документе об ответственности владельца за общие площади. Самая большая сложность - разбудить в бывших советских людях чувство собственника.
Тут задумаешься: если уж в Прибалтике чувство собственника разбудить сложно, то что говорить о регионах России...
Создатели пилотного проекта собственников жилья в Апатитах - адвокат Хеннинг Лауридсен из норвежского союза товариществ собственников жилья и старший научный сотрудник института экономики проблем РАН Кольского научного центра из Апатитов Людмила Залкинд - поведали о своих попытках претворить проект в жизнь.
Хеннинг Лауридсен был предельно краток, и в его выступлении чувствовались растерянность, даже смущение. Понятны они стали в процессе доклада Людмилы Залкинд.
Она перечислила ряд цифр проведенных в стране социологических исследований. Если коротко, то вывод ученых таков: народ наш жаждет, чтобы с его мнением считались, но когда доходит до дела (хотя бы принять участие в общем собрании), только малая часть населения готова конкретно действовать.
- Это тот фон, на котором делаются попытки создания ТСЖ, - заканчивает статистический отчет Людмила Залкинд и переходит к описанию непосредственной работы по созданию ТСЖ.
- Когда задумывался наш проект, по закону еще можно было организовать ТСЖ из жильцов хотя бы одного подъезда. Маленьким группам - примерно одного возраста, одного уровня дохода, образования, культуры - легко объединиться, и сильных мотиваций для создания ТСЖ не требуется. Но если группа большая, мотивация должна быть мощной, причем неважно - отрицательной или положительной. И потребовалась она, когда, согласно новому Жилищному кодексу, администрация города указала: в ТСЖ должен войти весь дом. На одном из собраний присутствовал заместитель Николая Бережного - Александр Трофимов. Он попытался создать отрицательный стимул - дескать, вы собственники,
значит ответственны, и деваться вам некуда. Но людям не нравится слышать такое и они услышанному не поверили.
Большинство были просто вовлечены в процесс, участвовать в котором не желали. Мы организовали ТСЖ в доме, но оно не действует.
Во время работы симпозиума норвежцы довольно убедительно показали, как можно поднять ЖКХ из ямы и добиться его эффективной работы. Но и наши земляки достаточно убедительны в том, что создание ТСЖ без серьезной финансовой поддержки - задача практически невыполнимая. Плюс к этому почти полное равнодушие горожан к призывам брать управление домами в свои руки.
Так удастся ли воспользоваться опытом соседей?
Автор: Валентина ОЛИГЕР
Источник: B-port.com Мурманск
Опубликовано: А.А. Сельницин (БНИЦ)

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|