09.12.2006
«Белоснежка» и гигант
46,6 миллиарда крон. Столько потратила Норвегия только на первую фазу обустройства газоконденсатного месторождения «Белоснежка». 80 процентов этих средств были вложены в работы на берегу, около 17 - на шельфе, остальные - расходы на управленческий персонал (около 1 процента) и прочие. Реализация проекта заняла 5 лет. А до этого Страна фьордов еще лет двадцать к нему присматривалась да приценивалась. Сделать коммерчески выгодным столь высокоширотный проект на шельфе было очень непросто.
Международная конференция «Концепция, организация и реализация «Белоснежка» прошла на днях в Мурманске. Ее устроителем выступила ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф». А участие в форуме приняли представители норвежского «Статойла» и других компаний, задействованных в реализации проекта.
Почему он состоялся в Мурманске, можно бы спросить. Месторождение-то принадлежит норвежцам, ими и разрабатывается.
Дело в том, что Россия вот-вот перейдет от слов к делу в освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения. И опыт соседей может ей очень пригодиться. Ведь со своей «Белоснежкой» они шагнули далеко вперед.
Спору нет, решение «Газпрома» отказаться от участия иностранных партнеров в разработке Штокмана, мягко говоря, оказалось неожиданным для норвежцев. И все же они с оптимизмом смотрят на перспективы сотрудничества.
У России опыта работы на шельфе - ноль. Сроки с разработкой нефтяного месторождения «Приразломное» в Печорском море давно завалены. Технологически страна отстала от Запада. При этом запасы газа в закромах родины, тех, что на суше, стремительно истощаются. А значит, Штокман нужен позарез. И без использования международного опыта, скорее всего, в обозримые сроки его не поднять.
Впрочем, это все, так сказать, размышления по поводу. На прошедшей же конференции представители норвежских компаний рассказывали российским участникам о тех технологических решениях, которые были применены ими при освоении «Белоснежки». Достаточно сказать, что подводные коммуникации, кроме основного трубопровода, ведущие от скважин на берег, уложены на дне море в траншеи.
- А как же вы прорыли траншеи на глубине в полторы сотни метров? - поинтересовался кто-то из россиян.
- У нас и в городе-то траншею не могут толком прорыть, - тут же скептически вздохнул другой участник.
Вот она - разница в подходах и технологиях. Что касается норвежцев, то они, оказывается, размывали грунт струей воды высокого давления.
- А мы пошлем водолаза с совковой лопатой, - опять подал голос все тот же скептик.
В общем, перед «Белоснежкой» мы - технологические гномы. А ведь при всей схожести наш проект еще и посложнее будет. Норвежцы четко выделили все отличия.
Во-первых, при приблизительно равных глубинах «Белоснежка» расположена в 150 километрах от берега, а Штокман - в 550. Существенная разница. Во-вторых, в районе Штокмана сложная ледовая обстановка. Все это значительно осложнит и удорожит работы на шельфе.
Впрочем, есть и светлая сторона. Так, газ на норвежском месторождении суше нашего. А значит, свидетельствуют специалисты, наш лучше пойдет по трубам. Ну а главный приз - Штокман на порядок крупнее «Белоснежки». Он по сравнению с ней - гигант. Так что результаты от его освоения должны сторицей компенсировать все затраченные усилия.
Ударной ли силой сжатой воды или совковой лопатой, но мы, безусловно, до него доберемся. Вопрос в том - когда. Норвежцы предлагают - побыстрее.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: «РЕГИОН-Медиа»
Автор: Игорь ЯГУПОВ.

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|