03.01.2007
Главное для компании — не количество абонентов, а сколько она зарабатывает
В прошлую пятницу суд Нью-Йорка запретил «Альфе» оспаривать в судах договор акционеров украинского сотового оператора «Киевстар» (владеет 43,5% акций компании) за пределами США, в том числе на Украине. Старший вице-президент по Центральной и Восточной Европе и глава московского офиса норвежской компании Telenor Шелль Мортен Йонсен рассказал в интервью корреспонденту РБК daily Тимофею Дзядко, как теперь норвежская компания будет отстаивать свои права в «Киевстаре» и почему она не хочет лишаться доли в "ВымпелКоме".
- В пятницу суд Нью-Йорка запретил «Альфе» оспаривать в судах договор акционеров «Киевстара» за пределами США, в том числе на Украине. Как вы теперь оцениваете шансы Telenor на основном процессе в США?
- Мы не имеем права как-то влиять на ход процесса, судьи выносят свой собственный вердикт, решая, кто прав. Мы уверены, что у нас очень крепкие позиции. Посмотрите на все действия последних месяцев, например судебный процесс против их собственного сотрудника (вице-президент Altimo и гендиректор «Сторма» Вадим Клименко. — РБК daily), который теперь не может присутствовать на судебном процессе в Нью-Йорке. Есть еще один процесс в Нью-Йорке, где Altimo пытается избежать того, чтобы дело решалось арбитражем, но это ни к чему не привело.
- Поясните угрозу, которая теперь нависла над топ-менеджерами Telenor, связанную с решением Голосиевского суда, где Altimo судилась с Вадимом Клименко.
- Теоретически люди, которые не подчинятся этому решению, столкнутся с проблемами на Украине. Что само по себе будет интересным событием: члены правления Telenor выступают свидетелями на процессе в Нью-Йорке, потом возвращаются на Украину, и их арестовывают. Это было бы нелепо. Наша цель — положить конец этой игре с правосудием. И вплотную заняться реальным арбитражным процессом. Потому что господин Клименко всего лишь инструмент. Он нам неинтересен. Это уже пройденный этап, арбитражный процесс в Нью-Йорке продолжается. Видимо, до следующего «сюрприза» от наших оппонентов. К сожалению, такова наша жизнь.
- В самом конце ноября глава Altimo Алексей Резникович предложил очередной вариант разрешения конфликта. Что вы думаете о предложении «Альфы»?
- Я думаю, что это очень позитивная новость — то, что они выходят с предложением о решении конфликта. Мы сделали свое предложение еще в марте-апреле, оно их не заинтересовало. Теперь они вышли со своим предложением к нам. Оно предполагает один способ раздела, но не исключает, что другие варианты могут обсуждаться. Я думаю, что мы готовы к диалогу с ними, если они настроены серьезно и открыты к поиску решения существующего конфликта. Это именно то, что мы от них ждем, хотя мы по-прежнему настроены скептически. Думаю, что наш скепсис более чем оправданный. Если бы они действительно были серьезны в своем предложении или предложениях, то снабдили бы их расчетами по стоимости активов.
- Но г-н Резникович оценил долю Telenor в «Киевстаре» и «ВымпелКоме» примерно одинаково — в 4 млрд долл.
- Оценить нашу долю в торгующемся на бирже «ВымпелКоме» не проблема. Если речь идет о транзакции, в которой каждый из нас должен будет покинуть одну из компаний, то возникает несколько вопросов. Сколько стоит «Киевстар»? Какова будет премия за контроль? Если мы выйдем из капитала «ВымпелКома», то можем претендовать на премию за то, что «Альфа» получит контроль. Нам не нужно увеличивать свой пакет до контрольного в «Киевстаре», потому что у нас уже есть контроль в украинской компании. Это большие суммы, и нам нужно четко понимать, в чем состоит их предложение. Иначе это больше похоже на спекуляции.
- Глава Altimo предложил два варианта.
- В письме Altimo, направленном Telenor, не предлагаются указанные варианты. О двух вариантах обмена г-н Резникович говорит в интервью газете Financial Times. В Altimo отмечают, что они также открыты к другим вариантам. И мы готовы рассмотреть разные возможности решения вопроса.
- Какой из этих двух вариантов вам больше нравится?
- Я думаю, что вы очень хорошо понимаете, что я не буду отвечать на этот вопрос, так как окончательное решение будет принимать совет директоров Telenor. Может быть, существуют другие возможности лучше двух вышеуказанных?
- По словам участников рынка, вам намного сложнее будет получить контроль в «ВымпелКоме».
- Существуют ли какие-то законы, которые запрещают нам это сделать?
- Показателен пример с компанией «Силовые машины», контроль над которой пыталась получить немецкая Siemens.
- Прежде всего, законопроект об иностранных инвестициях в стратегические предприятия РФ пока еще не принят. И в нем никогда не шла речь о телекоммуникациях. Случай с «Силовыми машинами» был совершенно другим. Если вы посмотрите на действующие законы, наша заявка в антимонопольную службу уже давным-давно должна была быть удовлетворена. Потому что у нас совершенно нет никакого конфликта интересов в России, нет монополии. Более того, мы уже владели 100% акций в телекоммуникационной компании — «Коминком Комбеллга": сначала у нас был 75-процентный пакет, а потом мы стали единственным акционером. Затем мы решили обменять эту долю на 20% в Golden Telecom. И по этому вопросу к нам не было никаких претензий.
- Глава ФАС г-н Артемьев сказал, что не хочет принимать участия в конфликте.
- Я уважаю такую позицию. Игорь Артемьев очень честно поступает. Но говорить, что он не хочет участвовать в конфликте акционеров компании, на самом деле неправильно. Самый простой путь положить этому конец — предоставить обеим сторонам полную свободу действий. И тогда это будет исключительно коммерческий вопрос: кто предложит большую сумму, тот и получит контроль.
- Но в деле «Силовых машин» окончательное решение было как раз за ФАС. И многие наблюдатели здесь указывают на лоббистские возможности «Альфы».
- Наши аргументы базируются на фактах и существующих законах. Мы не очень активно пытаемся продвигать наши интересы на самом высоком уровне, мы не политический игрок. Но разумеется, как и у всех остальных, у нас есть лобби.
- Удастся ли избежать политического решения конфликта?
- Я думаю, что если мы с «Альфой» найдем решение, которое устроит обе компании, то практически все остальное само собой отпадет.
- Таким образом, обе возможности интересны для Telenor?
- Нас может интересовать контроль в обеих компаниях, но это зависит от ряда условий. Мы не можем этого делать до тех пор, пока нет соглашения с другим акционером. Несмотря на то что существуют другие варианты раздела активов, давайте предположим, что мы согласны на это предложение. Какую компанию вы бы выбрали — «ВымпелКом» или «Киевстар»?
- Я считаю, что для Telenor сейчас более реально увеличить свой пакет в «Киевстаре».
- Допустим, мы выбираем «Киевстар». Мы передаем наши акции в «ВымпелКоме» «Альфе». Каким становится ее пакет в компании? Более 61%. Но «Альфе» еще принадлежит 25,1% «МегаФона». У ФАС в таком случае должны возникнуть вопросы к «Альфе». Если мы выберем «ВымпелКом» (такая возможность, судя по заявлениям господина Резниковича в прессе, тоже нам предоставляется), мы можем осуществить такую транзакцию?
- Это будет сложнее. К тому же на рынке считают, что Telenor спешит быстрее разрешить конфликт, потому что от него устали инвесторы и основной акционер компании — правительство Норвегии.
- Мы никуда не спешим. Котировки наших компаний растут. Если вы посмотрите сейчас на Telenor как группу, то заметите, что наша выручка и цена акций растут примерно с тем же темпом, если не быстрее, что и у «ВымпелКома». И в будущем, несмотря на хорошую работу менеджмента «ВымпелКома», темпы органического роста «ВымпелКома» будут только замедляться, если, разумеется, они не будут приобретать новые активы.
- Это объясняется тем, что вы работаете на таких развивающихся рынках, как Бангладеш?
- Мы занимаем серьезные позиции глобального оператора. И мы будем продолжать расти. При этом «ВымпелКом» чрезвычайно интересная для нас компания. И хотя мы хотели бы разрешить конфликт как можно скорее, мы готовы подождать, чтобы принять правильное решение.
- Но «Альфа» пытается лишить вас контроля на Украине.
- Нас это совершенно не беспокоит. Нам принадлежит 56,5% «Киевстара», у компании отлично идут дела. И мы считаем, что у нас очень сильные позиции в судах США. И даже если «Альфа» чудесным способом c помощью украинских судов лишит нас права консолидировать «Киевстар» (хотя это маловероятно), мы будем представлять результаты этой компании отдельной строкой и отдельным слайдом на презентациях квартальных отчетов. Скорее на Украине больше проблем у «Альфы», которой принадлежит только 43,5% акций «Кивестара": этот пакет ей не дает ни права доступа к деньгам, ни ликвидности. Я не могу представить, кто бы захотел купить эти акции. Наиболее логичным покупателем этих акций были бы мы.
- В следующем году МТС собирается усилить позиции своей «дочки» UMC, проведя ее ребрендинг, что может еще усложнить положение «Киевстара».
- Эта идея представляется мне вполне логичной. На Украине действуют две сильные компании — «Киевстар» и UMC. И эти две компании останутся лидерами рынка. Еще два игрока? Им придется бороться друг с другом, чтобы хоть что-то заработать.
- То есть вы не верите в перспективы УРС (бренд «Билайна»)?
- УРС сейчас контролирует 3,6% рынка Украины. И она может немного усилить свои позиции. Но УРС никогда не станет серьезной компанией, так как два лидера рынка ей не дадут этого сделать.
- Но остальные игроки сейчас занимаются уже привычной раздачей SIM-карт, утверждают в УРС.
- Основная задача компании — не увеличение любыми способами абонентской базы. Главное — сколько компания зарабатывает и какие результаты показывает. По этим параметрам «Киевстар» чрезвычайно силен. И если UMC усилится тоже, рынок для остальных игроков станет очень тяжелым. Разумеется, УРС начала расти. Но если сравнивать результаты, которые она сейчас показывает, и то, что обещало руководство «ВымпелКома» прошлым летом, они совсем не совпадают. Они предсказывали, что проникновение сотовой связи на Украине к концу 2006 году составит 75%, а оно сейчас уже 92%.
- Но ведь менеджмент надеялся на бюджет. И гендиректор «ВымпелКома» Александр Изосимов говорил, что из-за отсутствия бюджета ему пришлось быть более осмотрительным, инвестируя на Украине.
- С этим мнением Изосимова я знаком. Но он сам же заявил, что при отсутствии решения совета директоров по бюджету он берет все в свои руки и сам решает. Он ответственен за эти результаты. Да, Изосимов отличный менеджер во многих отношениях, но он допустил ошибку, подписав украинскую сделку.
- Но эта ошибка фактически прощена, раз ему предложили дальше руководить компанией.
- Я думаю, вы хорошо помните, как непросто проходило его утверждение на посту гендиректора. Совет директоров дал ему шанс руководить компанией еще два года.
- «ВымпелКом» уже покрыл своей сетью почти все СНГ. Когда менеджмент «ВымпелКома» придет в совет директоров и спросит, что же дальше, что вы им ответите?
- Менеджмент должен подготовить стратегию экспансии за пределами СНГ и представить ее своему совету директоров (СД). И лучше бы они это сделали раньше, чем позже. Потому что они рискуют опоздать, так как активов становится все меньше и цены на них растут. Такая стратегия необходима, и мы ее всячески поддержим.
- Не опасаетесь ли вы конкурента в лице «ВымпелКома» в таких странах, как Пакистан, или в тех странах, где Telenor пока не присутствует?
- Если менеджеры «ВымпелКома» предложат СД коммерчески оправданную сделку за пределами СНГ, мы ее поддержим. Если мы будем контролировать «ВымпелКом», мы еще сильнее будем поддерживать такую экспансию, потому за пределами Содружества существует много стран, с которыми сохраняются культурные и традиционные связи более прочные у России, чем у Норвегии.
- Но вы же уже давно проводите экспансию в Азии и Европе без «ВымпелКома».
- Мы выходим в другие страны, когда уверены, что знаем местный рынок. Мы накопили много знаний об Азии, где мы уже открыли региональный офис в Бангкоке. И мы будем смотреть на другие возможности инвестирования в Азии. Но мы не спешим, потому что цены на некоторые компании очень высоки. И я понимаю гендиректора «Системы Телеком» Сергея Щебетова, который заявил, что его компания будет более осторожной при принятии решений о приобретениях. Уже в следующем году можно будет сказать, чья позиция оказалась более разумной: мы решили все-таки купить сербскую компанию Mobi 63, несмотря на то что эта сделка нам дорого обошлась.
- Но почему вы не начнете экспансию через «Киевстар»?
- Мы всегда думали, что будем проводить экспансию в СНГ через «ВымпелКом», так как считаем, что логичнее проводить экспансию через компанию, базирующуюся в Москве, а не в Киеве, так как у Москвы особые отношения с остальными странами СНГ. В том числе мы поддерживаем и экспансию «ВымпелКома» на Украине: по нашему мнению, наиболее логично было бы для «ВымпелКома» приобрести «Киевстар». И мы это предлагали неоднократно не как пиар-ход, а как стратегическую сделку.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: «РБК daily»

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|