Правительство, экологические организации, население Норвегии проявляют все большее беспокойство по поводу возрастающих темпов перевалки нефти из портов Мурманской и Архангельской областей, роста морского нефтетрафика в Европу и США вдоль побережья своей страны, предстоящего начала добычи нефти и газа российскими компаниями на арктическом шельфе.
Эта тема приобрела актуальность не только в свете катастроф у берегов Аляски танкера «Эксон-Валдес» и аварии, произошедшей с либерийским танкером «Престиж» в 150 километрах от берегов Испании. Норвежцы имеют свой печальный опыт: 19 января 2004 года на подходе к Бергену получило пробоину и через несколько минут затонуло судно «Rocknes». Катастрофа не только унесла 18 человеческих жизней, но и привела к разливу нефтепродуктов. Ликвидация аварии обошлась в 108,5 млн. крон, став самой дорогостоящей на морском транспорте Норвегии. Всего же в этой стране с 1991 по 2006 год по данным Норвежской государственной службы контроля загрязнения и Береговой службы этой страны произошло более 7500 разливов нефти и нефтепродуктов, из них 74,16% - в открытом море, при этом общий объем разливов значительно превысил 20000 м3.
К отрицательным норвежским примерам можно отнести и аварию, которая произошла на месторождении «Браво» в апреле 1977 года, когда в море попало 2500 тонн нефти. Естественно, норвежцы не хотят повторения подобных ситуаций, которые могут нанести непоправимый урон хрупкой арктической природе, рыболовству и туристическому бизнесу. Тем более по вине других стран.
Обсуждению складывающейся ситуации с транспортировкой нефти вдоль норвежского побережья был посвящен семинар «Экологические проблемы нефтегазового комплекса», который Мурманская региональная общественная организация «Bellona» совместно с норвежскими коллегами провела в научном экологическом центре Сванховд. В его работе приняли участие журналисты из Мурманской и Архангельской областей, Республики Коми и Санкт-Петербурга. Российские журналисты учились у своих норвежских коллег, как освещать темы, связанные с нефтегазовым комплексом в печатных периодических изданиях. Показательный пример: если в 2006 году в газетах Мурманской области появилось 63 статьи, посвященных освоению арктического шельфа и перевалке нефти, то в Норвегии с 2001 по 2004 год, в период начала и наиболее интенсивного проведения работ на «Белоснежке», только в трех печатных изданиях, газетах «Nordlys», «Dagens Naeringsliv» и «Aftenposten» - 1268, из них в газете губернии Финнмарк «Nordlys» – 611. Цифры говорят сами за себя.
Разработанная по указанию президента России Владимира Путина транспортная стратегия России предусматривает, что через Мурманский транспортный узел в 2010 году должно уходить на экспорт 50 млн. тонн грузов, а в 2015-м – 78 млн. тонн, в том числе наливных грузов 40,5 млн. тонн.
Министр транспорта Игорь Левитин назвал Мурманский порт ключевым на всем Северо-Западе России, ее северными морскими воротами, который, как и порт Находка, не связан с прохождением российскими судами через Босфор и Балтийские проливы. В этих условиях Мурманский порт становится особо значимым с точки зрения обеспечения экономической безопасности России, ее стратегических интересов, сохранения транзитного потенциала.
Рост объемов перевалки грузов через Мурманский порт, начиная с 2000 года, превышает по темпам любой другой порт России. Этого удалось достичь за счет модернизации портового оборудования, создания рейдовых и береговых перегрузочных комплексов, проведенных дноуглубительных работ. Сегодня лишь в Кольском заливе в круглогодичном режиме можно обрабатывать танкеры дедвейтом до 300 тысяч тонн.
Особый интерес инвесторов вызывает перспектива освоения западного берега Кольского залива, где могут появиться новые нефтеперевалочные комплексы, производительностью более 30 млн. тонн нефти в год. Но поток нефти и нефтепродуктов, доставляемый на экспорт танкерным флотом не ограничивается теми судами, которые выходят из Кольского залива. По оценкам отечественных и западных специалистов, с вводом в строй всех проектируемых нефтеналивных терминалов, строительством нефтепроводов, в том числе мощностью 50 млн. тонн из Западной Сибири до побережья Баренцева моря, с началом добычи нефти на арктическом шельфе и ее ростом на Тимано-Печоре, объемы транспортируемой вдоль берегов Норвегии нефти могут достичь 150 млн. тонн.
Для России и Мурманской области это – благо. А вот в Норвегии эти планы вызывают несколько иную реакцию. Во-первых, настороженное отношение населения и протесты экологов, которые опасаются аварий танкеров вблизи берегов своей страны. Во-вторых, желание компаний, занятых морской транспортировкой нефти принять участие в реализации проектов по перевалки нефти. Но не через российские, а через свои порты.
Норвежская теле-радиокомпания НРК Финнмарк-Тромс озвучивала намерения мэра города Вадсе Хаук Йонсен установить на рейде этого города танкер-накопитель и построить нефтеперевалочный комплекс. Для этого планировалось возвести трехсотметровый причал, способный принимать супертанкеры. В танкер-накопитель, норвежцы предполагают доставлять российскую нефть танкерами-челноками, а затем отправлять ее на экспорт в Роттердам. Норвежские специалисты уверены, что перевалка нефти через их терминал обойдется для россиян дешевле, благодаря меньшим налоговым сборам и отсутствию бюрократических проволочек, а значит, привлечет потенциальных отправителей нефти. И это не просто слова, а реальность. В мае 2002 года состоялась перевалка российской нефти в Ропельвбухте возле Киркенеса. Три танкера компании «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер» доставили по 15000 тысяч тонн нефти каждый на борт греческого танкера «Shinoussa», дедвейтом 45 тысяч тонн. Владельцу нефти, заинтересованному в снижении затрат на перевозку нефти, в принципе, безразлична государственная принадлежность перевалочного комплекса. Он будет ее отгружать там, где это делают дешевле, быстрее, без чиновничьих проволочек.
Вообще же, озвучивались намерения о строительстве терминалов по перегрузке российской нефти в портах губернии Финнмарк – Варде, Паддебю и Бекфьерде в районе Киркенеса. Судовладелец Bergessen d.y. ASA намерен поставить на якорь старый супертанкер «Berge Enterprise» и использовать его как нефтехранилище и перегрузочный терминал. Норвежцы понимают, что если российские судоходные компании не предпримут своевременных мер по строительству танкеров-челноков ледового класса и танкеров-отвозчиков крупного дедвейта, то значительно возросшие объемы добываемой нефти вывозить на экспорт будет просто нечем. И здесь могут быть востребованы норвежские танкера, общий дедвейт которых насчитывает более 10 млн. тонн. |