Правила и исключения
Одним из основополагающих принципов, заложенных в создание Евросоюза, являются так называемые четыре свободы – свободное передвижение товаров, услуг, капитала и труда. 1 мая 2004 года к старым 15 членам ЕС присоединились 10 новых, в результате чего население ЕС выросло на целых 75 млн человек. Отсутствие визовых ограничений на передвижение граждан внутри Евросоюза не означало автоматического предоставления права на поиск работы в любом государстве. Главным образом потому, что уровень жизни в восточноевропейской восьмерке – Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и Словении (далее – ЕС-8) – значительно отставал от западноевропейского. Так, почасовая оплата труда в Эстонии в пять раз ниже, чем в Финляндии, а средняя заработная плата в Дании превосходит литовскую в восемь раз. По прошествии двух лет после расширения ВВП государств ЕС-8 в расчете на душу населения все еще составляет примерно половину от среднего по союзу. Особенную тревогу вызывала и продолжает вызывать Польша с ее почти 40−миллионным населением.
ВВП на душу населения в некоторых странах ЕС, % от общего
Страна/Год |
1999 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
ЕС-25 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Дания |
127,3 |
126,1 |
121,8 |
122,1 |
122,6 |
122,9 |
122,7 |
Эстония |
41 |
44,4 |
46,3 |
48,7 |
50,6 |
52,9 |
55,1 |
Латвия |
34,1 |
37,1 |
38,7 |
40,6 |
43 |
45,4 |
47,5 |
Литва |
37,5 |
40,5 |
42,3 |
45,9 |
48,2 |
50,5 |
52,4 |
Польша |
45,4 |
45,4 |
45,3 |
45,6 |
46,7 |
47,9 |
49 |
|
Источник: Eurostat |
Во избежание неконтролируемой ситуации на едином рынке труда для ЕС-8 был предусмотрен переходный семилетний период, в течение которого старые члены могли вводить временные миграционные ограничения. Эти семь лет были разбиты на три периода (2+3+2 года), по истечении каждого из которых западноевропейские страны могли вводить меры, предусматривающие дальнейшую либерализацию национальных правил, или, напротив, ужесточать миграционную политику.
В течение первых двух лет после расширения политика старых членов в отношении трудовых мигрантов из ЕС-8 достаточно сильно различалась: Великобритания, Ирландия и Швеция провели либерализацию миграционного законодательства, а Германия и Австрия установили весьма жесткие ограничения. Страны, входящие в договор о едином экономическом пространстве (помимо стран ЕС в ЕЭП входят Норвегия, Исландия и Лихтенштейн), также должны были определить правила допуска граждан ЕС-8 на свои рынки труда.
Временные ограничения на рынке труда в различных странах ЕС/ЕЭП
Страны |
Правила |
Бельгия, Финляндия, Германия, Греция, Франция, Люксембург, Испания |
Ограничительные миграционные правила. Граждане ЕС-8 почти не имеют преференций в сравнении с гражданами стран вне ЕС/ЕЭП. Граждане ЕС8 должны ходатайствовать о разрешении на работу, которое предоставляется только в случае, если на рабочее место не претендует гражданин старого ЕС. В Германии и Австрии также действуют ограничения на возможности предоставления тех или иных услуг |
Австрия, Италия, Португалия |
Ограничительные правила трудовой миграции с установленными квотами для граждан ЕС-8 |
Дания, Норвегия |
Свободный допуск на рынок труда для граждан ЕС-8 при условии полной занятости и оплаты труда в соответствии с национальным уровнем |
Великобритания, Ирландия |
Свободный допуск на рынок труда для граждан ЕС-8, ограниченные права на социальные выплаты. Граждане ЕС8 могут лишиться вида на жительство в случае потери работы |
Швеция |
Свободный допуск на рынок труда, отсутствие ограничений |
|
Источник: Individuell arbeidsinnvandring. Utfordringer to aar etter EU-utvidelsen. Fafo-notat 2006:07 |
Потенции и реальность
Для мигрантов из ЕС-8 желание найти работу за рубежом определялось не только погоней за «длинным евро», но и бегством от безработицы. В Польше и странах Балтии по-прежнему ее уровень значительно превышает среднеевропейский. Если в Балтийских странах уровень безработицы составляет 8−10%, то для Норвегии он не превышает 3,5%.
Выбор страны, в которую едет потенциальный мигрант, определяется степенью строгости миграционной политики, а также географической, культурной и языковой близостью. Так, большинство мигрантов из Эстонии (более 30%) предпочитает искать себя на рынке труда соседней Финляндии. В 1995−2004 годах около 9 тыс. эстонцев переехали в Финляндию на постоянное жительство, и эстонская диаспора в стране Суоми увеличилась до 14 тыс. человек. Наличие знакомых и соотечественников в чужой стране способствует принятию решения о переезде; сдерживающими факторами, напротив, являются наличие семьи и родственников дома, языковые барьеры, затраты на переезд и недостаток информации.
Потенциал эмиграции в Балтийских странах достаточно велик: исследования, проведенные в Литве в 1999 году, показали, что 2,5% литовских граждан планировали отправиться на работу за границу в течение ближайших трех лет. В 2002−2004 годах число желающих отправиться на заграничные заработки составляло 1,6% от всего трудоспособного населения страны. В 2003 году 3,1% всех эстонцев в возрасте 15−64 лет желали переехать за границу на постоянное жительство; в 2004−м 5,4% эстонских врачей и медсестер имели определенные планы на трудоустройство в западноевропейских странах.
Эстонские социологи составили портрет потенциального мигранта. Половина желающих уехать – люди в возрасте 15−29 лет, 41% которых составляют женщины. В миграции в меньшей степени заинтересованы лица с высшим образованием (37%), чем со средним и средним специальным (43%). Среди желающих уехать эстонцы составляют меньшинство – 40% в сравнении с 45% неэстонского населения.
Вопреки опасениям страны ЕС, открывшие двери для трудовой миграции из Восточной Европы, не столкнулись с массовым наплывом пришельцев. Сегодня доля мигрантов из ЕС-8 составляет около 0,2% от численности населения старых членов. Для сравнения: общий процент иммигрантского населения в западноевропейских странах Евросоюза составляет 5,1%. Мигрант из Восточной Европы в большинстве случаев приезжает на заработки на ограниченный срок, среднее время пребывания работника из ЕС-8 на Западе колеблется от года до полутора лет. Опросы показывают, что для 75% желающих уехать за границу эстонцев предпочтительна временная работа в течение нескольких месяцев. Обычно типичный восточноевропейский трудовой мигрант оставляет свою семью дома.
Pardon my French
Значительное количество мигрантов из Балтии предпочли Великобританию и Ирландию. Выбор определяется сравнительно либеральной политикой этих стран в области занятости, языковым фактором, а также резким удешевлением авиационного сообщения. Граждане ЕС-8 получили возможность свободного трудоустройства в туманном Альбионе с 1 мая 2004 года. Этим правом воспользовались свыше 375 тыс. человек, что составляет примерно 0,85% от общего числа работающих.
Число зарегистрированных в Великобритании работников из Балтийских стран и Польши. Май 2004 – май 2006 года
Сектор экономики/страна |
Эстония |
Латвия |
Литва |
Польша |
Административный |
1440 |
8675 |
15515 |
75485 |
Гостиничный бизнес |
920 |
3055 |
7525 |
49735 |
Сельское хозяйство |
615 |
5915 |
9880 |
22830 |
Промышленное производство |
495 |
2050 |
3695 |
17470 |
Пищевая промышленность, в т.ч. рыбопродукты |
270 |
1610 |
2705 |
11750 |
Здравоохранение |
290 |
425 |
1240 |
12440 |
Торговля |
185 |
585 |
1400 |
10045 |
Строительство |
165 |
745 |
1965 |
9185 |
Транспорт |
135 |
190 |
655 |
7970 |
Сфера развлечений |
95 |
290 |
605 |
3500 |
Другие |
175 |
450 |
1080 |
7880 |
Всего |
4790 |
23995 |
46260 |
228280 |
|
Источник: Joint online report by the Home Office, Department for Work and Pensions, HM Revenue & Customs and Department for Communities and Local Government. May 2004 – March 2006 |
Большинство приехавших – это мужчины в возрасте от 18 до 34 лет, преимущественно поляки, следующая по численности группа работников – выходцы из Литвы. Только небольшая часть из них получает социальную помощь. Согласно последним отчетам, вклад трудовых мигрантов в экономику страны составил за последний год примерно 750 млн евро. Великобритания по-прежнему насчитывает около 500 тыс. свободных рабочих мест, требующих напряженного физического труда, и именно сюда устремляется основной поток иностранной рабочей силы. Польские электрики, столяры и каменщики, а также латвийские горничные и официантки заняли большую часть вакансий, но было бы неверно говорить исключительно о малоквалифицированных работниках. Великобритания испытывает недостаток в медицинском персонале и привозит его из ЕС-8; в Варшаве, например, существует даже специальное учебное заведение, поставляющее стоматологов на английский рынок труда.
Ирландия также сразу открыла свой рынок рабочей силы для новых членов ЕС. Эта страна имеет очень низкий уровень безработицы и один из самых высоких показателей экономического роста в Евросоюзе. Граждане Восточной Европы нанимались на работу в Ирландию уже с 1999 года, страна лидирует по числу иностранных работников на душу населения. Численность населения Ирландии составляет 4 млн человек, при этом в ней трудится около 40 тыс. поляков, большинство из которых заняты в строительстве. Многие эксперты считают Ирландию страной, проводящей самую успешную миграционную политику: в стране растет занятость и уровень оплаты труда. За 2005 год средний уровень зарплат вырос на 7%.
Негативные результаты референдума о новой конституции ЕС во Франции в 2005 году во многом объяснялись боязнью дальнейшей глобализации и связанной с этим ростом иммиграции. Противники новой конституции довольно успешно использовали пугало «польского сантехника», отнимающего работу у коренных жителей и являющегося носителем социального демпинга. Франция не стала значимым центром притяжения для работников из Восточной Европы во многом также по причине языковых проблем, и число мигрантов из новых стран ЕС здесь незначительно. Тем не менее безработица остается огромной и 2,5 млн французов не имеют работы.
Норвежское лидерство
Скандинавский рынок труда является одним из самых привлекательных для граждан ЕС-8, особенно выходцев из Балтийских стран и Польши. В период с 1 мая по 31 августа 2005 года разрешения на работу в Дании были выданы 4047 работникам из ЕС-8. В соответствии с данными Статистического управления Дании, число работающих в 2004 году составляло 2.706.434 человек, таким образом, восточноевропейский «вклад» на рынке труда не превышал 0,15%. К концу августа 2005 года половина (50,7%) работников была занята в сельском хозяйстве, садоводстве и лесном хозяйстве, за этими секторами с большим отрывом следовала сфера строительства (7,1%). Доля работающих в сельском хозяйстве мигрантов достигала 5% от всех сельскохозяйственных работников Дании.
92% всех разрешений на работу, выданных властями Дании гражданам ЕС-8, приходилось на Польшу и Балтийские страны; доля Польши составляла 46%, Литвы – 33%, Латвии – 10%, Эстонии – 3,3%. Тот факт, что трудовые мигранты из Литвы столь широко представлены на датском рынке труда, объясняется долгим сотрудничеством в области сельского хозяйства, которое началось сразу после обретения Литвой независимости в 1991 году.
Среди северных стран больше всего мигрантов трудится в Норвегии, несмотря на то что ее рынок труда примерно в два раза меньше шведского, а миграционные законы менее либеральны. С мая 2004−го по август 2005 года Норвегия приняла 13.701 мигранта из ЕС-8, что составляло 47% от их общего числа в Скандинавских странах и Финляндии. По последним данным, с 1 мая 2004 года Норвегия выдала гражданам ЕС-8 свыше 36 тыс. разрешений на работу, при этом еще 21,5 тыс. разрешений было продлено. Страна предоставила право на работу почти такому же числу граждан, как Дания, Швеция и Финляндия вместе взятые.
Что дальше?
В мае 2006 года истекли первые два года пребывания стран ЕС-8 в «большой Европе». Существенной либерализации миграционного законодательства старые страны ЕС не предприняли. Можно лишь отметить, что проживающие в Эстонии и Латвии лица без гражданства (а это в основном русскоязычное население) получили с 1 января 2007 года те же права, что и граждане этих стран. Но создание предприятий и предложение своих услуг в качестве рабочей силы внутри ЕС все еще связано с преодолением множества национальных правил и постановлений. Более ранний, радикальный законопроект Еврокомиссии, нацеленный на решение этой проблемы, был положен под сукно.
Упрямые цифры говорят о том, что наилучших показателей экономического роста при минимальной безработице достигли страны, проводящие наиболее либеральную миграционную политику, – Великобритания, Ирландия, Швеция. Последние исследования убеждают, что потенциал миграции в странах ЕС не превысит 1% от трудоспособного населения. В то же время рынок труда в западноевропейских странах находится под воздействием факторов, не способствующих повышению благосостояния: длительность рабочего дня сокращается, срок получения образования растет, продолжительность жизни увеличивается.
Сегодня одного норвежского пенсионера обеспечивают 4,6 работника, а в 2040 году этот показатель снизится до 2,8. Как разрешить эти противоречия без либерализации миграции, пока неясно. Тем не менее Великобритания и Ирландия решили не открывать свои рынки труда для новоиспеченных еэсовцев – граждан Румынии и Болгарии. Польский сантехник и латвийская официантка стали не столько проблемой, сколько политическим символом противников глобализации.