20.04.2007
"О Григе я уже не говорю, он классик"
– В вашем новом цикле много непопулярных произведений непопулярных композиторов. Пойдут ли слушатели на концерт, увидев фамилию Нильсена?
– Это вообще не такой уж легкий вопрос "Что привлекает слушателя?". Есть сторонники того, что надо играть только архипопулярные вещи, другие говорят: "Нет, это всем надоело – нужны новые произведения". А третьи отвечают: "Не нужны, так как их нельзя продать"! Но так никакого прогресса вообще никогда не будет.
– И тем не менее Скандинавию мало кто числит родиной хорошей классической музыки...
– Зря, почва, конечно, богатая. И королем скандинавской музыки является, конечно, Ян Сибелиус. Он вообще крупнейшая фигура в истории музыки. Ему удалось сохранить свое лицо в ХХ веке при наличии огромного количества "измов", и додекафонии, и электронной музыки. Он никакого отношения к этим поискам не имел, а писал то, что он писал всю жизнь своим языком. Более того, он, как известно, удалился в свой "скит" – Ярвенляя, это местечко в 30 километрах от Хельсинки, и никогда оттуда не выезжал в течение 40 лет. И в общем, очень мало тогда сочинял. Он не воспринимал того, что происходит в современном музыкальном мире, и боялся, что его считают старомодным. Эти опасения довели его до того, что он уничтожил свою 8-ю симфонию, которая была объявлена к исполнению в Бостоне под управлением Кусевицкого. Премьера ведь так и не состоялась. И партитуры нет.
– Да, я вспоминаю эту историю. Ведь симфонию ждали, висели афиши...
– Это, конечно, и колоссальная трагедия, и колоссальное мужество, человек слишком серьезно относился к тому, что он творит. Второй по величине композитор, мне кажется, Нильсен, очень мало известный за пределами Дании. У нас, насколько я помню, никогда не шли его оперы, никогда не исполнялись кантаты и симфонии. Нильсен тоже имеет черту, которая присуща настоящему творцу: он узнаваем, ни на кого не похож. Даже на Сибелиуса! Много общих черт, но разница все равно большая.
– Подождите, а Григ? Он-то на каком месте?
– Ну, о Григе я уже не говорю. Он просто классик. В современной Норвегии нет таких композиторов. При том что симфоническая культура в скандинавских странах, я имею в виду качество симфонических оркестров, на очень высоком уровне.
– А почему в цикл не включены шведские композиторы?
– Я просто хочу в будущем сделать другой цикл, который полностью состоит из произведений шведских композиторов. Не потому, что они лучше других, а потому, что из разнообразной панорамы шведской музыки не хочется ничего упускать. Я много играл их произведения, когда в течение семи лет руководил Стокгольмским Королевским филармоническим оркестром.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: "Коммерсантъ. "
Автор: АННА УРМАНЦЕВА
Обсудить на форуме norge.ru

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|