02.07.2007
Подарок Андерсена
Норвегия стала совладельцем крупнейшего машиностроительного концерна Aker Kvaerner, обеспечив его долговременную защиту от недружественного поглощения. Несмотря на победные реляции правительства, ряд экспертов считают, что налогоплательщик заплатит за сохранение норвежской «прописки» концерна слишком высокую цену
Министр промышленности и торговли Норвегии Даг Терье Андерсен объявил о том, что правительство страны станет совладельцем многопрофильного машиностроительного концерна Aker Kvaerner, крупнейший акционер которого – компания Aker, принадлежащая одному из самых богатых людей Норвегии Хьеллю Инге Рёкке. Партнерами правительства в сделке выступят шведские концерны Saab и Investor.
Частичная национализация предприятия является гарантией того, что в течение следующего десятилетия его производственные мощности останутся в стране. «Это историческое соглашение, в результате которого Aker Kvaerner получит собственников на продолжительное время, а за созданными в Норвегии высокими технологиями закрепится национальная принадлежность», – заявил министр.
Школа капитализма
Для реализации сделки Aker создаст новую структуру – Aker Holding, куда в качестве уставного капитала Aker Kvaerner внесет все свои 40,1% акций стоимостью 2,69 млрд долларов. Цена пакета рассчитывается исходя из среднерыночной стоимости акций за последние четыре недели. Затем Aker продаст пакет в 40% акций Aker Holding своим партнерам: 30% акций получит норвежское государство, 7,5% – Saab и 2,5% – Investor. Таким образом государство станет собственником 12% акций Aker Kvaerner, а оставшиеся 4% приобретут шведские компании.
А во вновь созданной структуре Aker Holding подконтрольная Рёкке структура получит 60% акций, большинство в совете директоров и вдобавок свыше 1 млрд долларов. Неудивительно, что руководитель Aker Kvaerner Мартинус Брандал так отозвался о сделке: «Это решение обеспечивает долговременную перспективу и стабильность, а также твердую основу для продолжения роста прибыли компании».
Рёкке давно подыскивал стратегического партнера для любимого детища. В прошлом году он предложил акции Aker Kvaerner нефтегазовой компании Norsk Hydro – своему крупнейшему клиенту на «Ормен Ланге» и других оффшорных месторождениях. Но после решения «Газпрома» о самостоятельной разработке Штокмановского месторождения и последовавшего слияния Hydro и Statoil планы Рёкке рухнули. Расстроенный магнат даже позвонил премьер-министру и нескольким депутатам Стортинга и напомнил им о своей поддержке на последних парламентских выборах. Звонками дело, однако, не ограничилось.
В начале года телекомпания TV2 распространила новость о желании «Газпрома» стать совладельцем Aker Kvaerner. «Это был намек на враждебное поглощение, которого нужно избежать, задав концерну совсем другое направление движения», – заявил газете Dagens Naeringsliv неназванный источник в промышленных кругах страны. До сих пор слухи о переговорах с российской компанией никто не подтвердил, однако для профсоюзов было достаточно эвентуальной угрозы потери рабочих мест. Они стали давить на своего традиционного партнера – правящую Рабочую партию, и их озабоченность дошла до правительства.
От предложения нельзя отказаться
Участия одного государства в финансовой поддержке Aker Kvaerner было недостаточно. Потребовалось найти авторитетного иностранного партнера, который заинтересован в долгосрочных вложениях в концерн, но не является прямым конкурентом норвежских компаний. Среди первых в списке значились промышленные структуры Маркуса Валленберга – одного из самых известных бизнесменов Швеции. «Я был немного удивлен, но это интересная возможность. Мы искали разные варианты, позволяющие развить наши отношения с Норвегией в промышленном секторе», – заявил Валленберг газете Aftenposten.
Официально желание Валленберга участвовать в стратегическом партнерстве с Aker Kvaerner объясняется расширением сотрудничества двух стран в области добычи углеводородов на шельфе арктических морей. Но следует отметить то обстоятельство, что Saab конкурирует с американской Lockheed Martin в конкурсе на поставку в Норвегию истребителей нового поколения на сумму порядка 8 млрд долларов. Как сообщали СМИ, прежде военные склонялись к выбору в пользу американцев, но теперь могут принять иное решение. Возможно, норвежцы, добивающиеся попадания своих компаний в Штокмановский проект, считают, что оснащение их ВВС самолетами нейтральной Швеции будет меньше раздражать российское руководство.
Материал подготовлен экспертом BRC-info П. Прохоровым
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: «Эксперт»
Обсудить на форуме norge.ru

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|