25.08.2007
Как защититься от аварий?
СЕВЕРНАЯ природа слишком ранима перед угрозой каких-либо аварий. Именно поэтому в ходе визита премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга в Мурманскую область, пожалуй, главное внимание было уделено экологической безопасности. От ее уровня будет напрямую зависеть успешность реализации проектов по транспортировке нефти в Арктике.
Разлив нефти не знает границ
ЕЩЕ В 2005 году между Мурманской областью и норвежской компанией «Статойл» был заключен меморандум о взаимопонимании и технико-экономическом сотрудничестве. Одним из его итогов стала передача Мурманскому бассейновому аварийно-спасательному управлению современного норвежского оборудования для систем сбора нефтяных пятен. В его состав входит так называемый скиммер «Трансрек 350», обеспечивающий работу на участках по ликвидации аварийных разливов нефти. Стоимость оборудования составляет 1 млн 390 тысяч евро, а спроектировано оно с учетом суровых погодных условий Севера и предназначено для размещения на морских судах.
Но оборудование — это только полдела, нужно научиться им грамотно управлять. Для этого норвежские коллеги с фирмы «FRAMO» провели для мурманских специалистов ряд практических занятий.
— Наш опыт показывает, что аварии при транспортировке нефти случаются, но где именно они могут произойти, предсказать очень сложно. Разлив нефти не знает границ, и если загрязнение произойдет на российской стороне, то оно может распространиться и в Норвегию, — отметил вице-президент Норвежской службы береговой охраны Тур Кристиан Слетнер. — У нас происходит пока что слишком мало аварий, потому что грузопоток невелик.
Но через 5–7 лет грузопоток возрастет в несколько раз, до 20–25 млн тонн. И безаварийной работы, какими бы современными не были технологии, уверяют специалисты, не избежать. Можно лишь свести риск катастрофы к минимуму.
Главные ресурсы — спасатели
УЖЕ сегодня в Мурманской области действуют несколько крупных рейдовых терминалов по перевалке нефтепродуктов — Белокаменка, Махнаткина Пахта, СРЗ-35 и другие. Безопасность их функционирования обеспечивают специалисты Мурманского бассейнового аварийно-спасательного управления. В его распоряжении на случай ЧП находятся 152 спасателя и 33 спасателя из Архангельского филиала. Они зарекомендовали себя как опытные специалисты, участвовав в операциях по откачке нефтепродуктов при авариях траулеров «Мурманск», «Катрин», «Индель», теплохода «Степан Разин».
Но учитывая скорое освоение арктического шельфа, спасателей явно недостаточно. По инициативе Всемирного фонда дикой природы в Мурманске и центра «Экоспас» было подготовлено 135 добровольцев по ликвидации аварийных разливов нефти. В 2005–2006 годах наши добровольцы участвовали в учениях в Мурманске, Белокаменке, Лувеньги, Вадсе. Теперь они взяты на учет специалистами МЧС и в случае чрезвычайной ситуации будут мобилизованы. А этой осенью пройдут учения у новой группы добровольцев.
Комментарий
Первым делом в ходе своего визита в Мурманск премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг отправился с губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым к памятнику Защитникам Заполярья, где возложил цветы к монументу.
К спасателям Мурманского бассейнового аварийно-спасательного управления господин Столтенберг пришел не с пустыми руками, передав в их распоряжение уникальное оборудование по ликвидации аварийных разливов нефти. Затем на борту теплохода «Полярис» гость отправился на левый берег Кольского залива. Здесь, в поселке Абрам-мыс, премьер-министр посетил производственный цех инжиниринговой компании «Рейнертсен», которая арендовала производственные мощности Мурманской судоверфи.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Аргументы и факты
Автор: Сергей СУРОВЦЕВ

Новости из Норвегии. Интересные новости и публикации о Норвегии. Отношения между Россией и Норвегией. Актуальные новости о Норвегии на сайте norge.ru в открытом доступе. Так же доступны: версия для печати, rss канал, архив новостей, обсуждение новостей на форуме.
|